MY.UAНовости
Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов
Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов

Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов

Блокирование украинско-польской границы создало кучу проблем уже через несколько дней

Польская граница фактически заблокирована. С 7 ноября перевозчики соседней страны почти не пропускают грузовики. На популярных пунктах пересечения границы трафик упал в разы. Цены на перевозку растут. Сегодня забастовка может прекратиться, но у поляков есть разрешение на акции до 3 января 2024 года. Так что даже если удастся договориться, блокировка границы может возобновиться в любой момент. Бизнес-Телеграф узнал, что происходит на границе с Польшей.

Итог первых трех дней протеста печален. Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко говорит, что вопрос критический. "Чем это закончится, пока неясно. Но чем так ехать, перевозчикам проще вообще не ехать. Перевозки дорожают, доставка товаров замедляется", — говорит Берестенко. Бизнес уже заговорил о перебоях в поставках товаров и их удорожании из-за коллапса на украинско-польской границе.

И это при том, что без польских протестов проблем на границах хватало. Грузовики стабильно стояли в очереди по 7-15 дней. Как говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук, за несколько месяцев перевозки подорожали почти вдвое. Что, хоть и с опозданием, станет заметным на ценниках всех товаров.

Как зерновые схемы, но в перевозках

О требованиях польских перевозчиков "Бизнес Телеграф" уже писал. Упрощенно: поляки раздражены конкуренцией со стороны украинских перевозчиков. В Минобновлении большинство требований назвали нереальными. Такого же мнения придерживается и Берестнко. "Когда Польша вступила в ЕС, ей же никто не блокировал границы, не вводил разрешения и квоты? Поляки смогли получить почти 50% рынка европейских перевозок. А теперь они злятся, что мы эту долю отбираем, – отмечает Берестенко. – Да, мы конкурируем тарифом, у нас более дешевая рабочая сила и мы готовы работаю с меньшей маржой. Но с другой стороны, у них есть доступ к дешевым кредитам, а у нас – нет. Поэтому вопрос конкуренции – риторический".

Требования польских перевозчиков

Раздражение поляков можно понять. Местные медиа пишут, что до недавнего времени был паритет. 180 000 разрешений в год получали польские фуры, такое же количество – украинский. После упразднения этой системы ожидается миллион поездок украинских перевозчиков через Польшу. А вот польские перевозчики сталкиваются с проблемами при выезде из Украины. Электронную очередь можно забронировать только с территории Украины, очередь – 12 дней, рейс выполняют за день-два, остальные 10 дней сидят в машинах. А украинские компании якобы бронируют заранее, и могут по ходу сменить номер машины. Полякам такого права Украина не дает. В результате в конце октября-начале ноября в очередях на границе стояло 27 000 грузовиков, из них польских — всего 1 700.

Источник в украинской бизнес-среде согласен, что у поляков есть причины для недовольства. "Многие украинские перевозчики на начало полномасштабного вторжения, или чуть позже, сумели пробраться в Европу с автомобилями. В Украину они вернуться не могут, потому что за рулем мужчины. Поэтому активно регистрируют бизнес из Польши, и даже с 1-2 фурами начинают кататься по Европе. Понятно, что польским перевозчикам это не нравится, потому что наши новоявленные предприниматели сбивают цены, то есть фактически повторяется та же схема, что и с зерном – сотни мелких перевозчиков из Украины "ломают" рынок, демпингуют, а в результате польские транспортники недовольны всеми украинскими перевозчиками ", – говорит предприниматель, что не хочет называть себя.

Официально в Украине настаивают на том, что большинство требований польских перевозчиков нереальны. Заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач отметил, что нереалистично вернуться к системе выдачи договоров для украинских водителей для поездок ЕС, поскольку о "безвизе" есть договоренность на уровне Евросоюза. И мол, не полякам ее отменять.

То же самое по системе "Путь" — это внутренняя украинская система, и, мол, причем здесь вообще поляки. Более того, это требование несколько раздражает украинскую сторону. Дело в том, что ехать в Украину не хотят ни находящиеся за рубежом польские, ни украинские водители. Первые боятся войны, вторые боятся, что не выпустят. Поляки хотят бронировать украинских водителей, работающих в нашей стране. А в системе "Путь" есть прямые контакты.

