Высший антикоррупционный суд 9 октября решил закрыть дело «Роттердам+» по истечении срока досудебного расследования. Об этом сообщила Специализированная антикоррупционная прокуратура. Прокурор САП не согласен с таким решением суда и обжалует его в суде апелляционной инстанции.
- В ходе предварительного рассмотрения коллегия судей ВАКС приняла решение о закрытии дела «Роттердам+» по основаниям п. 10 ч. 1 ст. 284 УПК РФ, то есть истечение срока досудебного расследования, определенного статьей 219 настоящего Кодекса, после сообщения лицу о подозрении. Указанное решение принято с особым мнением одного из судей коллегии, говорится в сообщении.
Дело известное как «Роттердам+» зарегистрировали в Едином реестре досудебных расследований еще 24 марта 2017 года. В марте 2023 года прокуроры САП по результатам расследования НАБУ направили в суд обвинительный акт в отношении шести человек, причастных к введению так называемой формулы «Роттердам+». Среди обвиняемых: председатель Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), член НКРЭКУ, начальник отдела НКРЭКУ, руководитель управления НКРЭКУ, заместитель коммерческого директора одной из частных компаний группы – ключевой оператор рынка теплогенерации Украины и директор департамента одной из компаний указанной группы (должности указаны к моменту совершения преступления).
По оценке следствия, формула привела к более чем 19,3 млрд гривен убытков потребителям электроэнергии в течение 2016-2017 годов. Прокурор также заявлял гражданский иск о возмещении ущерба, причиненного государству.
Действия всех обвиняемых квалифицировали по ч. 2 ст. 364 Уголовного кодекса Украины – злоупотребление служебным положением. Представителям частных компаний инкриминировали пособничество.
Формула «Роттердам+» работала в Украине с мая 2016-го по 2019 год. Ее ввела Нацкомиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг как схема расчета стоимости угля для ТЭС. В итоге она определяла конечную цену на электроэнергию.
Согласно формуле «Роттердам+», стоимость угля для ТЭС зависела от цены на уголь на европейском рынке, а именно в порту города Роттердам в Нидерландах. К этой цене прибавляли стоимость транспортировки угля из Роттердама, хотя львиную долю угля ТЭС покупали не в Нидерландах, а в Украине, России или с оккупированных территорий. Поэтому на самом деле цена угля была ниже и ТЭС получали сверхприбыли. Больше всего от этого выигрывала компания ДТЭК бизнесмена Рината Ахметова, которая является монополистом на рынке и имеет больше всего ТЭС в стране. Платили за это потребители, которые имели высокие тарифы на электроэнергию.