Уже прошло время, когда информационная безопасность была только о требованиях и контроле их выполнения. Условия, в которых она функционировала раньше, были несколько другими. Другой стек технологий – никакого облака, виртуализации и контейнеризации приложений, микросервисов, никакой удаленной работы.
Например, «Райффайзен Банк» трансформировал понимание информационной безопасности и сейчас работает в совсем другой среде. Цифровые процессы, регуляторные требования, COVID-19 и, наконец, полномасштабная война – все это требовало изменений в банке.
В партнерском тексте с «Райффайзен Банком» начальник управления менеджмента информационной безопасности «Райфа» Алексей Скиба рассказывает, как банк готовился к рискам полномасштабной войны, чем занимаются киберподразделения и как «киберниндзи» помогают обезопасить данные и средства клиентов.
Чем занимается киберкоманда «Райфа»
Команда Cyber Resilience состоит из более чем 50 профессионалов и делится на три направления.
-
Организация действий Cyber Security. Эта команда измеряет эффективность безопасности – KPI/OKR, отвечает за отчетность, реализацию процессов с Business Continuity (BCM)
непрерывность бизнеса и конфиденциальность. Кроме того, в этом направлении функционирует SOC, который мониторит информационную безопасность, выявляет электронное мошенничество и предотвращает его. - IT Security Engineering. Эта команда отвечает за безопасность облачной и наземной IT-инфраструктуры банка, в том числе защиту рабочих станций, серверов, корпоративной сети и администрирует практически все инструменты безопасности: от EDR до систем противодействия DDoS-атакам. Также группа управляет доступом к информационным системам.
-
Product Security – команда, которая проводит пентесты
тест на проникновение банковских приложений и IT-инфраструктуры, устанавливает требования по безопасности к приложениям, которые банк разрабатывает или закупает. Кроме того, она отвечает за реализацию DevSecOps-функций – автоматизирует процессы, которые проверяют требования безопасности при разработке и разворачивании приложений.
В «Райфе» разделяют идею, что информационная безопасность не только должна защищать продукты и сервисы. Она также должна быть удобной в использовании. А команды, которые разрабатывают или продают продукты и сервисы банка, могут продуктивно работать из разных мест. В сфере кибербезопасности это означает создание инструментов, правил и процессов, которые учитывают интересы бизнеса и IT в постоянно меняющихся обстоятельствах.
В результате киберкоманда банка продвигает пять основных парадигм, которые помогают защищать данные эффективно.
- Продуктовая безопасность как сервис
Подразделение по IT-безопасности предоставляет продуктовым командам банка сервис безопасности, который позволяет успешно проходить тестирование параллельно с разработкой.
В «Райфе» ввели инструмент SSDLC, автоматизированное security-тестирование в пределах CI/CD, благодаря чему встроили безопасность в ДНК любого продукта или услуги. Это позволяет выявить потенциальные уязвимости и проблемы еще на этапе анализа и проектирования и уменьшить затраты на устранение ошибок, сократить отрезок Time to Market.
Обычно киберзащитники присоединяются к разработке продукта на этапе, когда у будущего продукта или фичи еще нет архитектуры. Дальше разработку сопровождают аналитики безопасности.
Команда продуктовой безопасности помогает разработчикам создавать безопасный код и контролирует процессы разработки. Это снимает когнитивную нагрузку с разработчиков, так как они могут полагаться на экспертов по безопасности.
Команды разработки двигаются очень быстро и постоянно развиваются, безопасность должна помогать им в этом, вместо того чтобы становиться блокером и генератором проблем. То есть кибербезопасность должна выйти из роли контролирующих органов и технически реализовать правила.
В «Райфе» удалось трансформировать ее в роль партнера, который активно сотрудничает с разработчиками и бизнесом.
- Инвестируем в сотрудников
Безопасность должна думать и действовать быстро, продолжать обучаться и совершенствоваться наравне с разработчиками и девопсами. Функции информационной безопасности не отличаются от IT с точки зрения культуры инжиниринга. Она использует те же инструменты и подходы, что и IT.
Благодаря этому в «Райфе» реализуют сложные проекты за ограниченное время. Сейчас цель банка – максимально сделать экспертов безопасности взаимозаменяемыми, что поможет устранить узкие места и увеличить количество инженеров до 75%.
