MY.UAНовости
Нельзя разрешить блокирование границы кому-либо – председатель Ассоциации польских предпринимателей в Украине/От блокады границы потеряли и украинские, и польские компании
Нельзя разрешить блокирование границы кому-либо – председатель Ассоциации польских предпринимателей в Украине/От блокады границы потеряли и украинские, и польские компании

Нельзя разрешить блокирование границы кому-либо – председатель Ассоциации польских предпринимателей в Украине/От блокады границы потеряли и украинские, и польские компании

Конфликт на украинско-польской границе продолжается. Несмотря на то, что 11 декабря состоялось деблокирование пункта пропуска "Ягодин-Дорогуск", польские перевозчики угрожают 18 декабря снова возобновить блокаду. Тем не менее, смена правительства в Польше дает надежду на то, что ситуация все же в ближайшее время изменится к лучшему. В интервью "Апострофу" глава Международной ассоциации польских предпринимателей в Украине Шимон Ващин рассказал об убытках, понесенных польскими компаниями и высказал мнение о стратегической важности сотрудничества двух стран.

– Расскажите о вашей организации? Правильно ли я понимаю, что вы – предприниматели – работающие одновременно и в Польше, и в Украине?

– Наша Ассоциация включает в себя фирмы с польским капиталом, работающие на территории Украины. Нашими членами являются владельцы и руководители этих компаний. Мы – единственное в Украине объединение польских предприятий, зарегистрированных в Украине. Сейчас это около 80 компаний – как крупные, так и средние и малые. Из крупных компаний могу назвать PZU, Кредобанк и авиакомпанию LOT.

- Насколько сильно блокирование польско-украинской границы коснулось вас?

– Непосредственно. Мы продаем в Украине товары, которые производим или покупаем в Польше. Так что нам не было чем заменить те товары, которые были заблокированы на границе.

- Насколько велик ущерб?

- У нас нет точных данных. Пока что каждая компания отдельно подсчитывает свои потери за период, по крайней мере, с 6 ноября по 6 декабря. Но думаю, если мы возьмем отчеты украинского Министерства финансов о том, сколько было импортировано польских товаров в октябре и сколько в ноябре, то увидим разницу в несколько миллиардов долларов. Уровень импорта упал где-то на 30%.

Лично я – генеральный директор компании Bolix, занимающейся фасадным утеплением домов. Мы не смогли привести ни одной машины товара из Польши в ноябре, и в декабре пока тоже не было поставок.

- Но фактически больше всего страдает последнее звено – украинские потребители.

– Фактически, так и есть. В ноябре цены на продукты в Украине выросли на 5-10%. Цены на сжиженный газ выросли на 30%. Страдают уже все слои населения.

Шимон Ващин также занимается в Украине волонтерством

– Вы общались с польскими перевозчиками?

- Диалог с ними постоянен. Потому что наши товары приезжают в Украину в основном через польские компании. И, например, из перевозчиков, с которыми я сотрудничаю каждый день на протяжении многих лет, ни одна компания не участвовала в блокировании. Я говорил с членами нашей Ассоциации – говорят, что тоже никто с перевозчиками, которые блокировали границу, не сотрудничал.

Дело в том, что перевозчики понимают, что открывается свободный рынок. Украина находится на пороге переговоров по вступлению в ЕС. Поэтому вопрос свободного рынка и целевой среды будет очень актуален в ближайшее время.

Просто об этом нужно говорить и знать такую математическую модель, которая позволит сосуществовать и работать, а не блокировать границы.

Маловероятно, чтобы Брюссель нашел решение, которое было бы успешным для польских перевозчиков, блокировавших границу. Но и блокирование недопустимо, потому что оно противоречит гуманитарным вопросам и важному для Польши стратегическому партнерству с Украиной. Польше нужно очень тесно работать с Украиной в плане государственной безопасности.

И все-таки, известно ли вам, в чем заключается причина ситуации на границе?

- Прямое обоснование состоит в том, что польские перевозчики хотят, чтобы была возвращена система разрешений на выполнение логистических услуг для украинских перевозчиков.

Таких договоров выдавалось 165 тысяч в год. Из-за того, что в начале войны был заключен договор между Еврокомиссией и украинским правительством, система разрешений была отменена. Из-за этого увеличилось количество перевозок со стороны украинских компаний, и это отразилось на польских перевозчиках в смысле цены. Потому что украинские компании предоставляют свои услуги по чуть более низкой цене, чем польские.

Но вопрос разницы практически на уровне 15-20%. То есть это можно было в любом случае решить по дипломатическому пути и математической модели. В конце концов в виде дотаций от государства перевозчикам, но точно не блокировкой границы.

