MY.UAНовости
Воздушные самураи: как готовят летчиков ВМС США
Воздушные самураи: как готовят летчиков ВМС США

Воздушные самураи: как готовят летчиков ВМС США

Среди авиаторов бытует шутка, что летчик современного боевого самолета не управляет самолетом, а "имеет право голоса в управлении" – то есть, большую часть полета выполняет сам самолет. Однако несмотря на высокую автоматизацию, обучение будущих летчиков требует изменений.

Несмотря на наличие лучших морских летчиков и самолетов в начале Второй мировой войны, японские планировщики не смогли подготовиться к восполнению боевых потерь, и это дорого им обошлось. К 1942 году японская морская авиация пришла в упадок, потому что "флот просто получал слишком мало летчиков". Американские военные победили, быстро наводнив небо наскоро подготовленными летчиками. Японский флот так и не смог оправиться от потери более сотни профессиональных морских летчиков во время битвы за Мидуэй, а затем от уничтожения оставшихся авиаторов в битве за Филиппинское море.

Фокус перевел статью Тревора Филлипса-Левина и Уокера Д. Миллза о том, как меняется подход к обучению американских летчиков.

Сегодня американские вооруженные силы также выпускают слишком мало летчиков, что приводит к потере опыта в развернутых эскадрильях. В случае военных действий США рискуют пройти тот же путь, что и Япония. Хроническая нехватка летчиков будет преследовать американские вооруженные силы в течение многих лет. Одна из причин заключается в том, что устаревшие системы и программы обучения неоправданно затягивают летную подготовку и усугубляют острую нехватку кадров.

Режим точной посадки, используемый в ВМС США, и другие автоматизированные системы отказоустойчивости берут на себя выполнение самых сложных летных задач в современных кабинах. В связи с этим возникают вопросы, не перебарщивают ли американские военные с обучением своих летчиков и не мешает ли зависимость от устаревших учебных самолетов, таких как T-45C Goshawk, внедрению более качественной подготовки. Заставляя студентов-летчиков выполнять устаревшие ручные задачи, которые можно автоматизировать, ВМС получают сомнительные преимущества, затягивают обучение, расходуют драгоценные ресурсы и иногда проводят излишний отсев кадров.

T-45C Goshawk
Фото: US Navy

Военные должны понять, какие навыки автоматизация может безопасно и надежно заменить в кабинах современных летчиков, и исключить эти элементы из программ подготовки. Кроме того, военные учебные самолеты должны обладать необходимым уровнем автоматизации, чтобы подготовить летчиков-студентов к работе на боевых самолетах. Современное обучение не должно сводиться только к эксплуатации устаревшего оборудования и проверке будущих летчиков на навыки, которые им больше не нужны.

Ограниченные учебные ресурсы

Уроки японского опыта времен Второй мировой войны актуальны и для современных американских вооруженных сил. Время, необходимое для подготовки пилотов реактивных самолетов, неуклонно растет во всех ведомствах. Постоянная нехватка летчиков представляет собой стратегический риск для армии, поскольку ей не хватает опытных авиаторов для оперативных подразделений. Отчасти проблема заключается в том, что подготовка новых летчиков занимает больше времени, а их поступление на службу происходит медленнее, чем выбывание опытных. Это создает то, что в исследовании RAND названо "дефицитом скорости старения", когда неопытные летчики становятся доминирующим составом эскадрильи и увеличивают общее количество летных часов, необходимых для того, чтобы молодые летчики стали "опытными". Опытным летчикам требуется меньше часов для поддержания квалификации, что позволяет увеличить количество летных часов для развития неопытных экипажей.

Признавая необходимость ускоренного обучения для решения проблемы нехватки летчиков, ВМС США реализовали ряд инициатив по сокращению времени обучения, включая наем летчиков-инструкторов по контракту и привлечение опытных летчиков из других подразделений военно-морской авиации. К большому огорчению эскадрилий замены флота и школ вооружений, их летчиков также привлекли для усиления учебных команд. Еще одна инициатива включала пересмотр учебных планов, в результате чего были исключены некоторые мероприятия и этапы, что позволило сократить количество летных часов и мероприятий для летчиков-курсантов. Однако другие, более ресурсоемкие старые программы остались.

