Недавно мы писали о 10 лучших сериалах 2023 года, а теперь дошла очередь и до фильмов. Заметим, что во внимание принимались ленты, выходившие в украинском прокате, или на стриминговых сервисах, в течение 2023 года, поэтому в списке могут быть проекты, которые показали где-то в мире еще в прошлом году. Как всегда, в комментариях предлагайте свои варианты качественного кино, которые мы не указали, а также делитесь собственными впечатлениями от уходящего киногода.
Содержание
- 1 «Вавилон» / Babylon
- 2 «Кит» / The Whale
- 3 «Air: Большой прыжок» / Air
- 4 «Стражи Галактики. Часть 3» / Guardians of the Galaxy Vol. 3
- 5 «Человек-паук: Паутина вселенных» / Spider-Man: Across the Spider-Verse
- 6 «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» / Mission: Impossible – Dead Reckoning Part One
- 7 «Оппенгеймер» / Oppenheimer
- 8 «Убийцы цветочной луны» / Killers of the Flower Moon
- 9 «Анатомия падения» / Anatomie d’une chute
- 10 «Оставленные» / The Holdovers
«Вавилон» / Babylon
Жанр: историческая драма, черная комедия
Рейтинг IMDb: 7,1
Релиз: кинотеатры
Где посмотреть: Megogo
Во второй половине 20-х годов прошлого века в Голливуде пересекаются судьбы совершенно разных персонажей. Мэнни Торрес – участник местной тусовки, получающий возможность приобщиться непосредственно к кинопроцессу. Нелли Ларой — красавица-блондинка и самопровозглашенная кинозвезда, планирующая покорить «фабрику грез». Джек Конрад — опытный голливудский ветеран, уже построивший успешную карьеру, но вынужденный столкнуться с новыми правилами игры. Судьба всех этих людей сложится по-разному, на что повлияет и переход индустрии от немого кино к звуковому.
«Вавилон» Дамьена Шазелла — громоздкое, неповоротливое, как тот слон, и сплошь шумное трехчасовое сюжетное месиво, которое, тем не менее, претендует на зрительский восторг не благодаря каким-то повествовательным перипетиям, а из-за своего выразитедльного синефильства. Это откровенное признание в любви киноискусству как таковому и давно ушедшей яркой эпохе. Крайне противоречивая, но вместе с тем эмоционально насыщенная, невероятно величественная и прекрасно снятая ода кинематографу, предназначенная для тех, кто безгранично влюблен в кино.
«Кит» / The Whale
Жанр: драма
Рейтинг IMDb: 7,7
Релиз: кинотеатры
Чарли весит 600 фунтов. Он не выходит из дома, разведен, давно не контактирует с 17-летней дочерью и не имеет друзей. Чарли очень одинок и печален. А еще он болен, ведь избыточный вес сказывается на здоровье. Единственная, кто наведывается к мужчине, это его подруга Лиз, хоть как-то пытающаяся заботиться о беспомощном затворнике. Но после новой встречи со своей дочерью Чарли наконец понимает, как он должен поступить.
Брендан Фрейзер – настоящий кит, на котором держится драматургия Даррена Аронофски и сценариста Сэмюэла Д. Хантера, по мотивам пьесы которого и снято кино. Актер выдал поистине выдающийся перформанс в сложном гриме, за что справедливо получил бурные овации на Венецианском кинофестивале и оскаровскую статуэтку. Лента способна вызвать настоящий эмоциональный всплеск, остаться безразличным зрителем здесь невозможно.
«Air: Большой прыжок» / Air
Жанр: биографическая спортивная драма
Рейтинг IMDb: 7,4
Релиз: кинотеатры
В 1984 году спортивный бренд Nike ищет новые способы заявить о себе на рынке. Корпоративный консультант Сони Ваккаро предлагает заключить эксклюзивный контракт с перспективным баскетболистом Майклом Джорданом, согласно которому компания выпустит новую серию кроссовок. То, что казалось маловероятным сотрудничеством, в итоге превратится во всемирно известный именной бренд обуви и одежды.
К Бену Аффлеку-актеру можно относиться по-разному, и его щедрая охапка номинаций на «Золотую малину» наталкивает на определенные мысли. Но Аффлек-режиссер — совсем другое дело. Наверное, эту историю, основанную на реальных событиях, невозможно было рассказать лучше и увлекательнее, чем это сделал он и сценарист Алекс Конвери. К тому же здесь произошло воссоединение старых друзей — собственно Аффлека, Мэтта Дэймона и Джейсона Бейтмана в придачу, и, как отмечалось в нашей рецензии, они прекрасно взаимодействуют в кадре.
