Актуальные цены на топливо.
По информации аналитиков, 1 ноября в среднем цены на бензин, дизель и сжиженный газ таковы:.
A-95+ стоит 58,27 грн/л; А-95 - 55,46 грн/л; А-92 - 53,54 грн/л; дизтопливо - 55,59 грн/л; автомобильный газ - 28,01 грн/л.
Причины колебаний на рынке.
Власти объясняют причины того, что цены на топливорастут.
По словам члена комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Алексея Устенко, главным фактором удорожания стоимости горючего в Украине стало изменение способа его поставок на фоне глобального роста цен на нефть.
"Самая первая причина – это то, что у нас изменилась логистика.
То, что раньше заходило, например, по железной дороге до начала войны, на сегодняшний день заходит автотранспортом.
То есть большая часть топлива, которое мы завозим, как бензин и автогаз, и дизельное топливо – это именно автомобильный транспорт",- объяснил народный депутат в эфире национального телемарафона в середине октября.
По его словам, только закупочные цены в странах, из которых импортируют горючее (Румыния, Болгария, страны Балтии и Польша), стоимость растаможки и акцизов в Украине дают в совокупности 44-45 гривен за литр горючего (на начало октября).
К тому же, отметил Усенко, нужно добавить затраты на логистику, заработную плату водителя и т.
Также нефть дорожает на мировых рынках.
"Каких-то пессимистических прогнозов я бы не делал, что нефть будет лететь вверх в цене.
Будем надеяться, что, например, та же Саудовская Аравия увеличит добычу и соглашение, которое должно было быть между странами-участниками ОПЕК состоится, они увеличат добычу и наоборот цена на нефть будет уменьшаться",– говорит Устенко.
Относительно автогаза, средняя цена на топливо за месяц (2-31 октября) в сетях АЗС выросла на 2,44 грн/л – до 28,19 грн/л, пишет enkorr.
Причины его подорожания называют аналитики Forbes.
Они отмечают, что 17 октября в Украине начали действовать новые правила растаможивания горючего.
Верховная Рада приняла закон 23 августа.
Раньше таможенники просили только сертификат происхождения горючего, а теперь требуют документы обо всем пути автогаза от завода-производителя до самой границы.
Цель перемен – остановить импорт в Украину автогаза российского происхождения.
В свою очередь эксперт консалтинговой группы А-95 Артем Куюн называет самой главной причиной удорожания газа фактор задержек на границе.
Он говорит, что газовозы стоят на границах по 10-12 дней.
В Украине тогда тенденция отыграла лишь частично из-за слабых продаж и ритмических поставок газа, закупленного ранее по более низким ценам.
"Отсроченное подорожание + пробки на границе + новые правила на таможне = 2,2 грн/л в оптовом секторе за неделю.
За тот же период средняя розничная цена подросла на 60 коп",– отмечает эксперт.
Не стоит забывать и о том, что на цены на топливо сильно влияет ситуация в международной среде, а именно война на Ближнем Востоке.
В первую очередь, опасения вызывает вероятное вступление Ирана в конфликт.
Экономисты отмечают, что к началу боевых действий в Израиле на мировом рынке нефтепродуктов наметились тенденции к снижению цен на топливо: бензин, дизель и автомобильный газ.
Но рынки замерли.
"В случае, если эта война быстро будет развязана и там в течение недели-двух, то соответственно будет поставлена точка.
То цены, скорее всего, продолжат свою тенденцию к уменьшению",- говорит руководитель аналитического направления сети АНТС Илья Несходовский в эфире ТСН.
В свою очередь президент центра глобалистики Стратегия ХХІ Михаил Гончар считает, что текущие события на Ближнем Востоке действительно влияют на цены, сводить все тенденции на рынке к этому влиянию не стоит.
"Главным фактором является то, что на сегодняшний день двое из трех главных игроков на мировом рынке - Саудовская Аравия и Россия - придерживаются молчаливого соглашения по увеличению цен на нефть.
Обе страны остро нуждаются в деньгах, россияне - на войну, а саудиты - на амбициозные проекты развития, которые продвигает принц Мухаммед ибн Салман.
Поэтому они принимают меры для повышения мировых цен на нефть",– говорит Гончар в разговоре с Апострофом.
Чего ждать водителям.
В эфире Суспільного Артем Куюн сделал свой прогноз на то, насколько еще будет дорожать топливо в Украине.
"Газ подорожал на гривну за последнюю неделю, еще на две гривны — с начала октября.
Оптовая цена выросла на 4 грн.
То есть мы понимаем, что еще две гривны может прибавиться к цене.
То есть этот потенциал удорожания определен темпами повышения цены оптов.
Скорее все, мы сможем увидеть цену на газ в 30 гривен", – говорит он.
Что касается бензина и дизеля, то этот вид топлива тоже стоит в очередях на границе.
"В Украине этих товаров гораздо больше, чем сжиженного газа и поэтому сжиженный газ на этот кризис реагирует более остро.
За последние недели цена на бензин упала в сетях на 20-30 копеек, а то и до 50.
Дизель как минимум не растет в цене",– говорит Куюн.
К слову, есть и положительные прогнозы.
Так, рынок готовится к сезонному снижению потребления горючего по окончании полевых работ и начале зимнего сезона.
Основатель группы компаний Прайм Дмитрий Леушкин в разговоре с порталом Delo говорит, что ситуация на рынке остается напряженной из-за перебоев с поставками из-за южных границ Украины.
В то же время крупные сети АЗС нарастили поставки топлива в страну, а более мелкие импортеры, у которых были проблемы с задержками партий топлива на границе, начинают постепенно переориентироваться по поставкам топлива из Болгарии, Молдовы и Румынии на Литву, Латвию и Польшу.
Это позволяет сохранить определенную стабильность на топливном рынке.
"Ситуация стабилизируется в то время как упадет спрос на топливо и закончится сезон активного потребления.
Сейчас колебания как раз из-за высокого потребления топлива.
Спрос уже несколько упал из-за дождливой погоды, но очевидно еще несколько недель будет держаться осенняя погода.
Поэтому спрос пока не будет переходить в осенне-зимний режим низкого потребления, хоть и расти он уже не будет", - говорит Леушкин.
Валерия Шипуля.