Подготовка новых летчиков занимает больше времени, а их поступление на службу происходит медленнее, чем выбывание опытных
Фото: US Air Force

Квалификационная программа подготовки для авианосцев ВМС состоит из 23 мероприятий, включая пять занятий на тренажере и более 17 часов в самолете. Кроме того, перед получением квалификации на авианосец курсанты должны совершить как минимум 250 тренировочных посадок на аэродроме, которые накапливаются в течение нескольких месяцев летной подготовки. Часто бывает, что студенты не выполняют требования по практическим посадкам, и это требует дополнительных полетов сверх выделенных программой, чтобы восполнить дефицит. Программа подготовки к полетам на самолете поглощает ресурсы стареющего и сокращающегося парка реактивных тренажеров и отнимает много времени у студентов и инструкторов. Например, этап квалификации на авианосец обычно начинается за несколько недель, и участвующие в нем курсанты сосредотачиваются исключительно на этих мероприятиях.

Команды, проводящие подготовку, обычно перебрасывают на оба побережья по 20 самолетов для обеспечения квалификации на авианосце. Перелет к местам обучения требует значительных затрат летных часов и вылетов сверх требований учебной программы. Около 120 летных вылетов тратится только на перегон самолетов к месту подготовки на авианосец – часы, которые расходуют ресурс планера и могли бы быть потрачены на другие виды подготовки. Эти самолеты и их летчики-инструкторы могут составлять до трети парка, доступного для обучения, что требует замедления мероприятий на месте во время квалификации для авианосца. Кроме того, выполнение программы зависит от графика и готовности авианосца, подверженного задержкам в техническом обслуживании, которые могут отменить ресурсоемкие тренировки и помешать оперативной готовности. Сокращение или уменьшение требований в программе подготовки для авианосцев в значительной степени способствует оптимизации и сокращению сроков подготовки, особенно в условиях снижения приоритетности плановых тренировок на авианосцах на фоне других оперативных предпочтений.

Автоматизация истребителей

Большинство западных боевых истребителей оснащены системами fly-by-wire или, как их еще называют, fly-by-control с расширением полномочий. Это означает, что управляющие воздействия пилота кодируются электроникой, интерпретируются программным обеспечением управления полетом, а затем передаются на управляющие поверхности самолета – и теперь действия пилота не связаны напрямую с управляющими поверхностями. Самолеты fly-by-control обеспечивают маневренность, недостижимую в других случаях, делая аэродинамически нестабильные самолеты управляемыми для пилотов-людей. Компьютеризированные системы управления полетом автоматически компенсируют нестабильность, создавая для пилота видимость стабильного самолета и преобразуя относительно простые команды пилота в сложные настройки управляющих поверхностей самолета. Когда пилот подает команду на управление самолетом с помощью стика, компьютеры системы управления полетом анализируют сигнал, сравнивают его с текущими параметрами полета самолета и выдают компенсированный сигнал управления.

Среди авиаторов бытует шутка, что летчик современного боевого самолета не управляет самолетом, а "имеет право голоса в управлении" – то есть большую часть полета выполняет сам самолет
Фото: U.S. Navy Photo

Среди авиаторов бытует шутка, что летчик современного боевого самолета не управляет самолетом, а "имеет право голоса в управлении" – то есть большую часть полета выполняет сам самолет. Эта гармоничная система обеспечивает беспрецедентную маневренность и качественное интуитивное управление, что позволяет летчикам уделять внимание не только пилотированию, но и выполнению задач, связанных с выполнением миссии. Эта технология все шире применяется в военной и гражданской авиации. Например, система Safe Return Autoland компании Garmin в бизнес-джетах Cirrus позволяет одним нажатием кнопки выбрать аэропорт, связаться с диспетчером воздушного движения и посадить самолет, учитывая рельеф местности.

Даже некоторые из первых боевых самолетов с системой fly-by-control, такие как F-16, были дополнены автоматическими режимами защиты от сбоев, а некоторые из них способны напрямую отбирать управление у летчика, чтобы предотвратить катастрофу. Сегодня F-16 ВВС США оснащены автоматической системой предотвращения столкновения с землей, которая перехватывает управление в случае неминуемого столкновения с рельефом, если пилот не может сделать это самостоятельно. Эта технология спасла девять жизней, в том числе как минимум одну в бою, а ВМС работают над установкой этой системы на F/A-18 Super Hornet. Кроме того, у союзников есть самолеты, использующие системы автоматического восстановления, например, Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. В Rafale пилот, потерявший ориентацию в пространстве, может нажать кнопку, которая автоматически вернет самолет в стабильный полет из крена.