Однозначно не хватило переговорного процесса. К сожалению, ситуацию используют в политических целях. Но самая большая проблема, которая возникла и будет оставаться как минимум следующие несколько месяцев, это то, что мы как польские компании в Украине потеряли статус надежных партнеров, которые гарантированно привозят товар и выполняют все обязательства – будь то супермаркеты, строительные площадки или энергетическая система.

Второе их требование – это отказ от электронной очереди и третье – разрешение на пересечение границы пустых польских фур вне очереди.

Также они хотят заблокировать деятельность украинских компаний-перевозчиков, которые были созданы уже во время войны. Говорят, они могли быть созданы для предоставления услуг на территории ЕС по заниженным ценам.

И последнее – четкий контроль за техническими характеристиками приезжающих из Украины машин. Говорят, что техническое состояние украинских машин хуже, чем у польских.

- Есть еще такое мнение, что поляки просто хотят, чтобы украинские перевозчики привозили украинский товар в хабы на территории Польши у границы, оставляли его там, а уже польские перевозчики развозили его по ЕС.

– Я не слышал, чтобы среди официальных требований было именно такое требование. Но даже если оно есть, то оно будет неактуальным, потому что есть право свободной торговли, свободного передвижения. Такой подход имел бы фактически вид санкций для Украины. Препятствия свободному передвижению товаров или услуг противоречат нашей конституции и невозможны.

- Блокировка границы – это уже второй серьезный спор между Украиной и Польшей – первый был спор из-за украинского зерна. Почему наши политики не могут договориться?

– Очень много ошибок было допущено при регуляции перевозки зерна через Польшу. В дипломатическом плане очень много ненужных слов было сказано и со стороны польской, и со стороны украинской власти.

Но вопросы зерна тоже можно было вложить в определенную математическую модель. Все вопросы, касающиеся цен, решаемы.

Но был ряд дипломатических ошибок и, возможно, просто нежелание решить эту проблему стратегически. Потому что сейчас в Польше произошла смена власти. И старое правительство не решало вопрос деблокирования границы.

- Можем ожидать, что наши чиновники в конце концов договорятся?

– Мы фактически на первом этапе проблем, которые будут возникать на стыке цен между услугами или товарами в Евросоюзе и Украине. Фактически это будто большой танкер длиной 200 м меняет свой курс. Когда начинается маневр, ты слышишь скрип металла, но еще не видишь самого маневра. Только спустя некоторое время ты видишь, что маневр происходит. Фактически блокировка границ стала первым таким скрипом. И нужен очень вызревший процесс решения этих проблем.

Потому что сейчас еще начнется конкуренция между производителями курятины или энергоресурсов. И возникнет разница между интересами польских и украинских бизнесменов. Невозможно, чтобы каждая группа блокировала границы. Нам нужно понимание, что будут конфликты и что нужно начать этот диалог.

Шимон Ващин

- Как думаете, открытие переговорного процесса о вступлении Украины в ЕС изменит ситуацию?

– Я думаю, начало переговорного процесса может ускорить урегулирование вопросов. Я думаю, можно предоставить компенсацию польским перевозчикам. Можно ввести дотации для польских предпринимателей, которые будут терять на первом этапе вхождения Украины в ЕС. Это нормальное явление, но мы должны понимать, что оно займет несколько лет. Но абсолютно недопустимо для какой-либо группы блокировать границы.

Важно понимать, что сейчас разблокировкой по собственному усмотрению занялись польские гмины – города и общины, при которых есть пункты пропуска. Они деблокируют границы, учитывая вопросы безопасности их жителей. Местные власти делают это на основе заявлений, которые сделали мы – польские предприятия и организации. В этих заявлениях мы обращаемся официально к именно этим городам и главам общин, чтобы они обеспечили безопасный и спокойный переход через границу.

Но повторение блокировки возможно. Наверняка протестующие будут подавать в суд на общины и советы городов и захотят доказать правомерность свободы собраний и протестов.

На ускорение процесса регуляции на границе может повлиять, что в Польше уже создается новое правительство. Потому что предыдущее правительство было создано фактически на две недели, а новые министры наконец-то начнут принимать решения.

- Господин Шимон, наверное, украинцы – это нация, которая никогда не бывает всем полностью довольна. Уже скептически у нас относятся к Дональду Туску, на него возлагают не так много надежд по решению вопроса с перевозчиками. Как вы думаете?

