Художница Марина Соченко: «И во время воздушных тревог, и во время блекаутов брала в руки кисточки, молилась и писала при фонарике…»
Художница Марина Соченко волонтерит со времен Революции Достоинства. По заказу греко-католической общины церкви Святого Николая на Аскольдовой Могиле, в маленькой военной часовне Воздвижения Честного Креста Господнего, создала знаковое произведение «Покров Богородицы», посвященное защитникам Украины разных периодов истории.
В составе высокомобильной группы Центра морально-психологического обеспечения ВСУ с 2017 года она регулярно бывает на передовой, откуда привозит портреты защитников Украины.
Лауреат народной премии им. Т. Шевченко, преподаватель Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, ученица известного художника-шестидесятника Виктора Зарецкого в начале полномасштабной российской агрессии благословила старшего сына Любомира, талантливого ученого-математика, на фронт. А спустя год войны благословила и младшего сына Мирослава на службу в батальоне «Свобода».
— Уже почти два года идет широкомасштабная война. Марина, вспомни, пожалуйста, свое 24 февраля 2022 года.
— Мы всей семьей — я, муж, двое сыновей — были в Киеве. В первые дни большой войны у меня сильно болел младший сын, и чтобы добраться до него, принести жаропонижающее, я на второй день, 25 февраля, утром шла пешком из одного конца города в другой несколько десятков километров по пустому Киеву. Как только младший выздоровел, они с отцом сразу вступили в ряды теробороны. А сейчас он поставил перед фактом, что готов по примеру старшего брата идти на фронт.
Старший Любомир, математик, полиглот, за год до широкомасштабного вторжения вернулся из Польши в Украину, чтобы, как буквально высказался сын, строить страну мечты дома. 24 февраля 2022 года он пошел в тероборону, а вскоре вступил в ряды ВСУ. Я постоянно на связи с сыном, мы должны поддерживать друг друга. Потому что он почти за два года войны всего несколько недель был в отпуске. У наших ребят на фронте огромная нагрузка. Как им потом будут смотреть в глаза их ровесники, которые правдой-неправдой бежали за границу?..
— Война выворачивает всех наизнанку и действительно делит мир на белое и черное, без полутонов...
Марина, я знаю тебя больше 30 лет. Поражает, что твоя творческая активность с годами лишь растет.
— Так оно и есть (улыбается). Потому что такая активность утоляет боль и генерирует силы. Мне повезло найти свое место в жизни. Преподаю, пишу картины, организовываю выставки. И во время воздушных тревог работаю, и во время жутких прошлогодних блэкаутов я брала в руки кисти, молилась и писала при фонарике.
— Расскажи, пожалуйста, о картине-символе, которая у тебя родилась в ноябре 2013 года и которая, по твоим словам, словно всасывала в себя энергетику всего, что происходило тогда, накануне избиения студентов на Майдане.
— Эта картина — о войне России против Украины, которая началась в конце осени 2013 года. На Майдане со старшим сыном Любомиром, тогда 17-летним юношей, мы стояли с первого митинга, когда Янукович не подписал в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС. Утром 29 ноября на Майдан Независимости я пришла с этюдником и холстом. Все, что происходило дальше, было очень символичным. На центральной площади столицы ощущала очень мощную энергию. Только начала рисовать под открытым небом, пошел дождь, водой залило палитру. Позже пошел снег и залепил все вокруг. Ветер был страшный. Но я проявила характер, привязала шарфом этюдник, чтобы его не снесло ветром. Сначала думала, что ничего не получится. Но упрямо убирала снег. И вдруг выглянуло солнце. Постоянно появлялись разные знаки-символы. А когда вечером я стала собираться, подошли двое ребят и попросили написать на флаге «Житомир». Я притронулась к флагу кистью, а краска растекалась, будто кровь из букв сочилась. В ближайшую ночь и произошло кровавое избиение. Сейчас картина хранится в музее Революции Достоинства.