Критики автоматизации на важнейших этапах полета, таких как посадка, могут поставить под сомнение такую перестраховку: "А что, если программное обеспечение автоматической посадки откажет, а летчик не знает, как садиться вручную?". Эти опасения беспочвенны. Автоматика управления полетом имеет множество резервных систем, а реактивные самолеты fly-by-wire во все моменты полета полагаются на программное обеспечение и электронику. Нет никакой возможности прибегнуть к полностью ручному режиму полета. Отказ автоматики управления будет означать отказ самого компьютера управления полетом. Это неконтролируемая ситуация, которая вынуждает летчика катапультироваться.

К чему готовиться?

"Параллелофобия" – это тревога или страх перед параллельной парковкой, которой подвержены 49% американских водителей. Для водителей параллельная парковка – один из самых сложных навыков. В штатах, где на экзаменах по вождению требуется параллельная парковка, отмечается высокий процент несдач. Но что, если автоматика сможет надежно припарковать автомобиль за вас? Сегодня на дорогах можно встретить множество автомобилей, способных выполнять параллельную парковку без помощи водителя. Эта технология становится достаточно распространенной, чтобы ее можно было использовать в качестве причины для отмены требования параллельной парковки в тех штатах, где она все еще включена в экзамен по вождению.

Традиционно одной из самых сложных задач, выполняемых военно-морскими летчиками, была посадка на авианосец. Она служит образцом мастерства для военно-морских летчиков и является обязательным элементом с самого начала существования морской авиации. В настоящее время F-35 и F/A-18 оснащены высокоавтоматизированными системами управления полетом, известными как режим точной посадки, которые устраняют необходимость во многих корректировках, выполняемых летчиками во время захода на посадку. Недавние изменения в программном обеспечении режима точной посадки сделали систему еще более надежной, так что она будет продолжать работать при многочисленных отказах гидравлики или при отказе одного двигателя. С момента внедрения этой системы эффективность заходов на посадку значительно улучшилась. Во время одной из командировок автора на авианосец в 2022 году в составе 2-го авианосного крыла он заметил заметное улучшение характеристик у новых летчиков, причем многие из них оказались на одном уровне с опытными летчиками, уже совершившими сотни посадок на авианосец. Это было беспрецедентно. Если новоиспеченные летчики, использующие режим точной посадки, так же хорошо или лучше справляются с посадкой на авианосец, чем опытные летчики без него, то возникает вопрос: нужно ли ВМС по-прежнему проводить квалификацию на авианосцах в учебных командах, прежде чем курсанты попадут в резервные эскадрильи флота? Или им достаточно квалификации в оперативных эскадрильях, оснащенных режимом точной посадки?

В настоящее время F-35 и F/A-18 оснащены высокоавтоматизированными системами управления полетом, известными как режим точной посадки, которые устраняют необходимость во многих корректировках, выполняемых летчиками во время захода на посадку
Фото: DVIDS

ВМС изучают возможность полного исключения квалификации для авианосцев из состава учебных команд. Обсуждение началось в начале 2020 года. Однако высшее руководство не желает идти по этому здравому пути сокращения времени обучения. Официально до сих пор идет сбор данных после того, как ВМС решили предпринять постепенные шаги, отправив 50% своих начинающих летчиков тактической авиации на авианосец, а другую половину – на квалификацию в резервную эскадрилью флота. Первые результаты многообещающие: офицеры отмечают незначительную разницу в оценках за заход на авианосец между летчиками, ранее прошедшими квалификацию в учебном командовании, и теми, кто получил начальную квалификацию в резервных эскадрильях флота. Даже если ВМС отменят квалификацию на авианосце, они планируют сохранить ее для E-2 Hawkeye, что является еще одним ненужным пережитком. Несмотря на то, что E-2 не является безэкипажным, характеристики управления между ним и учебными самолетами-носителями заметно отличаются. Кроме того, новые летчики E-2 отправляются на авианосец в сопровождении инструктора. Эти причины приводились в качестве еще одного доказательства того, что обучение на авианосце следует полностью исключить из программы повышения квалификации.