– Победа Украины является польским интересом. Это стратегически важно для Польши, чтобы фронт остался далеко в пределах восточной Украины. Конечно, в интересах польских перевозчиков больше зарабатывать. Но это уже второстепенный вопрос.

Я думаю, что правительство Туска будет смотреть глобально и будет принимать решения в соответствии с масштабом значимости для безопасности Польши.

Я верю, что политика Туска будет дальновидной. Что она будет построена с перспективой на 7-10 лет. Я верю, что нынешняя коалиция победит на следующих выборах. И я думаю, для Украины и наших отношений будет полезно, если она вступит в ЕС при правительстве Туска. У этого правительства достаточно хорошие отношения с Еврокомиссией. Конечно, при принятии решений будут учитываться интересы Польши. Но, конечно, стратегически важна для нас безопасность Украины. Потому что от этого зависит безопасность Польши.

Поделиться
Поделиться сюжетом
Источник материала
Упоминаемые персоны
Дорофєєва заговорила про народження дитини і стосунки з Дантесом
Фокус
2025-11-18T09:00:43Z
Свої діти: Надя Дорофєєва оголосила про важливе рішення
GlavRed
2025-11-18T08:45:08Z
Ексдружина Сасанчина зізналась, як повідомила 3-річній доньці про розлучення і якою була її реакція
TSN
2025-11-18T08:36:27Z
Леся Нікітюк вперше зізналась, чи справді її сина народила сурогатна матір
Фокус
2025-11-18T08:36:01Z
На Netflix вийшов 2 сезон популярного українського серіалу, який обожнюють всі
24tv
2025-11-18T08:33:57Z
GRISANA вперше відреагувала на скандальні чутки про батька-корупціонера
24tv
2025-11-18T08:28:32Z
"Не віриться зовсім": Ольга Сумська розповіла про страшне горе
GlavRed
2025-11-18T08:27:54Z
У Києві стартував GET Business Festival 2025
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:21:14Z
Пол Маккартні проти ШІ: музикант записав оригінальний трек
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:12:18Z
Рекордне падіння: скільки коштує біткойн зараз
24tv
2025-11-18T09:03:10Z
HR-система Kernel — стійкість як стратегія
Фокус
2025-11-18T09:00:44Z
Графіки відключень можуть діяти всю зиму, - голова правління «Укренерго»
Комсомольская правда
2025-11-18T08:57:41Z
Мінфін США проаналізував вплив нещодавніх санкцій на нафтові доходи Росії
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:54:24Z
У ГК «Агрейн» скоротили посівні площі під озиму пшеницю на 12%
Agravery
2025-11-18T08:51:35Z
Нацбанк спростував фейк про нову банкноту «5000 гривень»
УкраинФорм
2025-11-18T08:51:09Z
Імпорт свинини в Україну зріс в 11 разів протягом року
24tv
2025-11-18T08:51:06Z
У Росії через війну зупиняються кремнієві заводи - ЦПД
УкраинФорм
2025-11-18T08:42:32Z
Укрзалізниця змінила маршрути поїздів на Харківщині через нічні обстріли
УкраинФорм
2025-11-18T08:28:48Z
Соратник Путіна використав «російськомовних киян» для виправдання війни
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T09:06:31Z
Жодних шансів на передачу Саакашвілі Україні немає - прем’єр Грузії
УкраинФорм
2025-11-18T09:03:01Z
Виробник "Фламінго" знайомий з трьома фігурантами справи "Мідас": чи є зв'язок Fire Point
Фокус
2025-11-18T09:00:25Z
Reuters: Трамп готовий підписати законопроєкт про санкції проти Росії, проте є умова
ZN UA
2025-11-18T08:57:23Z
Президент Фінляндії про диверсії в Польщі: це нова норма
Европейская правда
2025-11-18T08:51:20Z
Стратегічні угоди з Грецією, Францією та Іспанією. Що це означає для України?
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:45:37Z
Зеленський поділився очікуваннями від візитів до Іспанії та Туреччини
Европейская правда
2025-11-18T08:42:39Z
Тисячі фейкових акаунтів: як Кремль імітує підтримку окупації в соцмережах
Хвиля
2025-11-18T08:42:06Z
АРМА розпочала перевірку працівників через розслідування НАБУ
