MY.UAНовости
Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов
Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов

Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов

Блокирование украинско-польской границы создало кучу проблем уже через несколько дней

Польская граница фактически заблокирована. С 7 ноября перевозчики соседней страны почти не пропускают грузовики. На популярных пунктах пересечения границы трафик упал в разы. Цены на перевозку растут. Сегодня забастовка может прекратиться, но у поляков есть разрешение на акции до 3 января 2024 года. Так что даже если удастся договориться, блокировка границы может возобновиться в любой момент. Бизнес-Телеграф узнал, что происходит на границе с Польшей.

Итог первых трех дней протеста печален. Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко говорит, что вопрос критический. "Чем это закончится, пока неясно. Но чем так ехать, перевозчикам проще вообще не ехать. Перевозки дорожают, доставка товаров замедляется", — говорит Берестенко. Бизнес уже заговорил о перебоях в поставках товаров и их удорожании из-за коллапса на украинско-польской границе.

И это при том, что без польских протестов проблем на границах хватало. Грузовики стабильно стояли в очереди по 7-15 дней. Как говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук, за несколько месяцев перевозки подорожали почти вдвое. Что, хоть и с опозданием, станет заметным на ценниках всех товаров.

Как зерновые схемы, но в перевозках

О требованиях польских перевозчиков "Бизнес Телеграф" уже писал. Упрощенно: поляки раздражены конкуренцией со стороны украинских перевозчиков. В Минобновлении большинство требований назвали нереальными. Такого же мнения придерживается и Берестнко. "Когда Польша вступила в ЕС, ей же никто не блокировал границы, не вводил разрешения и квоты? Поляки смогли получить почти 50% рынка европейских перевозок. А теперь они злятся, что мы эту долю отбираем, – отмечает Берестенко. – Да, мы конкурируем тарифом, у нас более дешевая рабочая сила и мы готовы работаю с меньшей маржой. Но с другой стороны, у них есть доступ к дешевым кредитам, а у нас – нет. Поэтому вопрос конкуренции – риторический".

Требования польских перевозчиков

Раздражение поляков можно понять. Местные медиа пишут, что до недавнего времени был паритет. 180 000 разрешений в год получали польские фуры, такое же количество – украинский. После упразднения этой системы ожидается миллион поездок украинских перевозчиков через Польшу. А вот польские перевозчики сталкиваются с проблемами при выезде из Украины. Электронную очередь можно забронировать только с территории Украины, очередь – 12 дней, рейс выполняют за день-два, остальные 10 дней сидят в машинах. А украинские компании якобы бронируют заранее, и могут по ходу сменить номер машины. Полякам такого права Украина не дает. В результате в конце октября-начале ноября в очередях на границе стояло 27 000 грузовиков, из них польских — всего 1 700.

Источник в украинской бизнес-среде согласен, что у поляков есть причины для недовольства. "Многие украинские перевозчики на начало полномасштабного вторжения, или чуть позже, сумели пробраться в Европу с автомобилями. В Украину они вернуться не могут, потому что за рулем мужчины. Поэтому активно регистрируют бизнес из Польши, и даже с 1-2 фурами начинают кататься по Европе. Понятно, что польским перевозчикам это не нравится, потому что наши новоявленные предприниматели сбивают цены, то есть фактически повторяется та же схема, что и с зерном – сотни мелких перевозчиков из Украины "ломают" рынок, демпингуют, а в результате польские транспортники недовольны всеми украинскими перевозчиками ", – говорит предприниматель, что не хочет называть себя.

Официально в Украине настаивают на том, что большинство требований польских перевозчиков нереальны. Заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач отметил, что нереалистично вернуться к системе выдачи договоров для украинских водителей для поездок ЕС, поскольку о "безвизе" есть договоренность на уровне Евросоюза. И мол, не полякам ее отменять.

То же самое по системе "Путь" — это внутренняя украинская система, и, мол, причем здесь вообще поляки. Более того, это требование несколько раздражает украинскую сторону. Дело в том, что ехать в Украину не хотят ни находящиеся за рубежом польские, ни украинские водители. Первые боятся войны, вторые боятся, что не выпустят. Поляки хотят бронировать украинских водителей, работающих в нашей стране. А в системе "Путь" есть прямые контакты.

И так о большинстве пунктов польских требований.

Виктор Берестенко говорит, что поляки просто "поднимают ставки" – бояться нашествия нашего бизнеса, который их может просто "задавить" более низкими тарифами при таком же качестве сервиса. По его мнению, проблема очень серьезная. И ее решение на самом высоком политическом уровне. "Здесь уже президенты должны вмешиваться. Иначе – транспортный коллапс", – отметил Берестенко. То есть когда и чем в итоге решится проблема перевозчиков — вопрос пока открыт.