И так о большинстве пунктов польских требований.

Виктор Берестенко говорит, что поляки просто "поднимают ставки" – бояться нашествия нашего бизнеса, который их может просто "задавить" более низкими тарифами при таком же качестве сервиса. По его мнению, проблема очень серьезная. И ее решение на самом высоком политическом уровне. "Здесь уже президенты должны вмешиваться. Иначе – транспортный коллапс", – отметил Берестенко. То есть когда и чем в итоге решится проблема перевозчиков — вопрос пока открыт.

Что с очередями и ценами

Что в это время происходит на границе? Митингующие заявили, что будут пропускать по одной машине в час, и беспрепятственно — фуры с гуманитаркой, скоропортящимися и стратегически важными товарами, в том числе топливом.

Это заметно по статистике пересечения границы. Краковец, где сконцентрированы гуманитарные грузы, работает почти так же, как и до начала забастовки. Ягодин и Рава-Русская упали очень сильно. Для упрощения и наглядности "Бизнес-телеграф" составил график.

Влияние стачки на пропускную способность украинской границы

"Грузовки на границе с Польшей стоят не в очереди, а вовсе", — жалуется директор департамента международных перевозок группы логистических компаний Zammler Украина Александр Кирилюк. "Обещали пропускать только грузы с живыми животными, короткими сроками хранения, гуманитарные или военные, но чтобы их забрать, кто-то должен уехать из Украины, а польская сторона не выпускает. Выходит замкнутый круг", — ответил Кирилюк на вопрос "Бизнес-Телеграфа".

Удорожание и новшества

Ситуация на границе была сложной и для протестов. Фуры стояли в очереди по 7-15 дней, что повлияло на стоимость перевозок. "Например, из Литвы в Украину доставка подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, из Бельгии в Украину – на 1500 евро – до 4 000 за фуру. И все это – практически за месяц" – говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук.

Главная причина удорожания – дефицит фур. Спрос уже намного превышает предложение. Нехватку машин Берестенко связывает с увеличением срока их оборачиваемости из-за очередей. Если же польские протесты затянутся, то очереди могут увеличиться. К примеру, если на Ягодине будут пропускать, как сейчас – по 33 авто в день, то в очереди придется стоять около 160 дней. "Понятно, что на таких условиях вообще никто никуда не поедет или такса будет просто космической", — отметил Берестенко.

Украина реформирует разрешительную систему. И тем самым подтверждает отдельные обвинения со стороны поляков.

Да, в системе электронной очереди нужно будет вносить VIN-код авто и нельзя будет изменять номера машин. Как и регистрировать автомобили еще до подхода к границе. "В онлайн-очереди будут только на 100% верифицированы авто", — заявил глава Госагентства восстановления и развития территорий Мустафа Найем.

Но именно регистрация только с территории Украины – то, чем возмущаются поляки. Потому это может только подлить масла в огонь.

Очереди на границах в последнее время существенно выросли, и главная проблема, по словам Берестенко, — рост доли автотранспорта в импорте и экспорте товаров. "Единственный выход — наращивать морские перевозки, чтобы по ним шел хотя бы миллион контейнеров. Никакими реформами на пунктах пропуска проблему не решить", — считает он.

Еще одно недавнее новшество на границе – возвращение старых правил по таможенному оформлению. С 7 ноября упрощенная схема – без осмотра всего автотранспорта – уже не работает. Теперь таможенники вправе потребовать все грузы на досмотр. Но, как заявили в Гостаможслужбе, они не будут осматривать полностью все грузы, остановятся только на рисковых. Однако компании, которые до 7 ноября не успели получить документы на упрощенное освидетельствование (а таких большинство), обязаны будут предъявлять товары по первому требованию таможни. "Речь идет о доставке товаров в зону таможенного контроля", — говорит председатель Секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

По расчетам Берестенко, это может продлить очереди еще на сутки.

