Во время заседания Совета Украина — НАТО был представлен документ адаптированная Годовая национальная программа (аГНП), в котором описаны дальнейшие реформы в Украине, которые являются необходимыми для дальнейшего приближения к вступлению в НАТО.
Генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг уже заявил, что НАТО высоко оценивает прогресс реформ, который демонстрирует Украина.
Но что это за документ и как он способствует углублению отношений между Украиной и НАТО, и вообще, как это приближает к вступлению в Альянс. Для ответов на эти вопросы Факты ICTV пообщались с политологом Сергеем Джерджом, который является председателем Общественной лиги Украина-НАТО, где в рамках беседы пытались разобраться, что значит представленная Годовая национальная программа для евроатлантических стремлений Украины.
Кто формирует ГНП и для чего это нужно?
Годовая национальная программа в рамках сотрудничества Украины и НАТО (ГНП) является документом, определяющим ключевые реформы, которые необходимо внедрить официальному Киеву при поддержке НАТО, чтобы приблизиться к членству в Альянсе.
На саммите НАТО в Вильнюсе ГНП заменил собой План действий по членству Украины в НАТО.
Программа имеет пять основных разделов:
- политические и экономические вопросы;
- оборонные и военные вопросы;
- ресурсные вопросы;
- вопросы безопасности;
- правовые вопросы.
К реализации ГНП привлекаются центральные органы исполнительной власти, другие органы государственной власти, неправительственные организации. По итогам выполнения ГНП сторона НАТО готовит оценку и рекомендации, которые учитываются при подготовке ГНП на следующий год.
Обычно, говорит Сергей Джердж, Украина самостоятельно формирует Годовую национальную программу, опираясь на различные министерства и другие ведомства украинского государства.
— Затем, уже сформированный вариант, мы показываем своим партнерам. Если у них есть какие-то предложения, то они их высказывают. Но главное то, что они им помогают реализовывать эту программу. Мы заинтересованы в том, чтобы они приняли, поддержали и работали вместе с нами над ее реализацией, — объясняет политолог.
Программа предусматривает реформирование страны в рамках пяти основных разделов, приведенных выше.
Программа, которая была представлена в Брюсселе, предусматривает несколько главных направлений, на которых будут сосредоточены усилия в течение 2024 года:
- эффективный демократический гражданский контроль над силами безопасности и обороны;
- обеспечение добропорядочности, прозрачности, подотчетности в секторе безопасности и обороны;
- трансформация оборонной политики и планирования;
- модернизация систем управления и контроля;
- совершенствование системы стратегических коммуникаций;
- цифровая трансформация, кибербезопасность, информационная безопасность и обмен информацией;
- трансформация оборонной промышленности и внедрение современных технологий;
- управление ресурсами;
- расширение возможностей в сфере реабилитации и реинтеграции ветеранов/ветеранок войны.
Помешает ли Венгрия на пути Украины в НАТО?
Правительство Венгрии, представители которого неоднократно говорили о том, что не поддерживают евроатлантические стремления Украины, судя по документу, не сможет помешать намерениям Киева реформироваться в направлении членства в НАТО.
Формальное согласование ГНП происходит с руководством Украины и НАТО (аппаратом Генсека Альянса). Это позволяет, в частности, исключить желание таких стран, как Венгрия, выставлять нереалистичные требования к Украине в вопросе дальнейшего реформирования.
— У Венгрии также забрали возможность блокировать заседания Совета Украина — НАТО. Предварительно у нас была Комиссия Украина — НАТО, где формат был такой, что заседает группа стран НАТО, куда приглашают Украину, которая докладывает о своих успехах и результатах реформирования. Учитывая, что Украина именно приглашали, что согласовывается консенсусом, то Венгрия могла блокировать это. И она это делала на уровне министров заседания, — объясняет Сергей Джердж.
Теперь, когда образован Совет Украина — НАТО, то Украина является полноправным членом этого органа, поэтому Венгрия не может это блокировать, как раньше это происходило во время Комиссии Украина — НАТО.
Сможет ли Украина выполнить ГНП на 2024 год?
