6 ноября польские перевозчики начали забастовку на контрольно-пропускных пунктах с Украиной Краковец — Корчева, Ягодин — Дорохуск и Рава-Русская — Хребенне.
С того момента граница для весового транспорта фактически заблокирована. Пропускная способность — не более одной машины на экспорт и импорт в час. Сейчас очередь на границе составляет уже более 3 тыс. фур.
Когда начались массовые забастовки на границе с Украиной, какие страны присоединились к протесту и какие убытки понесла украинская экономика — читайте в материале Фактов ICTV.
Почему бастуют польские перевозчики
Какие страны могут присоединиться к забастовке
Убытки от забастовки
Варианты решения проблемы
Почему бастуют польские перевозчики
В конце октября польские перевозчики анонсировали протесты на границе с Украиной. С 6 ноября они перекрыли движение весового транспорта на КПП Краковец — Корчева, Ягодин — Дорохуск и Рава-Русская — Хребенне.
Карта: Факты ICTV
По словам экономического эксперта, члена Экономического дискуссионного клуба Олега Пендзина, эта проблема возникла из-за того, что на общеевропейском рынке перевозок всегда доминировали польские перевозчики, но после получения так называемого транспортного безвиза украинские перевозчики начали заходить на европейский рынок.
— Поскольку заработная плата польского водителя в 3,5 раза выше, чем украинского, услуги внутриевропейских перевозок начали активно захватывать украинские компании, вытесняя оттуда поляков, румын, венгров, словаков, чехов, литовцев. Бесспорно, это сильно бьет по карману польских перевозчиков. То есть речь здесь идет не о перевозках между Украиной и Польшей, а о внутреннем европейском рынке транспортных перевозок, потому что это огромные деньги, — сказал Пендзин.
Требования польских перевозчиков:
- вернуть украинским перевозчикам разрешения;
- ужесточить для иностранных перевозчиков правила перевозок по ЕКМТ (Европейская конференция министров транспорта — Ред.);
- запретить регистрировать компании в Польше, если финансы компании находятся не на территории ЕС;
- создать отдельную очередь в е-очереди для авто на номерах ЕС;
- сформировать отдельную очередь на всех границах для пустых фур;
- получить доступ к системе Шлях.
Какие страны могут присоединиться к забастовке
21 ноября к забастовке на границах Блокирование движения грузовиков в пункте пропуска Вишне Немецкое — Ужгород началось с 13:30, впрочем уже в полночь 22 ноября граница Украины со Словакией была разблокирована.
Как сообщили в комментарии журналистке Фактов ICTV Светлане Ковбыце в Государственной таможенной службе, проезд освободила полиция, силой забрав лицо, которое блокировало границу, и эвакуировав транспортное средство. Движение грузовиков было восстановлено.
22 ноября 2023 года пять стран — членов Международного союза автомобильного транспорта подписали обращение к Еврокомиссии с требованием вернуть лицензирование украинских перевозчиков.
– Это Венгрия, Словакия, Польша, Чехия и Литва. То есть это те страны, которые потенциально могут присоединиться к забастовке, – подчеркнул Пендзин.
Убытки от забастовки
По состоянию на среду, 22 ноября, Украина понесла колоссальные убытки от блокирования границы польскими перевозчиками. Вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Владимир Балин на брифинге сообщил, что эта цифра составляет уже более €400 млн.
– Ситуация действительно критическая. Я не готов сказать, как другие отрасли страдают, хотя по оценке Федерации работодателей Украины, уже сегодня более €400 млн наша экономика потеряла. Мы фиксируем убытки наших перевозчиков из расчета потерянной доходности — €350 за простой за сутки, – отметил Балин.
Он добавил, что блокирование границы также грозит не только финансовыми потерями, но и рисками для жизни и здоровья украинских перевозчиков.
Из-за протестов водители могут стоять в очередях по две недели. 11 ноября на границе с Польшей перед пунктом пропуска Дорохуск — Ягодин Детали его смерти выясняют правоохранители.
Варианты решения проблемы
По мнению экономического эксперта Олега Пендзина. единственный вариант решения этого конфликта — привлечь к переговорам с перевозчиками правительство Польши.
– Представители украинского правительства выезжали к польским перевозчикам, но не смогли ни о чем договориться. Ведь договориться на польской территории с польскими перевозчиками должно польское правительство, а не украинское. А там сейчас политическое межсезонье, потому что старое правительство прекратило свою деятельность, а новое еще не сформировалось, – отметил эксперт.
Между тем заместитель министра экономики и торговый представитель Украины Тарас Качка в эфире национального телемарафона Єдині новини сообщил, что на этой неделе Украина надеется провести еще одни переговоры с польской стороной.
– На этой неделе надеемся провести переговоры в трехстороннем формате Украина – Польша – Европейская комиссия, чтобы найти решение этой проблемы. Потому что на самом деле надо понимать, что протестующие создают проблемы также для польских водителей, которые и застряли, и страдают от того, что не могут работать на тех рынках, на которых работали, – сказал Качка.
Он отметил, что из-за блокады границы польскими перевозчиками в Украине уже произошла предкризисная ситуация на рынке топлива, что в условиях войны и постоянных ракетных ударов со стороны РФ может привести к катастрофическим последствиям.
На сегодня ни эксперты, ни власти не берутся делать прогнозы относительно того, сколько еще может продолжаться эта забастовка.
Впрочем, польские протестующие сообщили, что собираются продолжить блокаду крупнейшего пункта пропуска Ягодин-Дорогуск, тем более лидер польских перевозчиков Рафал Меклер из ультраправого Национального движения анонсировал расширение блокады на четвертый пункт пропуска Медыка-Шегини с 23 ноября.