Что с дефицитом и ценами

Через польскую границу идет львиная доля импорта и экспорта. "Поэтому из-за блокировки движения возможны сбои в доставке товаров", – говорит Берестенко.

"На сегодняшний день наблюдаем достаточно большие очереди, но то количество авто, которое у нас есть, позволяет доставлять топливо на АЗС. Сначала мы паниковали, хотя пока есть возможность не допустить дефицита", — сказал "Бизнес-Телеграфу" директор отдела маркетинга сети АЗС. "БРСМ-Нефть" Александр Мельинчук.

Польская граница обеспечивает основную поставку топлива в Украину. По данным главы агентства "А-95" Сергея Куюн, в октябре через него прошло 36% от общего объема импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизеля. И именно по автогазу могут возникнуть основные проблемы. Ценники на него за последний месяц уже и так взлетели на 20% – до 31,5 гривен за литр. По системе е-очереди ждать выезда автотранспорта нужно 11-13 дней, хотя еще летом было 3-4 дня. То есть резко упала оборачиваемость авто, а машин больше нет. "Рынок переходит на железнодорожные перевозки, но это не мгновенный процесс", — отмечает Куюн.

Ситуация по топливу на границе разная. К примеру, пункт Шегини работает в обычном режиме, на Ягодине очередь растянулась. Как это по итогу скажется на ценниках на украинских АЗС – вопрос открытый. "Если пойдут перебои со снабжением топливом – могут на 5-7% поднять и цены", — говорит Куюн.

То же самое по всем товарам. "Это процесс не мгновенный. Сначала дорожают перевозки, что компания пытается компенсировать за свой счет. Затем сумма становится неподъемной и мы вынуждены закладывать ее в ценники на товары", — говорит Александр Барсук. По его мнению, подорожание логистики — это как минимум 5% стоимости всех товаров-импортных и тех, в производстве которых используется импортное сырье, а это продукты питания, одежда, обувь лекарства и т.д.

Забастовка может прекратиться уже сегодня. Как вчера сообщил "Бизнес-Телеграфу" председатель АСМАП Владимир Балин, есть надежда, что с 10 ноября польские перевозчики приостановят забастовку и разблокируют границы, по крайней мере, во время переговоров активистов с польским Мининфраструктурой, которые уже начались.

"Сегодня бастующие встречались с представителями Мининфраструктуры и Люблинского воеводства, изложили им свой список требований. Что касается Украины, то пока Министерство восстановления официально никаких требований от бастующих не получало, об этом нам сегодня сказали на совещании по ситуации на границе. Думаю, требования к украинской стороне будут исходить не от самих перевозчиков, а от польского Министерства инфраструктуры", — говорит Балин.

В любом случае придется договариваться. Потому как показало несколько дней забастовки, без польской границы Украине очень тяжело.