Нынешний усовершенствованный реактивный тренажер ВМС T-45C не имеет многих автоматизированных функций, присущих современным истребителям. T-45C не является самолетом fly-by-wire, у него нет автопилота, аварийного восстановления или какого-либо режима помощи летчику. Его летные характеристики и возможности меркнут по сравнению с современными истребителями или более новыми учебно-тренировочными самолетами, такими как T-7A Redhawk компании Boeing, T-50 компании Lockheed или M-346N компании Textron. Каждый из них способен развивать скорость, близкую к звуковой, имеет цифровое управление полетом по принципу fly-by-wire, достойное соотношение тяги и веса, а также маневрирует под большим углом атаки. T-45C – это самолет, который нужно пилотировать вручную во всех смыслах этого слова и который требует длительной программы раннего обучения, чтобы научиться правильному управлению. Один из авторов вспоминает, как много времени на ранних этапах обучения было потрачено на обучение правильной технике триммирования, которая в более совершенных самолетах выполняется автоматически. Кроме того, многочисленные управляющие воздействия, необходимые для безопасной посадки T-45C на борт авианосца, не переходят в те корректировки, которые летчик должен делать на своем самолете. Какая польза от того, что будущие летчики вынуждены постоянно корректировать или "вручную" управлять более сложным аналоговым самолетом, когда компьютеризированные боевые самолеты спроектированы так, чтобы ими было легко управлять, а корректирующие воздействия не взаимозаменяемы на всех платформах?

Современные боевые самолеты проектируются так, чтобы ими было легко управлять, а их летчики могли сосредоточиться на сложных боевых системах и тактике. Уже сейчас передовые концепции ведения боевых действий предусматривают, что летчики становятся автономными ведомыми в высокоавтоматизированных кабинах, действуя скорее как квотербеки, руководящие игрой, а не вступая в ближний бой с нападающими, как в прошлом. Но на T-45C отсутствует даже имитация боевых систем, с которыми в конечном итоге будут взаимодействовать новые летчики, а также те характеристики, которыми обладают перспективные учебно-тренировочные самолеты, предлагаемые на военном рынке.

Враги перемен и старые грабли

К сожалению, культура сопротивления переменам пронизывает ВМС, как и всю оборонную бюрократию. Она затрагивает все аспекты, включая бюро по управлению персоналом, несмотря на растущие доказательства того, что в эпоху алгоритмов перемены необходимы. Будь то луддизм или ностальгия, но не все в рядах ВМС согласны с сокращением или пересмотром учебных программ. В ходе интервью с инструкторами учебных команд отмечались случаи, когда их начальники выступали против пересмотра учебных планов, особенно тех, которые исключали обучение на авианосцах, даже когда имеющиеся данные указывали лишь на незначительные преимущества сохранения нынешних учебных планов. Возможно, такое промедление является причиной самого большого препятствия на пути ускорения обучения в ВМС – продолжающегося использования самолета T-45C Goshawk. T-45C пострадал от многочисленных "сюрпризов", связанных с техническим обслуживанием, а контрактное техническое обслуживание с трудом поддерживает достаточное количество пригодных к полетам самолетов. Отмены мероприятий из-за отсутствия самолетов – обычное дело при полном расписании полетов.

Ключевой проблемой при выборе самолета на замену является неспособность потенциального инструктора справиться с жесткими условиями береговой тренировки посадки на авианосец или касания полетной палубы авианосца. Самолеты должны быть специально спроектированы и построены так, чтобы выдерживать стресс реальных и имитированных посадок на авианосец. Но если уже внедренное программное обеспечение для управления полетом значительно улучшило характеристики летчиков при посадке на авианосец, необходимы ли столь жесткие требования к тренировочным посадкам, или это устаревшая практика? Каждый день, когда ВМС откладывают решение о выборе новой учебной платформы, приводит к ухудшению состояния парка T-45C.

