MY.UAНовости
Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов
Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов

Польская наценка: как забастовка польских перевозчиков повлияет на полки украинских магазинов

Блокирование украинско-польской границы создало кучу проблем уже через несколько дней

Польская граница фактически заблокирована. С 7 ноября перевозчики соседней страны почти не пропускают грузовики. На популярных пунктах пересечения границы трафик упал в разы. Цены на перевозку растут. Сегодня забастовка может прекратиться, но у поляков есть разрешение на акции до 3 января 2024 года. Так что даже если удастся договориться, блокировка границы может возобновиться в любой момент. Бизнес-Телеграф узнал, что происходит на границе с Польшей.

Итог первых трех дней протеста печален. Президент Ассоциации международных экспедиторов Украины Виктор Берестенко говорит, что вопрос критический. "Чем это закончится, пока неясно. Но чем так ехать, перевозчикам проще вообще не ехать. Перевозки дорожают, доставка товаров замедляется", — говорит Берестенко. Бизнес уже заговорил о перебоях в поставках товаров и их удорожании из-за коллапса на украинско-польской границе.

И это при том, что без польских протестов проблем на границах хватало. Грузовики стабильно стояли в очереди по 7-15 дней. Как говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук, за несколько месяцев перевозки подорожали почти вдвое. Что, хоть и с опозданием, станет заметным на ценниках всех товаров.

Как зерновые схемы, но в перевозках

О требованиях польских перевозчиков "Бизнес Телеграф" уже писал. Упрощенно: поляки раздражены конкуренцией со стороны украинских перевозчиков. В Минобновлении большинство требований назвали нереальными. Такого же мнения придерживается и Берестнко. "Когда Польша вступила в ЕС, ей же никто не блокировал границы, не вводил разрешения и квоты? Поляки смогли получить почти 50% рынка европейских перевозок. А теперь они злятся, что мы эту долю отбираем, – отмечает Берестенко. – Да, мы конкурируем тарифом, у нас более дешевая рабочая сила и мы готовы работаю с меньшей маржой. Но с другой стороны, у них есть доступ к дешевым кредитам, а у нас – нет. Поэтому вопрос конкуренции – риторический".

Требования польских перевозчиков

Раздражение поляков можно понять. Местные медиа пишут, что до недавнего времени был паритет. 180 000 разрешений в год получали польские фуры, такое же количество – украинский. После упразднения этой системы ожидается миллион поездок украинских перевозчиков через Польшу. А вот польские перевозчики сталкиваются с проблемами при выезде из Украины. Электронную очередь можно забронировать только с территории Украины, очередь – 12 дней, рейс выполняют за день-два, остальные 10 дней сидят в машинах. А украинские компании якобы бронируют заранее, и могут по ходу сменить номер машины. Полякам такого права Украина не дает. В результате в конце октября-начале ноября в очередях на границе стояло 27 000 грузовиков, из них польских — всего 1 700.

Источник в украинской бизнес-среде согласен, что у поляков есть причины для недовольства. "Многие украинские перевозчики на начало полномасштабного вторжения, или чуть позже, сумели пробраться в Европу с автомобилями. В Украину они вернуться не могут, потому что за рулем мужчины. Поэтому активно регистрируют бизнес из Польши, и даже с 1-2 фурами начинают кататься по Европе. Понятно, что польским перевозчикам это не нравится, потому что наши новоявленные предприниматели сбивают цены, то есть фактически повторяется та же схема, что и с зерном – сотни мелких перевозчиков из Украины "ломают" рынок, демпингуют, а в результате польские транспортники недовольны всеми украинскими перевозчиками ", – говорит предприниматель, что не хочет называть себя.

Официально в Украине настаивают на том, что большинство требований польских перевозчиков нереальны. Заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергей Деркач отметил, что нереалистично вернуться к системе выдачи договоров для украинских водителей для поездок ЕС, поскольку о "безвизе" есть договоренность на уровне Евросоюза. И мол, не полякам ее отменять.