Представленный ГНП на 2024 год предусматривает различные цели, говорит Сергей Джердж. В документе есть как краткосрочные цели, так и среднесрочные, и долгосрочные.
— Среднесрочная цель это, условно, три года. Долгосрочная цель может длиться и дольше. Поэтому что-то за 2024 год будет выполнено, а что-то только начнет выполняться. Сейчас речь шла о том, чтобы программа была меньше и в ней было то, что можно сделать за год. Очевидно, что в ней не будет длительных и многолетних мероприятий, — говорит политолог.
Он объясняет, что несмотря на представленную Годовую национальную программу остается вопрос и того, как ее оценивать со стороны стран-членов НАТО.
— Мы хотим, чтобы были критерии такого плана, что мы их выполнили и тем самым все увидели, что они выполнены. Поэтому была такая точка зрения, что должна быть конкретика, поскольку ее легче выполнить. Если бы программа была обобщенная, то можно многое сделать, а кто-то из скептиков мог бы сказать, что “вы не все сделали” или “можно было бы больше сделать”. И тогда было бы непонятно, как это оценивать, выполнила ли Украина поставленные задачи или нет, — объясняет Джердж.
Со стороны Альянса, в свою очередь, остается еще одна неопределенность. Если НАТО принимает предложенную Украиной ГНП, а затем официальный Киев выполняет все задачи, то возникает вопрос: выполнение всех задач, определенных в ГНП, создает предпосылки для вступления Украины в НАТО, или это создает условия, чтобы снова об этом поговорить на уровне стран-членов Альянса, говорит политолог.
Как указывает Джердж, Годовой национальный план может выполняться и тогда, когда Украина уже станет членом НАТО.
— Все равно придется что-то дореформировать, что-то менять в процессе. Созреют какие-то новые вопросы, — объясняет он.
Приближает ли ГНП на 2024 год нас к НАТО, или все останется без изменений?
Сегодня вопрос стоит таким образом, что выполнение Украиной ГНП приведет к тому, что страны-члены НАТО пригласят украинское государство стать членом Альянса.
Вместе с тем, остаются страны, которые имеют принципиальные позиции относительно членства Украины в Североатлантическом альянсе. С саммита НАТО в Вильнюсе известно о по меньшей мере США и Германии, не говоря уже о Венгрии.
— Очень хорошо, что Франция меняет позицию, теперь они более гибкие в этом вопросе. Германия меняет свою позицию, они в процессе. Понятно, что в вопросе по Украине — надо принимать (в НАТО, — Ред.). Другое дело, что есть вопрос России и то, как ее (угрозу, — Ред.) оценивают. Поэтому здесь на самом деле речь идет о волнении у некоторых лидеров и стран в отношении России, а они трансформируют это в то, что Украина что-то еще не сделала. Чем больше испуг от России, тем больше Украина не выполнила. Если меньше испуг, тогда и Украина имеет успехи, — говорит Сергей Джердж.
В целом, говорит политолог, поданная Украиной Годовая нацпрограмма на 2024 год однозначно стала шагом на пути к вступлению в НАТО.
— Чем больше всевозможных заседаний, совещаний и дискуссий, где говорят об Украине, вместе с Украиной, слушают Украину, то это наше врастание корнями в эти структуры НАТО, в эти процессы. На каком-то этапе получится так, что без Украины уже нельзя и нелогично без нас. И мы к этому приближаемся. Поэтому здесь большую роль играет идея Совета Украина — НАТО, который есть как политический инструмент. Формально — мы не входим в НАТО, но если Совет Украина — НАТО принимает какие-то решения, то тогда они его выполняют, — объясняет Джердж.
Это способствует и совместному взаимодействию между официальным Киевом и Альянсом, что является важным политическим процессом на пути Украины в НАТО.
— Все эти документы (ГНП, — Ред.) способствует тому, что процесс идет в правильную сторону. Все это влияет на конечное решение, которое не возникнет само по себе, а возникнет именно из разговоров и дискуссий, — объясняет эксперт.
В частности, подобные переговоры будут способствовать тому, чтобы НАТО предоставляло Украине больше оружия и военных мощностей.