Возможности для более быстрого обучения

В 1944 году у Японии были самолеты, но не было компетентных летчиков, чтобы эффективно управлять ими, и она прибегла к помощи камикадзе. Кто больше заинтересован в подготовке – горстка превосходных летчиков, как в императорской Японии, или операторы интуитивных систем вооружения? Флот признает, что у него есть проблемы с подготовкой летчиков, и ищет решения, но пока они слишком медленные и их слишком мало. Оперативные подразделения испытывают хроническую нехватку опытных летчиков, а летчики, проходящие обучение, сталкиваются с длительным ожиданием. Автоматизация готова взять на себя все больше функций по пилотированию самолетов, включая функции, которые раньше считались слишком сложными, например, ведение догфайтов. Компания Heron Systems, которая теперь входит в состав Shield AI, разработала алгоритм ведения догфайта, который победил человека-летчика истребителя со счетом 5:0 на соревнованиях, и теперь активно летает в составе Hivemind. По мере того как алгоритмы становятся все более способными и берут на себя все больше задач в самолете, например, восстановление ориентации в Rafale, системы автопосадки в бизнес-самолете Cirrus или ведение догфайтов в платформе будущего, появятся возможности для сокращения программ обучения и учебных планов. Создание новых программ подготовки на БПЛА в ВМС и Корпусе морской пехоты предоставляет уникальную возможность оценить требования к обучению на предмет их сокращения, особенно по мере того, как алгоритмы продолжают забирать все большую часть "пилотирования" у летчиков-людей. В авиации снижение когнитивной нагрузки при управлении самолетом позволяет летчикам – как находящимся в самолете, так и удаленным, – сосредоточиться на полезной нагрузке и поставленной задаче.

ВМС США не могут себе позволить время на ностальгию в анализе устаревших программ
Фото: Alamy

Военно-морской флот и Корпус морской пехоты правы в том, что им необходимо провести тщательную проверку и убедиться в обоснованности резкого отказа от устаревших рекомендаций по обучению не является необоснованным. Однако они не могут позволить себе тратить время на ностальгию, ведь сейчас самое время бороться с затянутостью обучения. Ведомства должны использовать возможности для рационализации подготовки летчиков и прекратить обучение ненужным или избыточным навыкам. Опора на автоматизацию для сокращения требований к подготовке, таких как квалификация на авианосец, является одной из лучших возможностей. Если ведомства не смогут этого сделать, Соединенные Штаты рискуют столкнуться с нехваткой летчиков в мирное время или кризисом в военное время.

Об авторах

Тревор "Миссис" Филлипс-Левин – авиатор ВМС США и инструктор совместного контроллера терминальной атаки в специальных операциях. В настоящее время он служит офицером отдела совместной ближней воздушной поддержки в Центре развития боевых действий военно-морской авиации, где занимается вопросами применения и тактики использования беспилотных систем. Филлипс-Левин является стипендиатом Центра образования в области нераспространения космической и ядерной политики и получает степень магистра в области системного анализа в Военно-морской аспирантуре.

Уокер Д. Миллз – офицер пехоты Корпуса морской пехоты, в настоящее время проходит подготовку к полетам на беспилотном летательном аппарате MQ-9 Reaper. Он является автором многочисленных статей для изданий War on the Rocks, USNI Proceedings и Marine Corps Gazette.