То же самое по системе "Путь" — это внутренняя украинская система, и, мол, причем здесь вообще поляки. Более того, это требование несколько раздражает украинскую сторону. Дело в том, что ехать в Украину не хотят ни находящиеся за рубежом польские, ни украинские водители. Первые боятся войны, вторые боятся, что не выпустят. Поляки хотят бронировать украинских водителей, работающих в нашей стране. А в системе "Путь" есть прямые контакты.

И так о большинстве пунктов польских требований.

Виктор Берестенко говорит, что поляки просто "поднимают ставки" – бояться нашествия нашего бизнеса, который их может просто "задавить" более низкими тарифами при таком же качестве сервиса. По его мнению, проблема очень серьезная. И ее решение на самом высоком политическом уровне. "Здесь уже президенты должны вмешиваться. Иначе – транспортный коллапс", – отметил Берестенко. То есть когда и чем в итоге решится проблема перевозчиков — вопрос пока открыт.

Что с очередями и ценами

Что в это время происходит на границе? Митингующие заявили, что будут пропускать по одной машине в час, и беспрепятственно — фуры с гуманитаркой, скоропортящимися и стратегически важными товарами, в том числе топливом.

Это заметно по статистике пересечения границы. Краковец, где сконцентрированы гуманитарные грузы, работает почти так же, как и до начала забастовки. Ягодин и Рава-Русская упали очень сильно. Для упрощения и наглядности "Бизнес-телеграф" составил график.

Влияние стачки на пропускную способность украинской границы

"Грузовки на границе с Польшей стоят не в очереди, а вовсе", — жалуется директор департамента международных перевозок группы логистических компаний Zammler Украина Александр Кирилюк. "Обещали пропускать только грузы с живыми животными, короткими сроками хранения, гуманитарные или военные, но чтобы их забрать, кто-то должен уехать из Украины, а польская сторона не выпускает. Выходит замкнутый круг", — ответил Кирилюк на вопрос "Бизнес-Телеграфа".

Удорожание и новшества

Ситуация на границе была сложной и для протестов. Фуры стояли в очереди по 7-15 дней, что повлияло на стоимость перевозок. "Например, из Литвы в Украину доставка подорожала с 1300 до 3000 евро за фуру, из Бельгии в Украину – на 1500 евро – до 4 000 за фуру. И все это – практически за месяц" – говорит глава концерна "Ярослав" Александр Барсук.

Главная причина удорожания – дефицит фур. Спрос уже намного превышает предложение. Нехватку машин Берестенко связывает с увеличением срока их оборачиваемости из-за очередей. Если же польские протесты затянутся, то очереди могут увеличиться. К примеру, если на Ягодине будут пропускать, как сейчас – по 33 авто в день, то в очереди придется стоять около 160 дней. "Понятно, что на таких условиях вообще никто никуда не поедет или такса будет просто космической", — отметил Берестенко.

Украина реформирует разрешительную систему. И тем самым подтверждает отдельные обвинения со стороны поляков.

Да, в системе электронной очереди нужно будет вносить VIN-код авто и нельзя будет изменять номера машин. Как и регистрировать автомобили еще до подхода к границе. "В онлайн-очереди будут только на 100% верифицированы авто", — заявил глава Госагентства восстановления и развития территорий Мустафа Найем.

Но именно регистрация только с территории Украины – то, чем возмущаются поляки. Потому это может только подлить масла в огонь.

Очереди на границах в последнее время существенно выросли, и главная проблема, по словам Берестенко, — рост доли автотранспорта в импорте и экспорте товаров. "Единственный выход — наращивать морские перевозки, чтобы по ним шел хотя бы миллион контейнеров. Никакими реформами на пунктах пропуска проблему не решить", — считает он.

