Сегодня в центре нашего внимания редкий гость — сериал французского производства «На страже Марселя», или «Кровавое побережье», вышедший на Netflix в среду, 6 декабря. На бумаге он выглядел как суровый криминальный триллер, и после просмотра всех шести эпизодов мы готовы делиться впечатлениями и рассказать, что представляет собой проект на самом деле.
Плюсы:
первоначально сериал смотрится довольно интересно; к определенному моменту авторам удается качественно нагнетать атмосферу; попытки рассказать мрачную криминальную историю частично можно считать удачными
Минусы:
создателям не удается использовать весь потенциал своего замысла; отсутствие интересных персонажей (а их тут большое количество); стерильный экшен; перебор с «сантабарбаровщиной»
«На страже Марселя» / Pax Massilia
Жанр криминальный триллер, боевик
Режиссеры Оливье Маршаль, Иван Фегиверес
В ролях Джинн Гурсо, Николя Дювошель, Тауфик Жаллаб, Флоренс Томассин, Мусса Мааскри
Премьера Netflix
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
В Марселе неспокойно. Пока команда полицейских из отдела по борьбе с наркотиками во главе с Льесом Бенамаром пытается помешать распространению убийственного вещества на улицах города, на поле появляется новый игрок. Это таинственная фигура по прозвищу Индеец, которая наводит страх на всех местных мелких драгдилеров и пытается захватить территорию, принадлежащую криминальному авторитету Али Саиди.
Тем временем в город из Парижа прибывает агент Интерпола Алис Видаль, которая искренне верит, что убийца ее отца, жестокий преступник Франк Мурильо, все еще жив, хотя официально считается мертвым. Алис присоединяется к отряду Бенамара, и теперь им нужно навести порядок в городе, пока криминальные войны не потопили Марсель в крови.
Ситуация осложняется тем, что в дела Бенамара и его подчиненных вмешивается отдел внутренних расследований и, в частности, агент Миранда, которому необходимы доказательства ведения грязной игры со стороны местных полицейских. Но возможно ли противодействовать жестокому преступному миру, не используя его же оружие?
Самым известным среди авторов «Кровавого побережья», безусловно, является Оливье Маршаль — бывший офицер полиции и постановщик хита «Набережная Орфевр, 36» с его рядом номинаций на «Сезар». В нем наследуются старые-добрые традиции жанра polar. От последнего «На страже Марселя» позаимствовал явный уклон в сторону полицейского криминального кино, но, с другой стороны, здешний сюжет начисто лишен детективной интриги. Все фигуры разложены на шахматной доске и готовы к бою.
Вместо попыток в детективщину создатели сериала больше опираются на экшен-составляющую и страсти сантабарбаровского толка.
За шесть эпизодов продолжительностью 50 минут здесь планируется месть за убитого сына, месть за убитого отца, не говоря уже, что один из персонажей узнает о существовании 6-летней дочери (тест ДНК зрителю так и не раскроют, но вряд ли стоит ожидать сюрпризов). Все эти кровные мести, перестрелки, сплошь нахмуренные лица и запредельная мрачность обильно приправляются бодрым французским рэпом.
С одной стороны, «Кровавое побережье» предпочитает казаться серьезным криминальным триллером/боевиком о не менее серьезных дядях в стиле лент вроде «22 пули: Бессмертный» с Жаном Рено. Где, кстати, события тоже происходят в Марселе. А с другой повествование проявляет едва заметные признаки легкомысленного развлекательного экшен-кино типа «Тринадцатый район» с его французским урбанистическим сеттингом. Что любопытно, в титрах обоих проектов фигурирует имя Люка Бессона.
Впрочем, взять лучшее от известных предшественников Маршалю и компании все равно не удалось. Их детище в деталях выглядит сложнее, чем от него требуется. Но глобально эта история настолько проста, что ее легко можно было упаковать в формат стандартной полнометражки, не размазывая сюжет на целых шесть серий.
Не вызывает какого-то восторга и местная команда копов, гордо именующая себя «Безумные» (не «Неудержимые» — и на том спасибо). Уже с первых кадров одна из героинь разгуливает в кадре в макклейновской маечке, чтобы сразу прояснить, из какого теста она слеплена. Но в дальнейшем крутая девушка никак себя не проявляет. Да и вообще ни один из членов отряда не выглядит интересно, поэтому вовсе не удивительно, что к своему третьему эпизоду зрителю только и остается, что скучать. Здесь просто не за кого болеть.
При этом нельзя сказать, что изменить ситуацию к лучшему способен экшен. Создатели предлагают лениво поставленные, чуть ли не механистические перестрелки. В некоторых сценах легко угадывается нехитрая тактика ведения боя из «Харли Дэвидсона и ковбоя Мальборо», где злодеи просто выстраивались в ряд, стреляя из автоматов. Возможно, в 90-е это могло сойти за крутость, но сейчас совсем не впечатляет. Когда же кто-то бежит, оператор сразу прибегает к эффекту трясущейся камеры, и такая принципиальная последовательность изрядно действует на нервы.
В итоге «На страже Марселя» — ничем не примечательная история о криминальных разборках в Марселе, где нашлось место и «наркодилеру, похожему на Сталлоне в “Рокки”», и суровым ребятам с автоматами наперевес, и даже едва не приводящей к роковым последствиям эротической лесбийской сцене. Только все эти интересные атрибуты никак не желают выстраиваться в цельную выразительную картину, которую трудно не смотреть.
Вывод:
«Кровавое побережье» — посредственный стерильный сериал, которому совершенно нечем удивлять зрителя.