Теги по теме
Польща
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Прикриваються петиціями про загиблих воїнів - викрили нову шахрайську схему в Instagram
УкраинФорм
2025-02-25T15:15:14Z
Процесори AMD Ryzen 7 9800X3D «вмирають» на платах одного з виробників — три чверті з кількох десятків випадків
ITC
2025-02-25T15:00:48Z
Samsung запатентувала легкі AR/XR окуляри з корекцією зору
ITC
2025-02-25T15:00:25Z
Канали у вайбері об'єднали понад півмільйона українців у семи європейських країнах
Детектор М
2025-02-25T14:52:47Z
Квантовий інтернет усе ближче: Китай досяг рекордної швидкості передавання даних
Фокус
2025-02-25T14:52:01Z
Джеймс Ганн, новий глава кіновсесвіту DC, розповів, коли чекати першу гру за оновленою франшизою
24tv
2025-02-25T14:51:28Z
Нідерландський стартап залишить Європу через обмеження на ШІ
InternetUA
2025-02-25T14:49:16Z
Як швидко зарядити iPhone 16: найефективніші способи
24tv
2025-02-25T14:36:47Z
Офіційне відео від Nothing розкриває дизайн нового Phone Pro
InternetUA
2025-02-25T14:31:11Z
Коли садити картоплю у 2025 році: сприятливі дати для багатого врожаю
GlavRed
2025-02-25T15:15:27Z
Як обрати обладнання для харчової промисловості: поради для новачків
AgroNews
2025-02-25T15:12:29Z
5 речей, які завжди роблять вашу ванну кімнату маленькою
24tv
2025-02-25T14:45:44Z
Не викидайте букет троянд: ось як з гілочки виростити цілий кущ
24tv
2025-02-25T14:45:30Z
"Пікнік на узбіччі": у мережі показали, який вигляд має магазин, що досі працює у Чорнобилі
24tv
2025-02-25T14:27:43Z
Буде цвісти роками: садівники сказали, як часто потрібно поливати орхідею
GlavRed
2025-02-25T14:27:24Z
Як за лічені секунди порізати яйця на салат: ці лайфхаки знають лише обрані
24tv
2025-02-25T14:03:40Z
Коли садити квасолю за місячним календарем: дати для найкращого врожаю
24tv
2025-02-25T13:48:48Z
Можуть мати негативні наслідки: 6 завдань вдома, які ніколи не варто ігнорувати
24tv
2025-02-25T13:24:37Z
Інтернет-шахраї ошукали жінку на 36 тисяч гривень
InternetUA
2025-02-25T14:58:41Z
Ректор збив 70-річного чоловіка і втік: він пояснив, чому поїхав з місця ДТП
Фокус
2025-02-25T14:45:24Z
Побиття ветерана у Смілі: поліція затримала трьох молодиків
УкраинФорм
2025-02-25T14:39:20Z
У Грузії залучать армію для допомоги гірським селам, заблокованим через снігопади
Европейская правда
2025-02-25T14:31:24Z
Судитимуть зловмисника, який під час вигулу собак вистрілив киянину в обличчя
Украина Криминальная
2025-02-25T14:27:55Z
Тарантул проник в літак та вкусив пілота під час польоту над Європою: ввели екстрені заходи
24tv
2025-02-25T14:03:06Z
Вбивство подружжя у Шептицькому районі Львівщини – справу стосовно нападника скеровано до суду
Украина Криминальная
2025-02-25T14:00:31Z
Люди у військовій формі напали на велосипедиста: поліція розпочала перевірку за фактом подій у Харкові — ЗМІ
Мій Харків
2025-02-25T13:55:39Z
Військові РФ потрапили в смертельну ДТП під Твер’ю
1News
2025-02-25T13:30:43Z
Рух підписав 19-річного вінгера Алмазбекова
Football.ua
2025-02-25T15:12:37Z
Симуляція року: футболіст після легкого поштовху впав, зробивши сальто – епічне відео
24tv
2025-02-25T15:06:58Z
Промоутер назвав двох кандидатів на бій із Дюбуа: бажання Усика можуть бути зруйновані
24tv
2025-02-25T15:06:45Z
Учасники «Ігор Нескорених» довели, що можна продовжити жити після важких поранень - Гапончук
УкраинФорм
2025-02-25T14:54:22Z
Баррі Фергюсон очолив Рейнджерс до кінця сезону
Football.ua
2025-02-25T14:48:40Z
В Італії назвали термін повернення Довбика на поле