«Стражи Галактики. Часть 3» / Guardians of the Galaxy Vol. 3
Жанр: супергеройский экшен
Рейтинг IMDb: 7,9
Релиз: кинотеатры
Где посмотреть: Megogo, Sweet.TV
Питер Куилл никак не может смириться с потерей Гаморы, и здесь даже роскошный новогодний подарок от Дракса и Мантис не помог. Между тем нападение таинственного врага Адама Уорлока приводит к серьезному ранению Ракеты. Теперь Куилл вынужден вытереть сопли и сплотить свою немного придурошную команду, чтобы спасти друга.
Наверное, только Джеймсу Ганну по силам превратить столь причудливый на бумаге материал во что-то действительно интересное и вместе с тем очаровательное. Третьи «Стражи» — почти два с половиной часа чистого удовольствия для поклонников кинокомиксов и развлекательного эскапистского кино в целом. Ганну удалось хорошенько хлопнуть дверью перед своим уходом из Marvel, причем настолько, что его детище стало самым успешным и лучшим кинокомиксом в уходящем году.
«Человек-паук: Паутина вселенных» / Spider-Man: Across the Spider-Verse
Жанр: супергеройский экшен
Рейтинг IMDb: 8,7
Релиз: кинотеатры
Где посмотреть: Sweet.TV
Хотя с последним утверждением об успешности «Стражей Галактики» готов поспорить сиквел хитовой анимационной ленты «Человек-паук: Вокруг Вселенной» 2018 года. Большинство зрителей сошлось во мнении, что вторая часть даже превзошла оригинал, и с этим трудно не согласиться. Это во всех смыслах яркий, детально продуманный и многогранный кинокомикс, от которого действительно захватывает дух.
По сюжету Майлз Моралес снова объединяется с Гвен Стейси, вместе с которой его ждет невероятное путешествие по мультивселенной. Герои встретятся с большим количеством различных версий Спайдерменов, а также с новым злодеем Пятном. Но вскоре становится ясно, что пренебрежение «канонами» мультивселенной может привести к катастрофическим последствиям.
Страшно представить, что создатели подготовят в третьем фильме «За пределами вселенных». Очень интересно.
«Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая» / Mission: Impossible – Dead Reckoning Part One
Жанр: шпионский боевик
Рейтинг IMDb: 7,8
Релиз: кинотеатры
Где посмотреть: Megogo, Sweet.TV
В результате безграничных возможностей продвинутого искусственного интеллекта за контроль над ним развернулась нешуточная борьба. Итан «всемогущий» Хант, этот бесстрашный укротитель невыполнимых миссий, ожидаемо становится одним из участников гонки за макгаффином. Но встреча со старыми друзьями и врагами, и даже неожиданный союз, спутывают многострадальному агенту и его команде все карты, так что на этот раз миссия окажется очень-очень невыполнимой.
Что бы там ни творилось в реальном мире, или какие коллапсы не происходили в мирах вымышленных, непоколебимый Том Круз продолжает гнуть свою линию. Возможно, он бы уже и забросил треклятое спасение планеты, но кому передать это неблагодарное дело? Ну не супергероям же с Доминиками Торетто. Пока последние стремительно сдуваются, франшиза Круза магическим образом только крепнет, а сам он, настоящий сорвиголова, выдает трюки один круче другого. Оторваться от экрана на протяжении более двух с половиной часов просто невозможно.
«Оппенгеймер» / Oppenheimer
Жанр: биографическая драма
Рейтинг IMDb: 8,4
Релиз: кинотеатры
Где посмотреть: Megogo, Sweet.TV
История физика-теоретика Роберта Оппенгеймера в разрезе привычного для Кристофера Нолана нелинейного повествования обладает каким-то невыразимым магнетизмом, хотя режиссер и использует хорошо знакомые, прозаические приемы. Ожидаемо он не слишком заинтересован в научной составляющей. Скорее, это попытка воспроизвести что-то вроде психологического портрета отца атомной бомбы.
Две глобальные сюжетные линии – цветная и монохромная, Оппенгеймера и Льюиса Штраусса – выполнены в форме судебной драмы, разветвляются на множество локальных, более мелких. Незаметно они буквально погружают в свои хитроумные дебри. Настолько мощно, что решительно не понимаешь, как вся эта бюрократия, кабинетная борьба с коммунизмом и безгранично грустный взгляд Киллиана Мерфи из-под шляпы могут быть столь увлекательными. Ну и, конечно, сцена судьбоносного взрыва как вишенка на торте.
В своем кинополотне Нолан собрал запредельное количество звездных исполнителей, а Киллиан Мерфи и наконец освободившийся из марвеловского плена Роберт Дауни-младший выдают потрясающие актерские работы. При этом звезды калибра Рами Малека, между прочим, обладателя «Оскара» за роль в другом успешном байопике, довольствуются скромными эпизодическими появлениями.