Когда в рамках информационной безопасности есть функция разработки, это позволяет понять потребности продуктовых команд банка, стать полноценным владельцем своих продуктов и делать их более качественными. Внутри секьюрити-команды это прокачивает инжиниринговую культуру и улучшает сотрудничество между ее участниками.
- Нулевая толерантность к онлайн-мошенничеству
По статистике, каждый второй украинец – пользователь электронных финансовых услуг хотя бы раз в жизни сталкивался с онлайн-мошенничеством. С началом широкомасштабной войны количество таких случаев возросло в десятки раз. К примеру, в 2023 году кибербезопасность «Райфа» заблокировала более 300 фишинговых сайтов. В 2022 году эта цифра составляла 200, в 2021-м – всего 15.
Крупные банки ежегодно инвестируют миллионы в свою безопасность и постоянно усовершенствуют методы защиты, что делает маловероятным постороннее проникновение в их системы. Поэтому мошенники обычно выбирают в качестве объектов нападения пользователей или их устройства.
До 2022 года эффективным методом мошенников был звонок клиенту от имени банка
Когда мошеннику становятся известны все данные для совершения транзакции, кибербезопасности «Райфа» удается предупредить более 90% попыток краж в онлайн-банкинге. Команда делает это даже в тех случаях, когда клиент самостоятельно под влиянием мошенников переводит преступникам деньги со своего счета. Все благодаря тому, что киберспециалисты проверяют электронные транзакции и другие операции с помощью моделей статистического анализа. Они основаны на том, что банк знает обычное поведение клиента и анализирует отклонения от него – аномалии указывают на вероятную попытку мошенничества.
Никакой онлайн-продукт или сервис – от открытия счетов, карты или кредитов до онлайн-транзакции, смены лимитов – не проходит без детального анализа рисков и подключения к системе мониторинга и противодействия мошенничеству.
- Интегрировали информационную безопасность в культуру банка
Команда по кибербезопасности не просто проводит традиционные учения для персонала, но и распространяет культуру безопасности в банке.
Для этого в «Райфе» была введена специальная программа – Raiffeisen Awareness Security Program
У программы есть современный портал и геймификация с возможностью пройти путь от «киберсуслика» до «кибертигра», получить крутой мерч и подарки. В программе команда проводит security-кампании, в рамках которых работники выполняют практические задания. Например, выявляют признаки дезинформации в новостях или находят места/процессы, где персональные данные могут обрабатываться с нарушением. Вся информация подается простым и доступным языком. Более того, сейчас «Райф» масштабирует программу RASP, чтобы она вышла за пределы банка.
Уже сейчас на YouTube-канале «Райфа» доступны первый выпуск «В фокусе мошенников – кто обычно становится жертвой и какие схемы работают» и второй «Чем мы рискуем, не беспокоясь о своей безопасности онлайн». Здесь рассказывают, почему мошенники «взламывают» людей вместо компаний, кто может стать жертвой мошенников, какие данные следует держать в тайне и не только.
В ближайшее время все больше будем появляться в социальных сетях – от YouTube до TikTok и Reels.
Кстати, у банка есть сообщество «киберниндзь». Это проактивные представители разных подразделений банка, которые тестируют и улучшают контент программы осведомленности RASP и распространяют культуру безопасности во всем банке.
- Фокус на непрерывность бизнеса и киберустойчивость
В «Райфе» научились ожидать неожиданное. Невозможно точно предсказать, каким будет следующее прерывание бизнес-процессов. Но команда по безопасности знает, что банк должен быть готов к разным кризисам и быстро реагировать на них.
Даже до 2022 года в «Райфе» уже рассматривали сценарии военного вторжения и готовились к этому. Здесь установили четкие приоритеты – безопасность жизни, защита клиентов и их средств, защита ценностей банка. У банка есть планы реагирования на блэкауты, потери офисных помещений, киберугрозы, взлом инфраструктуры, недоступность IT-сервисов и так далее. Секьюрити-команда готовит, тренирует и обучает персонал. Это позволяет заранее отреагировать на угрозы и не допускать инциденты, связанные с наступлением всякого рода кризисов.
В этом контексте следует рассказать об облачных технологиях. В начале войны IT-команда собственными силами перенесла основные системы банка в облако за три месяца и не остановила ни одного бизнес-процесса. Учитывая масштабы IT-инфраструктуры «Райфа», это как менять шины на автомобиле, который едет со скоростью 200 км в час.
Сейчас «Райф» активно использует облачные решения безопасности – 100% бизнес-процессов и сервисов банка сейчас работают через облако.