На платформе Netflix 20 декабря состоялась премьера фильма Маэстро о гениальном американском дирижере и композиторе украинско-еврейского происхождения Леонарде Бернстайне. Режиссером картины выступил Брэдли Купер, который и воплотил мастера на экране.
Лента должна была бы оживить историю Бернстайна, но больше напоминает попытку Купера получить для себя статуэтку Оскара. Поэтому создается ощущение неискренности относительно реального влияния художника и его значения в истории.
Сюжет фильма Маэстро
История в фильме берет начало от 14 ноября 1943 года, когда имя 25-летнего Леонарда Бернстайна (Брэдли Купер) стало известным.
В последнюю минуту он меняет знаменитого дирижера Бруно Вальтера, который заболел, и руководит Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Сам концерт транслируют по радио в США. В начальных сценах, когда ему звонят, он лежит в постели со своим любовником, кларнетистом Дэвидом Оппенгеймом (Мэтт Боммер).
Спустя два года на вечеринке друзей он знакомится со своей будущей женой Фелицией Монтеалегре (Кэри Маллиган). Это была любовь с первого взгляда. Впоследствии они женятся и у них рождается трое детей. При этом он продолжает заводить многочисленные романы с мужчинами. Бернстайн еще несколько раз пересечется с Оппенгеймом, что укажет на сохранении теплых отношений и одновременно на полиаморию композитора.
Фото: Netflix
В один из моментов зрители узнают, что Фелиция знала о бисексуальности своего мужа. Маэстро изображает брак как сложную систему отношений, в которой никто не является ни злодеем, ни жертвой. Бернстайн — гений, который любит находиться среди людей, но избыток энергии делает его невыносимым. Фелиция — смелая и щедрая натура. Ее нельзя обвинять за ее выбор, но можно попытаться понять, почему она на него решилась.
Рецензия на фильм Маэстро
Самым большим недостатком фильма является сценарий. Создатели Маэстро вместо того, чтобы сделать классический байопик, многие важные вещи оставляют без внимания. К примеру, Вестсайдская история — один из трех бродвейских мюзиклов, к которому Бернстайн написал музыку, упоминается поверхностно. Зато основное внимание сосредоточено на его браке с Монтеалегри.
Происходит быстрый переход от зарождения их романа к напряженности в отношениях из-за бисексуализма Бернстайна. Однако, фильм не исследует эту сторону композитора, а сосредотачивается именно на коллапсе в отношениях. А что касается мужчин в жизни композитора, то они изображаются своеобразными пешками.
Вместе с этим прослеживается попытка исследовать линию желания художника, чтобы его вне славы воспринимали прежде всего как художника. Бернстайну нравится быть публичным, что он делает как дирижер, но его волнует также проблема, что он мало проявляет себя как композитор.
Фото: Netflix
В целом линия Бернстайна как композитора в фильме практически отсутствует. В то же время есть мощная сцена дирижирования Бернстайном симфонии Воскресения Густава Малера в британском соборе Или. Это крайне энергично и захватывающе, особенно выражение абсолютного блаженства на лице Леонарда, которого сполна охватывает магия музыки. Это действительно наслаждение.
Бернстайн родился в штате Массачусетс в украинско-еврейской семье, которая эмигрировала из Ровно перед Первой мировой войной, убегая от российских погромов. Впрочем, авторы фильма вонзили острый нож в сердце, когда героиня Маллиган в одной из сцен, говоря о происхождении Бернстайна, говорит в оригинале, что он “russian Orthodox Jew”.
Эту фразу не спасают субтитры на украинском, где пишут “український ортодоксальний єврей”, как и озвучка на украинском не становится сладким медом. Потому что для всех иностранцев, кто будет смотреть фильм в оригинале, Бернстайн предстанет “российским” ортодоксальным евреем. При этом есть общие семейные фото семьи Бернстайн, в котором , а не в косоворотке или кокошнике.
Фото: Netflix
Возможно, это такая своеобразная дань Купера своей бывшей девушке-россиянке, кто знает. Или же просто авторам было все равно на его происхождение. В фильме много произведений Бернстайна, но очень мало информации о нем и его наследии. Это разочаровывает, потому что хотелось бы увидеть его историю как гения и художника.
Маэстро — это фильм, в котором отдельные детали важнее общей картинки. Перед финальными титрами навеивается легкая грусть, когда зрителям показывают настоящего Леонардно Бернстайна, который с закрытыми от восторга глазами дирижирует оркестром. Эта фигура гораздо масштабнее, чем мы видим на экране.