Еще одно недавнее новшество на границе – возвращение старых правил по таможенному оформлению. С 7 ноября упрощенная схема – без осмотра всего автотранспорта – уже не работает. Теперь таможенники вправе потребовать все грузы на досмотр. Но, как заявили в Гостаможслужбе, они не будут осматривать полностью все грузы, остановятся только на рисковых. Однако компании, которые до 7 ноября не успели получить документы на упрощенное освидетельствование (а таких большинство), обязаны будут предъявлять товары по первому требованию таможни. "Речь идет о доставке товаров в зону таможенного контроля", — говорит председатель Секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.

По расчетам Берестенко, это может продлить очереди еще на сутки.

Что с дефицитом и ценами

Через польскую границу идет львиная доля импорта и экспорта. "Поэтому из-за блокировки движения возможны сбои в доставке товаров", – говорит Берестенко.

"На сегодняшний день наблюдаем достаточно большие очереди, но то количество авто, которое у нас есть, позволяет доставлять топливо на АЗС. Сначала мы паниковали, хотя пока есть возможность не допустить дефицита", — сказал "Бизнес-Телеграфу" директор отдела маркетинга сети АЗС. "БРСМ-Нефть" Александр Мельинчук.

Польская граница обеспечивает основную поставку топлива в Украину. По данным главы агентства "А-95" Сергея Куюн, в октябре через него прошло 36% от общего объема импорта пропан-бутана, 18% бензина и 16% дизеля. И именно по автогазу могут возникнуть основные проблемы. Ценники на него за последний месяц уже и так взлетели на 20% – до 31,5 гривен за литр. По системе е-очереди ждать выезда автотранспорта нужно 11-13 дней, хотя еще летом было 3-4 дня. То есть резко упала оборачиваемость авто, а машин больше нет. "Рынок переходит на железнодорожные перевозки, но это не мгновенный процесс", — отмечает Куюн.

Ситуация по топливу на границе разная. К примеру, пункт Шегини работает в обычном режиме, на Ягодине очередь растянулась. Как это по итогу скажется на ценниках на украинских АЗС – вопрос открытый. "Если пойдут перебои со снабжением топливом – могут на 5-7% поднять и цены", — говорит Куюн.

То же самое по всем товарам. "Это процесс не мгновенный. Сначала дорожают перевозки, что компания пытается компенсировать за свой счет. Затем сумма становится неподъемной и мы вынуждены закладывать ее в ценники на товары", — говорит Александр Барсук. По его мнению, подорожание логистики — это как минимум 5% стоимости всех товаров-импортных и тех, в производстве которых используется импортное сырье, а это продукты питания, одежда, обувь лекарства и т.д.

Забастовка может прекратиться уже сегодня. Как вчера сообщил "Бизнес-Телеграфу" председатель АСМАП Владимир Балин, есть надежда, что с 10 ноября польские перевозчики приостановят забастовку и разблокируют границы, по крайней мере, во время переговоров активистов с польским Мининфраструктурой, которые уже начались.

"Сегодня бастующие встречались с представителями Мининфраструктуры и Люблинского воеводства, изложили им свой список требований. Что касается Украины, то пока Министерство восстановления официально никаких требований от бастующих не получало, об этом нам сегодня сказали на совещании по ситуации на границе. Думаю, требования к украинской стороне будут исходить не от самих перевозчиков, а от польского Министерства инфраструктуры", — говорит Балин.

В любом случае придется договариваться. Потому как показало несколько дней забастовки, без польской границы Украине очень тяжело.