Что с очередями и ценами

Что в это время происходит на границе? Митингующие заявили, что будут пропускать по одной машине в час, и беспрепятственно — фуры с гуманитаркой, скоропортящимися и стратегически важными товарами, в том числе топливом.

Это заметно по статистике пересечения границы. Краковец, где сконцентрированы гуманитарные грузы, работает почти так же, как и до начала забастовки. Ягодин и Рава-Русская упали очень сильно. Для упрощения и наглядности "Бизнес-телеграф" составил график.

Влияние стачки на пропускную способность украинской границы

"Грузовки на границе с Польшей стоят не в очереди, а вовсе", — жалуется директор департамента международных перевозок группы логистических компаний Zammler Украина Александр Кирилюк. "Обещали пропускать только грузы с живыми животными, короткими сроками хранения, гуманитарные или военные, но чтобы их забрать, кто-то должен уехать из Украины, а польская сторона не выпускает. Выходит замкнутый круг", — ответил Кирилюк на вопрос "Бизнес-Телеграфа".

Удорожание и новшества

Ситуация на границе была сложной и для протестов. Фуры стояли в очереди по 7-15 дней, что повлияло на стоимость перевозок. "Например, из Литвы в Украину доставка подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, из Бельгии в Украину – на 1500 евро – до 4 000 за фуру. И все это – практически за месяц" – говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук.

Главная причина удорожания – дефицит фур. Спрос уже намного превышает предложение. Нехватку машин Берестенко связывает с увеличением срока их оборачиваемости из-за очередей. Если же польские протесты затянутся, то очереди могут увеличиться. К примеру, если на Ягодине будут пропускать, как сейчас – по 33 авто в день, то в очереди придется стоять около 160 дней. "Понятно, что на таких условиях вообще никто никуда не поедет или такса будет просто космической", — отметил Берестенко.

Украина реформирует разрешительную систему. И тем самым подтверждает отдельные обвинения со стороны поляков.

Да, в системе электронной очереди нужно будет вносить VIN-код авто и нельзя будет изменять номера машин. Как и регистрировать автомобили еще до подхода к границе. "В онлайн-очереди будут только на 100% верифицированы авто", — заявил глава Госагентства восстановления и развития территорий Мустафа Найем.

Но именно регистрация только с территории Украины – то, чем возмущаются поляки. Потому это может только подлить масла в огонь.

Очереди на границах в последнее время существенно выросли, и главная проблема, по словам Берестенко, — рост доли автотранспорта в импорте и экспорте товаров. "Единственный выход — наращивать морские перевозки, чтобы по ним шел хотя бы миллион контейнеров. Никакими реформами на пунктах пропуска проблему не решить", — считает он.

Еще одно недавнее новшество на границе – возвращение старых правил по таможенному оформлению. С 7 ноября упрощенная схема – без осмотра всего автотранспорта – уже не работает. Теперь таможенники вправе потребовать все грузы на досмотр. Но, как заявили в Гостаможслужбе, они не будут осматривать полностью все грузы, остановятся только на рисковых. Однако компании, которые до 7 ноября не успели получить документы на упрощенное освидетельствование (а таких большинство), обязаны будут предъявлять товары по первому требованию таможни. "Речь идет о доставке товаров в зону таможенного контроля", — говорит председатель Секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

По расчетам Берестенко, это может продлить очереди еще на сутки.

Что с дефицитом и ценами

Через польскую границу идет львиная доля импорта и экспорта. "Поэтому из-за блокировки движения возможны сбои в доставке товаров", – говорит Берестенко.

"На сегодняшний день наблюдаем достаточно большие очереди, но то количество авто, которое у нас есть, позволяет доставлять топливо на АЗС. Сначала мы паниковали, хотя пока есть возможность не допустить дефицита", — сказал "Бизнес-Телеграфу" директор отдела маркетинга сети АЗС. "БРСМ-Нефть" Александр Мельинчук.

Польская граница обеспечивает основную поставку топлива в Украину. По данным главы агентства "А-95" Сергея Куюн, в октябре через него прошло 36% от общего объема импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизеля. И именно по автогазу могут возникнуть основные проблемы. Ценники на него за последний месяц уже и так взлетели на 20% – до 31,5 гривен за литр. По системе е-очереди ждать выезда автотранспорта нужно 11-13 дней, хотя еще летом было 3-4 дня. То есть резко упала оборачиваемость авто, а машин больше нет. "Рынок переходит на железнодорожные перевозки, но это не мгновенный процесс", — отмечает Куюн.

Ситуация по топливу на границе разная. К примеру, пункт Шегини работает в обычном режиме, на Ягодине очередь растянулась. Как это по итогу скажется на ценниках на украинских АЗС – вопрос открытый. "Если пойдут перебои со снабжением топливом – могут на 5-7% поднять и цены", — говорит Куюн.