Как итог, для причастных к «Манхэттенскому проекту» строят небольшой городок где-то в Нью-Мексико, чтобы заполучить оружие, способное разрушить весь мир.
«Убийцы цветочной луны» / Killers of the Flower Moon
Жанр: криминальная драма
Рейтинг IMDb: 7,9
Релиз: кинотеатры
Где посмотреть: Apple TV+, Megogo, Sweet.TV
Ветеран Первой мировой Эрнест Беркхарт прибывает в округ Осейдж, Оклахома, к своему дяде Уильяму Хэйлу, носящему скромное прозвище Король. Репутационно тот – добродушный бизнесмен и уважаемый друг коренных американцев, но на деле – безжалостный кукловод, готовый пойти на все, чтобы завладеть богатствами местных индейцев.
Что тут скажешь, Скорсезе есть Скорсезе. Его монументальная экранизация документального нон-фикшена Дэвида Гранна — Кино с большой буквы. В этой статье мы уделили много внимания развлекательным фильмам, но и от «Убийц цветочной луны» можно получить массу удовольствия, правда, несколько иного толка.
Главное — не стоит надеяться на сугубо жанровый подход, призванный вызвать те или иные эмоции, которые мы привыкли получать от мейнстримного кино. Это вдохновенное, высокохудожественное запечатление эпохи с акцентом на исторический контекст и, наконец, показ темной стороны человеческой сущности во всем своем уродстве. Рассказ без приукрашений. Выдающийся, эпический, острый, как лезвие бритвы, и громкий, чтобы услышали все. Недаром сам Скорсезе проговаривает пару строк о самом важном.
Неспешный, но оттого не менее интересный, этот рассказ подкрепляется прекрасными партиями здешних звезд. Особенно выделяется главный герой в исполнении Леонардо Ди Каприо — настолько выразительно и уверенно изобразить полного идиота — это нужно уметь.
«Анатомия падения» / Anatomie d’une chute
Жанр: судебная драма, триллер
Рейтинг IMDb: 7,9
Релиз: кинотеатры
Немецкая писательница Сандра недавно переехала в отдаленный домик где-то в горной местности недалеко от Гренобля вместе со своим мужем Сэмюэлем Малески и сыном Дэниелом. Однажды то ли несчастный случай, то ли загадочное убийство, то ли даже самоубийство приводит к смертельному падению Сэмюэла с чердака дома. Начинается суд, в ходе которого подозреваемая в убийстве мужа Сандра пытается доказать, что не имеет отношения к этой трагедии.
Многогранная «Анатомия падения» французской режиссерки Жюстин Трие достаточно умело притворяется детективным триллером и судебной драмой, но на самом деле является авторским высказыванием на тему деструктивных отношений в браке (что-то личное, интимное) и тщетности поиска истины (нечто более обобщенное и выставленное напоказ).
Объединяет эти две темы абсурдность, причем касается она как действий конкретных действующих лиц, так и экзистенции человечества в целом. Когда мужчина и женщина, вроде как самые дорогие люди на свете, живут словно кошка с собакой из-за каких-то совершенно ничтожных упреков, а в зале суда псевдоэксперты с непоколебимой серьезностью делают взаимоисключающие выводы, то что это, как не абсурд?
Лента Трие стала безоговорочным хитом и любимцем кинокритиков, а также получила «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
«Оставленные» / The Holdovers
Жанр: рождественское драмеди
Рейтинг IMDb: 8,0
Релиз: цифровые сервисы
Наверняка в каждом учебном заведении есть такой вредный учитель или преподаватель, который считает свой предмет жизненно необходимым и ни за что на свете не поставит ту несчастную тройку, пока вы ее не заслужите. Именно таков и есть профессор Пол Ханэм, преподающий в Академии Бартона — школе-интернате в Новой Англии. Когда на рождественские каникулы все ученики разъезжаются кто куда, в кампусе остается единственный студент — озорник Ангус Талли. Вместе с главной кухаркой Мэри, потерявшей сына во вьетнамской войне, эта странная компания вынуждена провести праздники вместе.
Новая лента Александра Пэйна — проникновенное рождественское ретро-драмеди (действие происходит в начале 70-х), которое согревает в холодную неуютную пору не хуже, чем бокал душистого глинтвейна. Дополнительным поводом для радости служат классные выступления основных звезд. Молодой Доминик Сесса – настоящее открытие, а безумно забавный Пол Джаматти со взглядом косоглазой гиены из «Короля льва» выдает непревзойденный перфоманс.
«Оставленные» — слишком тихая и скромная афиша, особенно по сравнению с вышеупомянутыми блокбастерами. Но эта скромность очень подходит фильму, просмотр которого предполагает не шумные мультиплексы с попкорном, а спокойную домашнюю обстановку где-то у камина и новогодней елки.