24tv
2025-02-25T14:42:16Z
Кочергін – у символічній збірній 22 туру чемпіонату Польщі
Football.ua
2025-02-25T14:25:27Z
Вінісіус віддаляється від Золотого м'яча: у Салаха з'явився новий конкурент в битві за нагороду
24tv
2025-02-25T14:21:16Z
Футболіст клубу УПЛ хотів вибити кращі умови контракту через відключення світла в Україні
ZN UA
2025-02-25T14:16:28Z
Окупанти тиснуть на північ від Великої Новосілки – DeepState про зміну ситуації на фронті
TSN
2025-02-25T15:21:14Z
У Полтаві демонтували пам’ятник Петру І
УкраинФорм
2025-02-25T15:18:57Z
Заступник голови Чугуївської РДА приховав від декларування понад 10 млн гривень
Мій Харків
2025-02-25T15:18:02Z
Підрядник, що замість будівництва метро на Виноградар, поклав гроші на депозит, має сплатити ₴139 млн в бюджет Києва
Украина Криминальная
2025-02-25T15:15:44Z
У Харкові чоловіки у військовій формі збили велосипедиста й затягли в мікроавтобус
Мій Харків
2025-02-25T15:13:45Z
На Одещині ігнорування вимог експлуатації полігону відходів призвело до пожежі та забруднення повітря
Украина Криминальная
2025-02-25T15:12:23Z
У Миколаєві пошкодили меморіальну дошку оборонцю Маріуполя
УкраинФорм
2025-02-25T15:12:05Z
Бійці ЗСУ знищили рідкісну пускову установку С-300В окупантів
AutoCentre
2025-02-25T15:09:26Z
На Рівненщини ДБР затримало виконувача обов'язків мера та депутата міськради
ГЛАВКОМ NET
2025-02-25T15:07:38Z
Не лише Курт Кобейн і Емі Вайнхаус: 5 світових зірок, яких знайшли мертвими у своїх будинках
24tv
2025-02-25T15:18:36Z
У День народження Лесі: ШІ пофантазував, як би виглядала сьогодні знаменита поетеса
24tv
2025-02-25T15:09:56Z
Скульптури з уламків російських ракет: в Одесі відкрилася виставка Михайла Реви
УкраинФорм
2025-02-25T14:57:03Z
Українець TESLENKO пройшов у фінал нацвідбору на "Євробачення" у Сан-Марино
Комсомольская правда
2025-02-25T14:54:40Z
Олег Скрипка відверто розповів про сварки з дружиною і зізнався, чим займаються його четверо дітей
TSN
2025-02-25T14:51:54Z
«Сойка» заспівала по-новому. Театр «Актор» представив психоделічну версію новели Франка
ГЛАВКОМ NET
2025-02-25T14:51:32Z
3 легендарні фільми, які здобули найбільшу кількість статуеток Оскара в історії кіно
24tv
2025-02-25T14:45:30Z
Український документальний фільм «Стрічка часу» отримав високі оцінки у світовій пресі - Держкіно
УкраинФорм
2025-02-25T14:28:15Z
Переможницю "Холостяка" запідозрили в романі з відомим співаком
GlavRed
2025-02-25T14:27:56Z
Статус особи з інвалідністю внаслідок війни: чи можна отримати у «Дії»
ZN UA
2025-02-25T15:18:27Z
Частину українців змусять перездавати іспит на права
Знай
2025-02-25T15:12:13Z
Терапевтичне письмо та лікувальне читання. Як, читаючи, не захлинутися чужими проблемами?
ZN UA
2025-02-25T15:04:22Z
Глава Генштабу Естонії вважає, що Україна все ще може перемогти у війні
Европейская правда
2025-02-25T15:03:55Z
Польща готує 46-й пакет військової допомоги Україні сумою у 200 млн євро
Европейская правда
2025-02-25T15:03:29Z
Навіть якщо рожева і мила: стюардеса розповіла, які іграшки заборонено брати дітям на літак
24tv
2025-02-25T14:51:20Z
В Україні запустили кампанію Voices of Just Peace: як приєднатися
VGorode
2025-02-25T14:51:16Z
26 авто для армії: ВАР підтримала ЗСУ у треті роковини війни
Agravery
2025-02-25T14:49:44Z
"Гладив руку, казав, що треба вагітніти": у ЛНУ розповіли про домагання професора Лося
24tv
2025-02-25T14:30:50Z
МОЗ розширив перелік причин для встановлення інвалідності
ГЛАВКОМ NET
2025-02-25T15:15:16Z
