Помощь ВСУ или благоустройство: в Forbes подсчитали, на что тратили деньги областные центры
На фоне утверждения закона об изъятии "военного" НДФЛ у местных громад, команда Forbes подсчитала, сколько средств выделяли областные центры Украины в течение первых девяти месяцев 2023 года на поддержку областных бригад Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины и благоустройство, сопоставив объемы этих двух типов расходов. Оказалось, что прямая военная помощь преобладала только в двух городах, расходы которых были проанализированы, говорится в соответствующем тексте Forbes.
В издании объяснили, что поддерживать ВСУ из местных бюджетов можно лишь косвенно — через военные облигации или организацию волонтерской помощи. Но исключением являются «собственные» бригады ТрО, которые могут финансироваться напрямую.
Каждая область имеет одну или несколько бригад терробороны. С лета 2022 года такие силы стали применять за пределами соответствующих регионов, сделав их полноценными военными бригадами, противостоящими армии России на разных участках фронта.
Для определения уровня поддержки защитников со стороны областных центров были проанализированы только расходы по статьям «Мероприятия и работы по территориальной обороне» и «Другие меры общественного порядка и безопасности», для расходов на благоустройство (дороги, зеленые насаждения, освещение, обращение с мусором, монументальное искусство, площадки, малые архитектурные формы и др.) – «Организация благоустройства населенных пунктов» из ресурса Openbudget по состоянию на 1 октября 2023-го.
Расходы, прямо не влияющие на бригады ТрО, не учитывались журналистами. Некоторые расходы на военную помощь Силам обороны или благоустройство могли быть размыты среди других в дополнительных статьях расходов бюджета — такие случаи тоже не принимали во внимание, поскольку в них невозможно четко определить суммы средств, направленные на два указанных направления.
После анализа этих данных выяснилось, что 21 город суммарно выделил 3,8 миллиарда гривен на нужды ВСУ, а на благоустройство – 12,8 млрд грн. В то же время эти областные центры получают плановые доходы от "военного" НДФЛ на более чем 26 млрд грн.
В Forbes обнаружили, что только Житомир заметно отдает преимущество поддержке войск, а не благоустройству: 547 миллионов гривен против 246 млн грн, что составляет 8,7% и 3,9% от всех расходов бюджета соответственно. Луцк почти одинаково финансирует оборону и благоустройство – 156 млн грн и 152 млн грн соответственно. В других городах расходы на благоустройство значительно больше.
“В абсолютных цифрах наибольшее финансирование обоих направлений в Днепре: 1,4 млрд – на оборону и 3,2 млрд – на благоустройство. В доле от всего бюджета больше всего на благоустройство потратили Черновцы – почти 19%, на терроборону потратили всего 0,1%, или 5 млн грн. В Харькове, Ужгороде и Херсоне расходы на терроборону обнаружить не удалось. Хотя Херсон и на благоустройство выделил всего 8 млн грн, что похоже на финансирование одних зарплат. В Харькове на благоустройство запланировано почти 1 млрд”, – отметили в тексте.
Киев в анализ не включили, поскольку в столичном бюджете нет отдельной статьи расходов на местные Силы территориальной обороны. Там предусмотрена субвенция в государственный бюджет на нужды обороны – в октябре ее увеличили с 300 миллионов гривен до 1,38 млрд грн. Также есть программа «Защитник Киева», которая объединяет расходы на военные и гражданские цели. В частности, эта программа включает социальную защиту, лечение ветеранов, экскурсии для ветеранов и создание патриотического медиаконтента.
"Такие расходы Forbes не учитывает. Соответственно, не было возможности определить, сколько именно денег по программе «Защитник Киева» идет непосредственно на поддержку находящихся на фронте частей. Заметим, что плановые доходы столицы от «военного» НДФЛ в 2023 году – 5,9 млрд грн. Расходы на благоустройство – 2,3 млрд грн", – добавили в материале.
Отметим, изъятие всего «военного» НДФЛ в государственный бюджет противоречит принципу целостности бюджетной и налоговой систем, поскольку НДФЛ с военнослужащих по своей природе ничем не отличается от такого же налога на доходы представителей других профессий. И это будет плохим примером, поскольку огромные дисбалансы есть также в НДФЛ, взимаемом с государственных монополий — НАК «Нафтогаз Украины», «Укрпочты», «Укрзализныци» — и засчитываемом по месту их регистрации в Киеве. Подробнее читайте в статье Юрия Ганущака «Бюджетный скандал. Кто кого — центр или территории».
О том, сколько на безопасность и оборону использовали местные громады из НДФЛ военных — пишут в статье «Военный НДФЛ: «Хіба ревуть воли, як ясла повні?» советница главы Ассоциации городов Украины по муниципальным вопросам, бывший народный депутат Оксана Продан и исполнительный директор Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.