Наши дети переживают одни из самых сложных времен — времена войны и пандемии. Обучение в таких непростых условиях отходит на второй план — на первый выходит психологическое здоровье.
Как общаться с ребенком, как его поддерживать, хвалить или ругать?
Психологи утверждают: если высказываться неправильно, даже похвала может вызвать у ребенка зависимость и стресс. А ругать ребенка надо осторожно и знать меру.
Как в наших сложных условиях поощрить ребенка к обучению, рассказала педагог, психолог и директор дистанционной школы
Почти столетие назад врач, педагог, лауреат Нобелевской премии Мира, автор известного на весь мир научного метода Мария Монтессори писала в своих трудах, что когда мы используем похвалу как вознаграждение, то формируем у ребенка зависимость его деятельности от нашей оценки.
Похвала в обучении так же важна, как важно топливо для движения автомобиля. Но если залить в авто горючее плохого качества — далеко оно не уедет. Так же и с похвалой — она может быть и полезной, и вредной.
Гораздо раньше мысль об опасной стороне похвалы высказал китайский философ Лао-цзы, который сказал: если человек измеряет свой успех мерой чужих похвал, его тревога будет бесконечной. Именно поэтому родителям надо учиться хвалить ребенка так, чтобы обошлось без стрессов, которых и так хватает в непростое военное время. Для этого достаточно запомнить несколько простых правил.
Оценивайте поступки ребенка, а не его самого
Психологи провели интересный эксперимент. После выполнения задания первой группе детей сказали, что они очень умные, а вторую похвалили за усилия. На следующем этапе дети из первой группы не решались рисковать, поэтому выбирали только те задачи, которые могли решить. Участники второй группы пытались решить все задачи, какими бы сложными они ни были. После завершения эксперимента дети из первой группы почувствовали разочарование, а дети из второй — гордились собой, хотя и не смогли выполнить самые трудные задания.
Татьяна Серебрянская отмечает — если хвалить ребенка за интеллект (ты такой умный), то он будет думать, что эта черта является постоянной и он ничего не может сделать, чтобы ее прокачать.
— Трудные задачи пугают перехваленных детей, поэтому они всячески пытаются их избегать, опасаясь, что плохой результат нанесет ущерб их репутации, — говорит Татьяна Серебрянская.
Всегда следует отмечать усердие и усилия ребенка при выполнении задания, а не чертыего характера.
Не обесценивайте достижения ребенка
Иногда родители хотят похвалить ребенка, но делают это так коряво, что лестные слова превращаются в упрек (например: молодец, что сам оделся, но ты мог сделать это гораздо быстрее).
— Достаточно поставить точку перед но, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым, — говорит Татьяна Серебрянская.
Еще один вариант похвалы с негативной окраской: ты выполнил домашнее задание, потому что я трижды об этом тебя попросила. Ту же фразу можно сказать с положительным акцентом, например: у тебя есть сила воли. Ты выполнил домашнее задание.
Опасное обучение
Не все украинские дети имеют возможность сегодня учиться.
— Нам так приятно констатировать, что на оккупированных территориях многие люди хотят получить украинское образование, хотят быть с родной страной, — говорит Татьяна Серебрянская.
Психолог добавляет — мы считаем таких украинцев настоящими героями, ведь они могут иметь проблемы с оккупационными властями.
Татьяна вспоминает: как-то на родительском собрании, которое проводится в режиме онлайн, мама ученика извинилась за то, что разговаривает на русском. Объяснила, что идет по улице оккупированного города.
— С 2022 года ученики с оккупированных территорий учатся в нашей школе бесплатно. Хотя некоторым родителям удавалось оплатить обучение ребенка, но мы вернули им средства, рассказывает Татьяна Серебрянская.
Когда в прошлом году ВСУ освободили Херсон, в школу сразу увеличилось количество запросов из оккупированного Крыма.
Люди чувствуют, что освобождение близко и хотят получить украинский аттестат.
Не будьте отстраненными
Иногда педагоги наблюдают отстраненность родителей от процесса обучения ребенка.
— Бывает, что родители полностью полагаются на школу, но учебное заведение не может гарантировать 100% воспитательной функции, — говорит педагог Татьяна Серебрянская.
Поэтому педагог советует — хотя бы раз в день нужно спрашивать у ребенка о его обучении, интересоваться, какие предметы ему нравятся. Если ребенок не хочет рассказывать о школе, стоит обратиться к педагогам. Возможно, они объяснят ситуацию и помогут решить проблему. С ребенком нужно коммуницировать, он в этом нуждается. Не оставляйте его наедине со своими проблемами.
Не сравнивайте своего ребенка и не проводите параллели
Стоит быть осторожным со сравнением способностей ребенка с его сверстниками или другими членами семьи. Как правило, это негативно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.
— Сравнение с другими почти всегда ухудшает отношения между родителями и ребенком. По сути, ребенок растет в негативной среде, где занижают его самооценку, — утверждает Татьяна Серебрянская.
Возможно, во время общения с другими родителями вы невольно будете сравнивать своего ребенка с другими учениками, но эти сравнения не должны вылиться в слова. Лучше сосредоточиться на том, что хорошо получается именно у вашего ребенка.
Готовимся к глобализации дистанционного обучения
По данным последнего опроса, 63% украинцев не поддерживают дистанционный формат обучения, поскольку не понимают его преимуществ.
Правда, это их субъективное мнение, поскольку у них не было соответствующего опыта. Но были ли мы готовы 20 лет назад к тому, что у каждого в телефоне будет интернет?
— 65% высших учебных заведений США уже объявили дистанционное обучение стратегией своего развития, — говорит Серебрянская.
В Давосе состоялся круглый стол, посвященный дистанционному образованию. Главный вывод встречи — будущее за онлайн-образованием.
Поэтому сейчас нужны варианты учебного процесса, которые смягчат этот переход. Например, нужную информацию ребенок может получать в онлайн-пространстве, а практические навыки — в офлайн-пространстве, на занятиях в классе.
Если ребенка интересует химия, он может целый день провести в кабинете химии. Не зазубривая формулы, а экспериментируя.
Учителя будущего — это инструкторы и эксперты, которые могут удивить и заинтересовать детей. А сам ребенок должен быть готовым к удаленному обучению и психологически устойчивым.