Теги по теме
Японияавиация
Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Брэд Питт подал в суд на Анджелину Джоли: за что требует 35 миллионов долларов
Comments UA
2025-11-06T19:06:03Z
Муж - не первый: Маша Полякова рассказала, как и с кем лишилась девственности, это было быстро
Знай
2025-11-06T18:51:21Z
Восхождение Майкла Джексона к славе в тизере фильма "Майкл"
GameMag
2025-11-06T18:48:36Z
«Кей-поп-охотницы на демонов» от Sony и Netflix получат продолжение — премьера состоится в 2029 году
GameMag
2025-11-06T18:36:03Z
Жена Жени Кота поделилась главными секретами, как вернуться в форму после родов
TSN
2025-11-06T17:21:09Z
Тоня Матвиенко показала редкое фото взрослой дочери-красавицы и растрогала обращением к ней
TSN
2025-11-06T16:51:00Z
Янина Соколова рассказала о своей "терапии" после расставания с Харчишиным
GlavRed
2025-11-06T16:39:45Z
"Живут в опасности, но не сдаются": Анджелина Джоли поделилась впечатлениями от визита в прифронтовые города Украины
Апостроф
2025-11-06T16:39:27Z
"Все у нас хорошо": группа Ziferblat отреагировала на слухи о раздоре между музыкантами
Апостроф
2025-11-06T16:18:25Z
Украинцы не получают Нацкешбэк месяцами: что случилось и когда придут выплаты
Хвиля
2025-11-07T01:30:29Z
Отключение света 7 ноября: "Укрэнерго" анонсировало вынужденные ограничения в большинстве областей
TSN
2025-11-06T20:18:51Z
Reuters: Волгоградский НПЗ остановил переработку нефти после удара БпЛА
Лига
2025-11-06T20:18:00Z
Народные депутаты бьют тревогу: "Мы все заплатим за развлечения Офиса президента"
Comments UA
2025-11-06T20:00:07Z
Дефицит мяса в Кривом Роге: что известно о проблеме
Политека
2025-11-06T19:00:39Z
Гуманитарка на продажу: директор фонда «Дипломатический корпус» наживался на авто для фронта
Знай
2025-11-06T18:21:51Z
"Позор космического масштаба": Российскому космодрому «Восточный» отключили свет из-за долгов
Новости Украины
2025-11-06T18:18:27Z
Какие дрова можно брать в лесу без разрешения: штрафы и правила
TSN
2025-11-06T17:48:43Z
Когда поступят выплаты за август в программе "Национальный кэшбек" - ответ Минэкономики
TSN
2025-11-06T17:27:03Z
Почему Россия чаще бьет по энергетике, а не по мостам: объяснение военного обозревателя
TSN
2025-11-07T01:48:42Z
Трамп рассказал, отказалась ли Индия от российской нефти
TSN
2025-11-06T23:54:56Z
Путин нашел козла отпущения после срыва Будапештского саммита, - СМИ
UAToday
2025-11-06T23:03:47Z
Силы обороны опровергли данные DeepState о захвате РФ территорий в двух областях
UAToday
2025-11-06T23:03:04Z
Визит в Украину "открыл глаза" на войну послу США при НАТО
TSN
2025-11-06T22:36:59Z
Враг атакует Чугуевскую громаду на Харьковщине, прозвучало более 10 взрывов – СМИ
Украинская правда
2025-11-06T22:36:34Z
Человек с самым высоким IQ в мире просит убежища в США из-за "антихристов и коммунистов" у власти в Корее
Comments UA
2025-11-06T21:42:52Z
Саркози отказался от еды в тюрьме – живет только на йогуртах
Comments UA
2025-11-06T21:24:39Z
На Новый год Москва может оказаться в полной темноте: какая угроза нависла над РФ
Comments UA
2025-11-06T21:15:31Z
Есть пострадавшие, повреждена многоэтажка: первые последствия атаки на Днепр
UAToday
2025-11-06T23:03:58Z
После атаки российских дронов на Чугуев в городе вспыхнули сильные пожары — мэрия
ZN UA
2025-11-06T23:00:46Z
Шахед уничтожен за мгновение до удара по дому. ВИДЕО из Каменского
Новости Украины
2025-11-06T21:36:23Z
Взрывы в Днепре: «Интерсити» остановился
Comments UA
2025-11-06T21:21:50Z
Поврежденный дом и 6 пострадавших: в ОВА уточнили последствия атаки по Днепру
Апостроф
2025-11-06T20:18:51Z
В Ровно во время пожара погиб 4-летний мальчик – полиция выясняет обстоятельства трагедии