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:39:47Z
На Харківщині через російські удари загинула 17-річна дівчина, постраждали 11 людей
УкраинФорм
2025-11-18T08:57:17Z
"Будинок струснуло, руки тремтять". у Сибіру вибухнув російський газопровід, кажуть про диверсію
FaceNews
2025-11-18T08:54:59Z
Підрив залізниці у Польщі: офіційно підтвердили, що на залізниці була закладена вибухівка
24tv
2025-11-18T08:48:28Z
У Дніпрі після нічної атаки РФ пошкоджене залізничне депо з приміськими електричками
УкраинФорм
2025-11-18T08:45:05Z
Атака на порт Ізмаїл: пожежу на судні ліквідували
УкраинФорм
2025-11-18T08:33:43Z
Росіяни атакували Дніпро: пошкоджено залізничний вокзал, регіон частково знеструмлено
24tv
2025-11-18T08:24:29Z
В Омській області РФ здійнялася масштабна пожежа: вибухнув газопровід
Фокус
2025-11-18T08:24:05Z
Погано захищав, якщо прилетіла ракета: ветеран розкрив нові деталі конфлікту з сусідами
Фокус
2025-11-18T08:21:06Z
Киянка вигадала історію про грабіж, аби погасити кредит грошима компанії: деталі справи
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:18:47Z
Тарифи від "Київстар" для пенсіонерів: які бюджетні плани можна обрати
Знай
2025-11-18T09:06:15Z
Розкриті технічні характеристики нового американського бойового дрона Falcon
InternetUA
2025-11-18T09:03:21Z
Де служить Алієв та яку обіймає посаду: офіційна відповідь командування
24tv
2025-11-18T09:03:01Z
НАТО змінює концепцію ППО: дешеві ракети замість дорогих комплексів
InternetUA
2025-11-18T09:00:56Z
В уряді Німеччини розповіли, як біженцям з України скоротять виплати
Европейская правда
2025-11-18T08:57:13Z
Американські та російські винищувачі-невидимки зустрілися на авіашоу в Дубаї
InternetUA
2025-11-18T08:46:20Z
Кембриджський словник оголосив слово року
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:45:56Z
Він мав два імені: як ще можна називати Богдана Хмельницького
GlavRed
2025-11-18T08:42:41Z
У Фінляндії біля кордону з РФ стартували навчання Northern Strike з польськими РСЗВ
Европейская правда
2025-11-18T08:36:14Z
Як приборкати апетит взимку: лікарка дала сім порад
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T08:24:44Z
Спалах гепатиту А на Закарпатті: в одному з сіл області запровадили двомісячний карантин
Фокус
2025-11-18T06:48:48Z
Українські хірурги провели вже понад 200 операцій з AR-окулярами Extra Vision
УкраинФорм
2025-11-18T06:06:19Z
Ходьба проти жиру на животі: тренер розкрив ефективну щоденну норму
GlavRed
2025-11-18T04:27:39Z
Дві українські компанії заплатять мільйони за фейкові обіцянки у дієтичних добавках
ZN UA
2025-11-17T21:15:45Z
Вчені з’ясували, як відновлюється людська печінка
УкраинФорм
2025-11-15T02:33:46Z
Торкнеться багатьох українців: важливі зміни вже з 1 грудня
Хвиля
2025-11-14T20:21:46Z
У Європі понад 30 мільйонів дітей і підлітків мають психічні розлади
iPress
2025-11-14T19:48:42Z
Африка переживає найбільший спалах холери за 25 років
360ua.news
2025-11-14T18:12:03Z
Audi повертає до лінійки седан RS6
AutoCentre
2025-11-18T09:03:19Z
Hayabusa 2026: спеціальна версія легенди вже доступна у салонах
360ua.news
2025-11-18T08:51:50Z
Через електрифікацію: Ford Focus зняли з виробництва достроково
AutoGeek
2025-11-18T08:30:23Z
Прослужать мінімум 15 років: експерти назвали найнадійніші позашляховики з пробігом
Фокус
2025-11-18T08:30:05Z
Новий Mercedes-AMG GLC матиме потужність понад 900 к.с
ЗаРулем
2025-11-18T08:12:57Z
З “чужою” зовнішністю: плагін-гібрид Nissan Rogue показали офіційно
AutoGeek
2025-11-18T07:51:57Z
Від $38 250: компактний гібрид Lexus UX оновили
AutoGeek
2025-11-18T06:45:58Z
Названо найпопулярніші бензинові автомобілі в Україні: ТОП бестселерів
ЗаРулем
2025-11-18T06:27:21Z