Лікування за кордоном для постраждалих від війни: МОЗ запустило сайт програми Medevac
УкраинФорм
2025-02-25T14:42:38Z
Частина студентів-медиків не зможе отримати диплом про вищу освіту
24tv
2025-02-25T13:57:26Z
Ситуація погіршиться: вчені виявили підвищену небезпеку раку грудей у деяких країнах
Фокус
2025-02-25T13:21:02Z
Програму ТерапіяПЛЮС призупинено через нові обмеження
360ua.news
2025-02-25T12:36:22Z
Через нову постанову Кабміну лікування для онкохворих стало втричі дорожчим: "Байдуже, що ти ветеран"
Знай
2025-02-25T12:12:08Z
В Україні додали ще одну підставу для встановлення інвалідності
24tv
2025-02-25T11:57:24Z
Помилки краси, через які шкіра передчасно старіє: більше так не робіть
24tv
2025-02-25T09:57:00Z
Слони насправді хворіють на рак частіше, ніж всі думали: але у них є один секрет
Фокус
2025-02-25T09:15:33Z
Домогосподарства з постраждалих від війни громад безкоштовно отримають насіння овочів для посівної
AgroNews
2025-02-25T15:18:31Z
Україна збільшила експорт яєць
AgroNews
2025-02-25T15:15:47Z
Україна відновила 5 ГВт енергопотужностей після атак РФ
360ua.news
2025-02-25T15:06:47Z
Постраждалим громадам і переселенцям пропонують насіння овочів
AgroPortal
2025-02-25T15:00:55Z
Як відновити доступ до коштів на заблокованому рахунку через борги: покрокова інструкція
Политека
2025-02-25T15:00:40Z
Біткоїн впав до мінімуму з жовтня 2024 року, «хрест смерті» на Ethereum: що далі?
ITC
2025-02-25T15:00:33Z
Експерт пояснив, чому на Чорнобильській АЕС досі тліє арка
УкраинФорм
2025-02-25T14:54:14Z
У Росії "зникло" понад 100 тонн золота
24tv
2025-02-25T14:51:29Z
Озимі культури в Україні успішно перезимують без пересіву, - Коваль
Agravery
2025-02-25T14:49:58Z
У Європі зафіксували спад продажу нових авто
AutoCentre
2025-02-25T14:06:01Z
Новий Opel Grandland прямує в Україну: сформовано український прайс, відомий перелік версій, розпочато прийом замовлень
AutoCentre
2025-02-25T13:37:52Z
Зрада традицій: майбутні електромобілі Mini можуть отримати задній привід
AutoGeek
2025-02-25T13:24:04Z
Перший у Південній Кореї: електричний пікап KGM Musso за $33 500 показали офіційно
AutoGeek
2025-02-25T12:24:15Z
Mercedes вивів на тести EQS із твердотільною батареєю: обіцяє запас ходу понад 1000 км
AutoCentre
2025-02-25T12:04:07Z
З трьома двигунами: електричний кросовер Alpine A390 стане конкурентом Porsche Macan
AutoGeek
2025-02-25T11:27:25Z
Як модульна платформа Kiepe перетворює електричний автобус на тролейбус
AutoCentre
2025-02-25T11:16:56Z
Як підготувати автомобіль до весни: важливі поради для водіїв
ТСН
2025-02-25T11:03:29Z
Як обрати ідеальні галогенні лампи
AutoCentre
2025-02-25T10:46:10Z
Костенко відповів, чи завершиться війна 2025 року
TSN
2025-02-25T15:21:35Z
Помилка Трампа
ГЛАВКОМ NET
2025-02-25T15:21:02Z
Мінкультури підтвердило ряду ЗМІ статус критично важливих
Комсомольская правда
2025-02-25T15:19:27Z
Іран виключає прямі переговори зі США про свою ядерну програму
Европейская правда
2025-02-25T15:13:59Z
ЄС заступився за свого посла у Грузії, на якого накинувся премʼєр
Европейская правда
2025-02-25T15:13:40Z
Викрадені Росією українці за час війни. Офіс генпрокурора назвав шокуючу цифру
ГЛАВКОМ NET
2025-02-25T15:12:56Z
ЗМІ: Угорщина домагається виключення восьми осіб з-під санкцій ЄС проти Росії
Европейская правда
2025-02-25T15:09:33Z
Зниження цін на ліки: Рада ухвалила законопроєкт у першому читанні
УкраинФорм
2025-02-25T15:09:10Z
Буданов пояснив, чому Україна не може знищити заводи з виробництва БпЛА у РФ
ГЛАВКОМ NET
2025-02-25T15:07:23Z