Теги по теме
Польща
Источник материала
Упоминаемые персоны
Россия озвучила условия перед переговорами в Стамбуле: чего Кремль требует от Украины
UAToday
Когда россияне смогут захватить всю Украину — эксперты назвали дату
TSN
Победительница "Битвы экстрасенсов" назвала дату масштабной атаки РФ на Украину
TSN
Зеленский: оружие уже на складах, России не поможет даже 30 дней перемирия
UAToday
ЕС пытается не допустить Третью мировую - Макрон
Корреспондент
Украина и США заключили дополнительные соглашения к "соглашению о недрах"
Европейская правда
МИД РФ сделал заявление о "возвращении" Украины в границы 1991 года
Comments UA
В Мексике в прямом эфире убили кандидатку в мэры
Корреспондент
Трамп озвучил новое требование к Украине после речи Путина
Telegraf
Старшая дочь Пугачева попала в большие проблемы: что произошло
Comments UA
"Мисс Украина 2023" оконфузилась заявлением о селе
Comments UA
Степан Казанин резко высказался об исчезновении Елены Кравец из "Квартал 95": "Мы ее научили..."
Знай
"Это слезы...": жена Виктора Павлика внезапно заговорила о втором ребенке
Знай
Евровидение 2025. Что нужно знать о конкурсе
Корреспондент
Ziferblat выступили в полуфинале Евровидения
Корреспондент
София Ротару продала элитную недвижимость в Москве: насколько продешевила певица
Знай
Необратимые изменения: врач рассказал о диагнозе известной российской певицы, заставившей ее уйти со сцены
Comments UA
От гламурной блонды до элегантной леди: как изменилась Оля Полякова за 20 лет
Gazeta UA
Украинки не планируют возвращаться домой после войны: результаты опроса
Comments UA
Под заснеженной горой может скрываться вход в "мир пришельцев": документы ЦРУ
Фокус
Пенсионерам выплатят специальные надбавки: какие суммы обещают
Знай
Жители российского города дрались за кашу возле «поезда победы»
Корреспондент
В МВД объяснили, почему водительское удостоверение не отображается в Дії
UAToday
Финляндия обновит железнодорожные пути для оборонной мобильности
Корреспондент
Делал селфи: Зеленский вышел в центр Киева и фотографировался с людьми, — соцсети
Фокус
Названо количество пользователей искусственного интеллекта среди украинцев
Корреспондент
Военный учет 17-летних: с чем у юношей могут возникнуть проблемы
TSN
7 важных открытий о том, как алкоголь влияет на наше тело
UAToday
Завтрак для женщин: что должно быть в рационе каждой
Gazeta UA
Ученые открыли редкую мутацию, которая позволяет высыпаться всего за 4 часа
Факти ICTV
Что лучше для здоровья — горчица или кетчуп: врач дала окончательный ответ
UAToday
Какие продукты нужно есть для укрепления костей
UAToday
Болезнь Лайма: мифы, факты и как уберечься
VGorode
Какие 2 продукта нужно обязательно есть, чтобы улучшить память и защитить мозг от старения
UAToday
Операция через глаз: американцы удалили опасную опухоль позвоночника
Новости Украины
Сезонные рецепты: как приготовить спаржу с соусом голландайз
Фокус
Пенсии заморожены, но не навсегда: власти назвали условия для повышения
Знай
Обвал цен на нефть: Россия теряет экспортные доходы
Корреспондент
В Украине изменят правила перерегистрации автомобилей должниками
UAToday
В Украине могут возобновить отключение света летом
UAToday
ЕБРР ухудшил прогноз роста ВВП Украины
Корреспондент
Украина прошла экватор посевной - Шмыгаль
Корреспондент
Какие недостатки имеет план ЕС по прекращению импорта энергоносителей из РФ и что делать Украине
Европейская правда
Курсы доллара и евро упали в обменных пунктах
Корреспондент
В Украине растет инфляция: с июля 2025 могут повысить минимальную зарплату
VGorode
Генштаб обновил данные о потерях РФ в войне
Корреспондент
Остаемся без еды: Украину накроет опасная жара и засуха уже летом, что обещает прогноз погоды
Знай
Синоптики дали прогноз погоды на сегодня 13 мая в Украине
UAToday
В России жалуются на массированную атаку БПЛА
Корреспондент
Армия РФ атакует на 11 направлениях - Генштаб