То же самое по всем товарам. "Это процесс не мгновенный. Сначала дорожают перевозки, что компания пытается компенсировать за свой счет. Затем сумма становится неподъемной и мы вынуждены закладывать ее в ценники на товары", — говорит Александр Барсук. По его мнению, подорожание логистики — это как минимум 5% стоимости всех товаров-импортных и тех, в производстве которых используется импортное сырье, а это продукты питания, одежда, обувь лекарства и т.д.

Забастовка может прекратиться уже сегодня. Как вчера сообщил "Бизнес-Телеграфу" председатель АСМАП Владимир Балин, есть надежда, что с 10 ноября польские перевозчики приостановят забастовку и разблокируют границы, по крайней мере, во время переговоров активистов с польским Мининфраструктурой, которые уже начались.

"Сегодня бастующие встречались с представителями Мининфраструктуры и Люблинского воеводства, изложили им свой список требований. Что касается Украины, то пока Министерство восстановления официально никаких требований от бастующих не получало, об этом нам сегодня сказали на совещании по ситуации на границе. Думаю, требования к украинской стороне будут исходить не от самих перевозчиков, а от польского Министерства инфраструктуры", — говорит Балин.

В любом случае придется договариваться. Потому как показало несколько дней забастовки, без польской границы Украине очень тяжело.