Я постоянно приходила на Майдан рисовать. Работала и 18 февраля 2014 года, на Институтской писала картину с пылающей баррикадой, с шеренгами «беркутов» и протестующими с деревянными щитами и шинами…
— И галерею портретов современных героев ты пишешь, начиная с Майдана 2014 года?
— Именно так, потому что там была большая концентрация настоящих искренних патриотов. Вспоминаю те дни, когда в сердце Майдана пропускали только священников и художников. Священник рядом со мной молился, а я рисовала. Так рождались первые портреты большой серии. А с 2017 года начала ездить на фронт. Пыталась прорваться туда и раньше, но художников категорически не брали. А тут сами пригласили в составе высокомобильной группы Центра морально-психологического обеспечения ВСУ, и я имела возможность несколько раз проехать всю линию фронта, посетить госпитали, где неустанно общалась с нашими воинами и рисовала. И, конечно же, рисую сейчас, часто посещаю больницы.
— Ты воспитала достойных сыновей, своим творчеством лечишь, вдохновляешь. Откуда в тебе такая сила?
— Я росла у бабушки в селе Тарасовка на Киевщине. Родители (отец — военный, мама — врач) часто, как водилось во времена моего детства, «подбрасывали» меня бабушке. Там я и набиралась народной силы, бабушкиной мудрости. Врезалось многим с детства, что жизнь прожить — не поле перейти. Хотя и поле иногда перейти непросто (улыбается). Как-то в детстве я долго гуляла по берегу, вышла за село далеко от дома и вдруг увидела вдали наш дом. И решила пойти напрямик через поле, не обходя далеко по дороге. Но поле было стерневое, а я босиком. Ох, и тяжек был этот путь домой (улыбается). Но я таки дошла. Иногда мне и вся жизнь представляет той стерней, по которой ходит моя душа.
— У каждого человека своя миссия. Ты свою ощутила и добросовестно выполняешь. Если бы у тебя сейчас появилась возможность обратиться ко всему миру, что главное ты хотела бы донести об украинской культуре?
— Сначала обращусь к украинцам, потому что мы сами должны знать и гордиться своими колоссальными тысячелетними историей и культурой. Например, наша «Каменная могила» на Запорожье, где сейчас временно хозяйничают, минируют все вокруг российские орки, — это же древнейший археологический памятник на территориях Украины. Там наше место силы. И таких мест, где украинцы испокон веков обращались к мудрости своего рода, получали энергетическую помощь от предков, у нас много. Когда освободимся от врага, к нам за этой поддержкой будут приезжать со всего мира.
На нашей земле всегда происходили значительные исторические события. Вдохновляют времена казацкой славы, период национально-освободительной борьбы, достижения литературно-художественного движения 1920–1930-х годов, тот духовный подъем, который завершился «Расстрелянным возрождением», конечно, наши шестидесятники–семидесятники. Надо внимательно изучать культуру через историю. И тут непочатый край просветительской работы, в которой искусство — весьма эффективно. Оно влияет на социум и воспитывает его, формирует информационное поле, дает ощущение своих сильных корней. Так приходит осознание, что ты представитель великого народа, великой культуры и что это твоя культура.
— Что тебя особенно держит сегодня?
— Меня держат в первую очередь мысли о наших парнях и девушках на фронте. Всем надо беречь внутренний стрежень, закалять несокрушимость. Мы должны строить крепкий тыл, чтобы нашим парням и девушкам было куда возвращаться. Наши воины, рискуя самым ценным — своей жизнью, обороняют нас, семьи, родную землю. Когда у нас в тылу все обстоит благополучно, мы чувствуем свою духовную силу, им это передается, они все ощущают. Поэтому все должны быть внутренне собранными, объединенными и спокойными. Тогда обязательно победим!
22 декабря в день рождения художницы в 16:00 в муниципальной киевской галерее искусств им. П. Загребельного (ул. Рональда Рейгана, 6) открывается юбилейная персональная выставка Марины Соченко «За руки візьмімся, брати!».
Марина Соченко — одна из героинь новой книги Мирославы Макаревич «Кто держит культурный фронт» (IPIO, 2023).