Корреспондент
Двум надзирателям пыточной на Харьковщине сообщили о подозрении
Корреспондент
Медсестра одним выстрелом из гранатомета уничтожила группу оккупантов
Comments UA
В Киеве прохладно и сыро: синоптики обновили прогноз на субботу
Gazeta UA
Новое наступление ВСУ? Бои в Курской области
Корреспондент
На Киевщине задержали мужчину за изнасилование 15-летней девушки
Корреспондент
В Одессе произошёл взрыв во дворе частного дома
Корреспондент
Учительница физики из Прикарпатья получила десять лет заключения за распространение наркотиков
Апостроф
Над Москвой гремят взрывы
Корреспондент
В Украине задержали 66 участников наркокартеля
UAToday
Россияне сбросили бомбы на село в Харьковской области: трое погибших
Корреспондент
В Запорожье возросло число травмированных. В ГСЧС показали последствия атаки 6 мая
ZN UA
Массированная атака РФ на Запорожье: количество раненых резко возросло
Comments UA
В Украине задержали 66 участников наркокартеля
Корреспондент
Водителям объяснили, чем грозит авто добавление спирта в бензин
Хвиля
На складе Tesla накоплено более 10 тысяч непроданных пикапов Cybertruck
Корреспондент
BMW представила специальную версию внедорожника X7 для Японии
Корреспондент
Audi отзывает около 90 тысяч автомобилей из-за утечки моторного масла
Корреспондент
Руководство Формулы-1 может неожиданно смениться
Корреспондент
Универсальный транспорт: представлен оригинальный автодом-амфибия
Фокус
Уклонистам не оставят ничего: заберут деньги, авто и жилье
Знай
Большой вэн и еще большие возможности: Toyota Proace и Proace Verso тест
Корреспондент
Как правильно действовать, если ваше авто заблокировали на парковке
Comments UA
Туристы случайно нашли 7-килограммовый клад золота и серебра в горах Чехии
Апостроф
Покупка ранних овощей: что нужно знать, чтобы не принести домой "нитратную бомбу"
Знай
Китайский гороскоп на май 2025 года: время перемен и внутреннего роста, кому из знаков нужно готовиться
Знай
Гороскоп на 14 мая 2025 года по картам Таро для всех знаков зодиака
UAToday
Гороскоп на среду 14 мая 2025 года
UAToday
США недополучат $12,5 млрд от туризма в 2025 году
Корреспондент
Британец завершил 8-месячный триатлон на Эвересте
Корреспондент
Раки должны довериться тишине, а Скорпионам пора остановиться: астрологический прогноз на рунах на 13 мая 2025 года
TSN
5 самых популярных заправок, которые сделают любой салат вкуснее
TSN
Осимхен выбрал для себя приоритетный клуб для дальнейшей карьеры
Корреспондент
Было обидно: Ярмоленко поделился воспоминаниями о Лиге наций без него
Корреспондент
Лидер Бостона прооперирован после тяжелого повреждения
Корреспондент
Арсенал готов значительно потратиться на приобретение звездного нападающего
Корреспондент
Наполи официально обратился к Шахтеру по трансферу полузащитника
Корреспондент
ПСЖ и Бавария охотятся за самым высокооплачиваемым футболистом Ман Сити
Корреспондент
Легенда сборной Бразилии вернется в ряды "селесао"
Корреспондент
Деку: Задача Барселоны - сохранение состава и поиск новых Рафиньи и Ямаля
Корреспондент
Тренер МЮ из собственного кармана оплатил билеты сотрудникам на финал ЛЕ
Корреспондент
Microsoft объяснила подорожание новых игр для Xbox Series X|S
GameMag
Samsung официально представила сверхтонкий Galaxy S25 Edge
Корреспондент
В Германии обнаружены бронзовые урны возрастом более 3 тысяч лет
Корреспондент
Украинский геймер продлил контракт со шведской командой
Корреспондент
Samsung выпустила первый в мире OLED-монитор с частотой обновления 500 Гц
Корреспондент
На Марсе обнаружили структуры, похожие на вафли и соты: ученые предполагают следы старой жизни
UAToday
Есть ли жизнь под ледниковым панцирем Антарктиды: ученые рассказали о новых открытиях
UAToday
Google обновляет свой логотип "G" впервые за 10 лет
Корреспондент
Украинский турнирный оператор объявил о проведении Budapest Major 2025
Корреспондент