Мансорі перетворили автомобіль Бентлі на колесний банан
Топ Жир
2025-11-18T02:27:18Z
ЗСУ знищують ворога FPV-дронами та артилерією під Часовим Яром
Хвиля
2025-11-18T09:06:13Z
Суми залишилися без водопостачання, у мікрорайони підвозять воду
УкраинФорм
2025-11-18T09:03:13Z
Удар ракетами по Берестину: пошкоджені будинки, церква, магазини й транспорт
УкраинФорм
2025-11-18T09:00:41Z
СБУ затримала інформатора, який допомагав росіянам готувати прорив на Харківщині
Мій Харків
2025-11-18T08:48:05Z
Сили оборони атакували Сакську ТЕЦ у Криму
24tv
2025-11-18T08:42:51Z
Пастка в Покровську: Росія намагається заблокувати українських бійців у місті
TSN
2025-11-18T08:21:49Z
10 подарунків на День Святого Миколая, які точно змусять вашу дитину посміхнутися вранці, 6 грудня
Знай
2025-11-18T08:21:03Z
На фронті за добу сталось 151 боєзіткнення, з них 40 - на Покровському напрямку
УкраинФорм
2025-11-18T08:15:53Z
ЗСУ зупинили росіян на ключових ділянках: чи є загроза прориву на півдні
Хвиля
2025-11-18T08:15:44Z
Посів моркви під зиму: секрети щедрого врожаю від досвідчених городників
TSN
2025-11-18T08:18:57Z
Забудьте про постійне миття: 5 способів тримати підлогу у чистоті
24tv
2025-11-18T08:09:04Z
Скло блищатиме як нове: за допомогою якого засобу можна відмити душову кабіну
Знай
2025-11-18T07:51:28Z
Замість зими – весна: це місто у Європі визнали найдешевшим для сонячного відпочинку
24tv
2025-11-18T07:15:34Z
Прем'єри тижня
Кино-Театр
2025-11-18T07:03:04Z
Названо найбагатше місто на Землі у 2025 році
ГЛАВКОМ NET
2025-11-18T05:48:24Z
Гороскоп на 18 листопада: день, коли Всесвіт просить подивитися всередину себе
Вива
2025-11-18T05:00:21Z
"Мінус 10°C і пастки": в Україні знайшли справжнє підземне місто, де вхід в нього
GlavRed
2025-11-18T04:27:34Z
Тест на IQ: знайдіть 3 відмінності на картинці дівчинки під парасолькою за 23 с
GlavRed
2025-11-18T04:27:28Z
З холодильником і кавомашиною: "Нова пошта" запустить нові поштомати
24tv
2025-11-18T08:42:39Z
У космосі виявлено "гарячу фабрику": створює зірки у 180 разів швидше, ніж Чумацький Шлях
Фокус
2025-11-18T08:36:43Z
Зсунув шафу і отетерів: чоловік знайшов скарб, але може опинитися за ґратами
TSN
2025-11-18T08:36:07Z
Meta запускає нову систему захисту авторського контенту у Facebook
ZN UA
2025-11-18T08:30:06Z
Комета 3I/ATLAS покидає Сонячну систему і за цим можна стежити в прямому ефірі
24tv
2025-11-18T08:27:35Z
Телевізори почнуть економити вам електроенергію: допоможуть 5 простих налаштувань
Фокус
2025-11-18T08:12:14Z
Чотири волонтери вже місяць "живуть на Марсі" – для чого вони це роблять
24tv
2025-11-18T08:09:41Z
Запис дзвінків Google вже доступний на більшій кількості телефонів Pixel
InternetUA
2025-11-18T08:01:16Z
Наступне покоління Apple Watch залишить корпус незмінним, але отримає оновлену електроніку
InternetUA
2025-11-18T07:55:56Z
Бензема не виключає повернення до Реала
Football.ua
2025-11-18T08:54:57Z
Сьогодні футбольна збірна України U19 зіграє зі словаками у відборі Євро
УкраинФорм
2025-11-18T08:45:57Z
Олафссон: Я не відчував, що українці близькі до голу
Football.ua
2025-11-18T08:45:00Z
Ван Дейк встановив рекорд збірної Нідерландів за кількістю матчів у статусі капітана
Football.ua
2025-11-18T08:27:04Z
Коли повернеться Судаков: стали відомі деталі травми, через яку гравець не зіграв за збірну
24tv
2025-11-18T08:24:52Z
Чехія – Гібралтар 6:0 Відео голів та огляд матчу відбору ЧС-2026
Football.ua
2025-11-18T08:18:33Z
Реал і Ліон узгоджують оренду Ендріка: стали відомі нові деталі
Football.ua
2025-11-18T08:09:42Z
Куман: Я не хочу робити прогнози на майбутнє
Football.ua
2025-11-18T07:45:58Z
Айнтрахт націлився на молодого захисника Вердера Кулібалі
Football.ua
2025-11-18T07:37:02Z