Comments UA
2025-11-06T20:09:50Z
Мужчина облил кровью дверь бывшей и оставил ей "подарок": что ему грозит за это
TSN
2025-11-06T19:33:32Z
Украинский суд оправдал оккупанта, подозреваемого в мародерстве: нет достаточных доказательств
Фокус
2025-11-06T19:06:47Z
Российский удар по Днепру: что известно о пострадавших
TSN
2025-11-06T18:51:55Z
Отсрочка от призыва: можно ли оформить документы в ТЦК
ZN UA
2025-11-07T02:03:00Z
Рунический гороскоп на 7 ноября 2025 года: Львам — опора во взаимодействии, Рыбам — мягкое движение вперед
TSN
2025-11-07T01:06:23Z
Не соглашайтесь ради вежливости: в ПЦУ объяснили, когда отказ стать крестным - не грех
Знай
2025-11-06T23:33:18Z
Должен прийти push в "Дії": кто получит "зимние" 6500 гривен и на что можно потратить
UAToday
2025-11-06T23:03:13Z
Bihus.Info: Теща главного киберполицейского Киева после его развода сразу обросла имуществом на миллионы
Украинская правда
2025-11-06T22:36:34Z
7 ноября 2025 года: мученика Феодота - что сегодня нельзя делать
Фокус
2025-11-06T22:27:41Z
Срочно замените паспорт: украинцев предупредили о новых правилах выезда за границу
Знай
2025-11-06T21:12:05Z
Зарплаты в армии: в проекте Госбюджета-2026 не предусмотрели повышения и индексации
Апостроф
2025-11-06T21:00:19Z
Выплаты за рождение ребенка: в Минсоцполитики пояснили, почему 50 тысяч получат не все
Новости Украины
2025-11-06T20:18:24Z
Как цитрусовые помогают быстрее выздороветь при простуде: полезные советы от экспертов
UAToday
2025-11-06T23:03:53Z
Как употребление сладостей бьет по важному органу и подрывает здоровье
UAToday
2025-11-06T23:03:52Z
Рак молочной железы: в программе "Доступные лекарства" появились новые препараты
Хвиля
2025-11-06T22:03:36Z
Можно ли переесть орехи: сколько орехов полезно есть каждый день
Comments UA
2025-11-06T21:57:22Z
Тыква для собаки: можно ли ее давать и как правильно приготовить
Знай
2025-11-06T21:51:27Z
Ешьте яблоки и забудете о таблетках: почему этот простой фрукт творит чудеса с вашим организмом
Знай
2025-11-06T20:51:41Z
Спокойствие в каждом глотке: диетологи назвали 5 напитков для снятия стресса
TSN
2025-11-06T17:00:13Z
Какое растительное масло лучше и полезнее — рафинированное или нерафинированное: ответ экспертов
TSN
2025-11-06T16:09:59Z
Как вернуть блеск стаканам после посудомойки: советы экспертов
TSN
2025-11-06T16:09:08Z
Тонирование лобового стекла: эксперт предупредил об опасности для водителей и пешеходов
Знай
2025-11-06T15:51:05Z
Секрет очень прост: самый быстрый способ прогреть салон авто зимой
Comments UA
2025-11-05T14:21:24Z
Придержите электроконей! Мир переосмысливает темпы развития «зеленого» транспорта
ZN UA
2025-11-05T11:03:13Z
Главный миф об электрокарах развеян: что говорят эксперты про их долговечность
Фокус
2025-11-04T17:30:08Z
Brabus представил эксклюзивный мотоцикл по цене нового Lexus
Фокус
2025-11-04T15:21:47Z
Эти знаки Зодиака в ноябре рискуют попасть в ДТП
Comments UA
2025-11-04T14:42:06Z
В Украине продают старые "Жигули" 1972 года за 1,9 миллиона
Фокус
2025-11-04T14:06:12Z
Raptor на минималках: Ford показал недорогой спортивный пикап на базе Kuga
Фокус
2025-11-04T13:12:40Z
Новый электромобиль Renault Twingo за 20 000 евро рассекретили до премьеры
Фокус
2025-11-04T12:21:57Z
Данія стривожена через китайські автобуси з функцією аварійного відключення
Топ Жир
2025-11-07T01:12:43Z
Ситуация в Купянске остается напряженной, но Силы обороны постепенно вытесняют врага – обозреватель
TSN
2025-11-07T00:51:02Z
Гороскоп на пятницу 7 ноября 2025 года
UAToday
2025-11-06T23:03:57Z
Оракул Ленорман на 7 ноября 2025 года для всех знаков зодиака: Близнецам — решение, Львам — приятные новости