Теги по теме
Польща
Источник материала
Упоминаемые персоны
Джамала продала дом под Киевом: певица назвала причину и где сейчас живет с детьми
TSN
Какие платья нельзя носить женщинам за 50: такие модели выглядят нелепо и добавляют возраст
TSN
Мадонна кардинально изменила стиль ради мамы
Корреспондент
Известный украинский певец высказался о неизлечимом сыне и раскрыл главную проблему
TSN
В Праге к столетию украинского музея открыли выставку в Сенате
TSN
Даша Малахова призналась в бывших романах с женщинами и сделала заявление: "Прошу увидеть реальность"
TSN
Ирина Билык показалась с двумя сыновьями и раскрыла подробности личной жизни
TSN
Победитель Евровидения-2025 хочет исключить Израиль из конкурса
Корреспондент
Утреннее шоу возвращается: Apple TV объявил дату премьеры четвертого сезона
Корреспондент
Стало известно, каким водителям больше нельзя управлять автомобилем
UAToday
Škoda Favorit 1987 года переосмыслили как электрокар для нового поколения
Корреспондент
Китай поставил под угрозу производство электромобилей в Европе
Корреспондент
Bentley возвращает в продажу 96-летний Blower
Корреспондент
Мировые продажи Toyota бьют рекорды
Корреспондент
Лобстеры как извинение: Албон угостил Расселла за Гран-при Монако
Корреспондент
Французская Alpine представила электрокроссовер A390 с тремя двигателями
Корреспондент
Китайский автопроизводитель разозлил владельцев авто рекламой в салоне
Корреспондент
Представлен обновленный Land Rover Defender
Корреспондент
Этот паразит грызет клетки человека: ученые сделали жуткое открытие
TSN
Враги помидоров: список растений, которые нельзя сажать рядом
TSN
Мыло или гель для душа: что выбрать для кожи и гигиены
UAToday
Тля на смородине: методы борьбы с вредителями
TSN
Не только кипяток: как быстро снять кожуру с помидоров без бланширования
TSN
Витамины для кожи: которые следует принимать, а от которых лучше воздержаться
UAToday
Как личность влияет на сон: ученые поразили исследованием
UAToday
Чем полезен творог и стоит ли есть его каждый день: диетологи рассказали обо всех нюансах
UAToday
Парадокс похудения: ученые выяснили, почему сожженные килограммы быстро возвращаются
UAToday
Эти два знака зодиака могут тянуть из вас энергию: как их распознать и защититься
TSN
Главная стрижка лета-2025: трендовые варианты
TSN
Гороскоп для знаков зодиака на 22 мая 2025 года
Корреспондент
Клубничный бум: непревзойденная галета к кофе или чаю
TSN
Чтобы клубни были гигантских размеров: идеальная подкормка для картофеля перед цветением
TSN
Как часто и как правильно поливать клубнику: правильный уход за кустами для хорошего урожая
TSN
Гороскоп на 23 мая 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
Гороскоп на 25 мая 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
Тельцам следует показывать свои преимущества, а Скорпионам следует позволить себе радоваться: астрологический прогноз на рунах на 19 мая 2025 года
TSN
Зеленский рассказал о ситуации с ракетами Taurus
Корреспондент
В ОП выдвинули условия России для переговоров
Корреспондент
Как движение в ЕС заставляет Украину изменить правила выборов
Европейская правда
Разведка США раскрыла планы Путина на 2025 год
Корреспондент
Дроны СБУ массово атакуют аэродромы РФ
Корреспондент
Высший суд Венгрии отменил запрет полиции на марш против гомофобии
Европейская правда
Зеленский в Ватикане встретился с Венсом
Европейская правда
Президентские выборы в Польше: подсчитано 99% бюллетеней
Корреспондент
Германия не приняла решение о передаче Украине ракет Taurus - СМИ
Корреспондент
Курс валют на выходные, 31 мая и 1 июня: сколько стоят доллар, евро и злотый
TSN
Выращивание картофеля: аграрные секреты, о которых знают не все
TSN
Швеция ослабляет 100-летнюю жесткую монополию на продажу алкоголя
Европейская правда
В Украине выросло энергопотребление в конце недели
Корреспондент
В России признали критическую зависимость от западных микрочипов
Корреспондент
В Украине действуют новые лимиты на денежные переводы
Корреспондент
Немецкий банк заблокировал Шредеру выплаты из России
Корреспондент
Санкции уничтожают агросектор РФ - разведка
Корреспондент
Доллар подорожал: курс валют на 19 мая 2025
TSN
Удар по Харькову: повреждены более 30 домов и транспортное депо
Корреспондент
ВСУ ведут бои на девяти направлениях - Генштаб
Корреспондент
Синоптики дали прогноз погоды на сегодня 24 мая в Украине
UAToday
Генштаб рассказал о ситуации с боями на фронте
Корреспондент
Житомирская область подверглась одной из самых масштабных атак
Корреспондент
РФ наступает на Сумщине: пограничники назвали самые горячие направления
Корреспондент
Генштаб показал новые карты боев на фронте
Корреспондент
На подконтрольную Украине территорию вернули еще 9 детей
Корреспондент
ЗСУ уничтожили российскую РЛС Зоопарк стоимостью $24 млн
Корреспондент
Максим Нелипа погиб на войне: когда будет прощание и почему его сын не сможет попасть на похороны
TSN
Новое усиление мобилизации: кого ищут ТЦК
Корреспондент
25 мая — какой церковный праздник, почему нельзя резать, рубить или использовать острые лезвия
TSN
Германия вооружит Украину дополнительно на €5 млрд
Корреспондент
В Британию за сутки прибыли почти 1200 мигрантов – это один из рекордов
Европейская правда
Более 40 самолетов поражены на четырех аэродромах РФ - журналист
Корреспондент
В Турции обнаружили христианскую мозаику накануне визита Папы Римского
Корреспондент
РФ выпустила по Украине почти 500 дронов и ракет
Корреспондент
В США британца обвинили в попытке контрабанды военных технологий в Китай
Европейская правда
В NASA зафиксировали в океане гигантскую форму жизни: ее видно даже из космоса
UAToday
В Великобритании нашли скульптуру богини победы возрастом более 1800 лет
Корреспондент
Команда с украинцем выиграла в Казахстане турнир по Counter-Strike 2
Корреспондент
На Солнце произошел крупнейший с начала года выброс плазмы в сторону Земли
Корреспондент
Мобильную связь в Украине из-за атак "Шахедов" могут выключать
TSN
SpaceX вывела на орбиту спутник GPS
Корреспондент
Sony прекратила самостоятельное производство смартфонов Xperia
Корреспондент
В обновленной версии ИИ DeepSeek R1 усилили цензуру
Корреспондент
В Китае нашли череп, который не принадлежит ни одному из известных видов че
Корреспондент
В России группа врачей продавала детей за границу
Корреспондент
Атака на Киев: известны уточненные данные о последствиях
Корреспондент
В Киеве на американца упал балкон у подъезда многоэтажки
VGorode
Главу центрального банка Словакии осудили за коррупцию
Корреспондент
Взрывы слышны возле базы подводных лодок РФ - СМИ
Корреспондент
Обрушение мостов в РФ: россияне заявили о подрывах
Корреспондент
В Польше голый украинец бегал по улице и прыгал на авто
TSN
У границы Чехии и Германии полиция застрелила мужчину
Европейская правда
На Закарпатье произошло землетрясение
Корреспондент
Довбик назвал настоящего лидера сборной Украины
Корреспондент
Гарсия перед провальным боем травмировался: Была операция
Корреспондент
90 лет без титула, и вот наконец Юнион Сент-Жиллуаз в Бельгии снова чемпион
Корреспондент
Прощание с Реалом: заключительный матч сезона стал последним для Модрича
Корреспондент
Два клуба уже гарантировали себе место на КЧМ-2029, ещё двое близки к этому
Корреспондент
Плант выразил готовность к реваншу со своим неожиданным обидчиком
Корреспондент
Достойное обновление эмблемы на форме Динамо после 30-го чемпионства
Корреспондент
Александрию оставили игрок сборной Украины и двое других футболистов
Корреспондент
Легенда Интера дал оценку поражению команды в финале Лиги чемпионов
Корреспондент