TSN
2025-11-06T23:03:29Z
На Сумщине российские войска атаковали гражданское авто: погиб человек, есть пострадавшие
Украинская правда
2025-11-06T22:06:45Z
Генштаб: Российские оккупанты 55 раз пытались продвинуться на Покровском направлении
Украинская правда
2025-11-06T21:33:45Z
Ограничение движения транспорта в Днепре: появилось предупреждение, когда планируют перекрыть дорогу
Политека
2025-11-06T21:00:21Z
Ограничение движения транспорта в Черновцах: где надолго закроют проезд
Политека
2025-11-06T20:30:18Z
Компенсации за пострадавшее жилье в Киеве: как получить помощь и сколько выплачивают
Апостроф
2025-11-06T20:18:18Z
Гороскоп по картам Таро на 7 ноября 2025 года: новое направление для Близнецов и внутреннее равновесие для Весов
TSN
2025-11-07T02:06:54Z
Ваш кухонный фартук развалится быстрее, чем вы научитесь крутить ролы: главная ошибка, о которой молчат дизайнеры
Знай
2025-11-07T01:33:43Z
Почему люди не ездят на зебрах, как на лошадях: ученые назвали ключевую причину
UAToday
2025-11-06T23:03:26Z
Секрет мужского здоровья: ученые выяснили, как часто надо встречаться с друзьями
UAToday
2025-11-06T23:03:02Z
Что делает вас привлекательными: какая главная черта каждого знака зодиака
Comments UA
2025-11-06T23:00:18Z
Когда тянет к бывшему: почему так происходит и как поступать
Знай
2025-11-06T22:33:58Z
Названы самый длинный в мире тоннель, где течет кристально чистая вода: что о нем известно
TSN
2025-11-06T17:21:01Z
Застряли в лифте во время отключения? Чего нельзя делать в любом случае
Знай
2025-11-06T17:06:59Z
Україна планує відновити експорт сухого молока до Японії
AgroNews
2025-11-06T15:15:03Z
Официально: Релиз Marvel 1943: Rise of Hydra отложен на неопределенный срок
GameMag
2025-11-06T22:34:26Z
Официально: Rockstar Games перенесла релиз GTA VI на ноябрь 2026 года
GameMag
2025-11-06T22:26:56Z
Украина вводит лимиты для азартных игр: какие изменения ждут игроков и операторов рынка
Comments UA
2025-11-06T22:21:22Z
В "Дію" интегрируют голосовой искусственный интеллект — Минцифры
Апостроф
2025-11-06T21:18:30Z
Naughty Dog пообещала продолжать радовать фанатов мощными сюжетными играми — Intergalactic: The Heretic Prophet на подходе
GameMag
2025-11-06T20:57:24Z
HONOR X9d устроили ад на асфальте — оказался неубиваемым
GameMag
2025-11-06T20:39:59Z
ChatGPT поставили на паузу: какие темы теперь под запретом и зачем OpenAI делает из ИИ "друга с эмодзи"
Знай
2025-11-06T19:51:50Z
Вот тебе и пироги: Обзор ноутбука Maibenben X‑Treme Typhoon X16B в стиле Atomic Heart
GameMag
2025-11-06T19:51:41Z
"Чистейший игровой язык": Сооснователь Rockstar Games Дэн Хаузер сравнил последние The Legend of Zelda с фильмами Хичкока
GameMag
2025-11-06T19:33:06Z
Мечтает выйти замуж за Путина: у Кабаевой появилась конкурентка
Comments UA
2025-11-06T21:57:21Z
"Шахтер" легко разобрался с исландцами в Лиге конференций
ZN UA
2025-11-06T20:24:41Z
Украинская Премьер-лига: результаты всех матчей 12-го тура, видео голов
ZN UA
2025-11-06T17:18:12Z
Украинец стал четырехкратным чемпионом мира: Мочульский завоевал золото джиу-джитсу
Фокус
2025-11-06T15:21:43Z
Українці п'ятиборці потужно стартували на Євро в Аланії
УкраинФорм
2025-11-06T10:06:31Z
Футболист "Арсенала" стал самым молодым дебютантом в истории Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-05T09:55:57Z
В "Шахтере" ответили президенту "Динамо" Суркису и напомнили киевлянам о налогах
ZN UA
2025-11-05T09:36:41Z
"Бавария" обыграла ПСЖ в центральном матче тура Лиги чемпионов
ZN UA
2025-11-04T22:23:13Z
Роналду неожиданно нарушил молчание и рассказал, что он думает о Трампе
Comments UA
2025-11-04T19:33:18Z