Художественные пророчества Сергея Бурбело
Он выражает свою позицию, протест, тоску, а иногда формулирует предсказания в своих художественных произведениях.
Днепровский художник Сергей Бурбело рисует Крым таким, каким сохранил его в памяти: морские волны, ночи, Луна, висящая над водой, звезды, рассыпанные в бесконечном небесном просторе, а еще — памятники древних культур в сумерках.
Картины словно расщепляют сердце на атомы, фиксируют мгновение в определенном промежутке времени. И словно приглашают подышать полуостровом, вспомнить его вкус, благоухание, услышать звуки.
Уставиться взглядом в крымский пейзаж и впасть в медитацию ночи, услышать цикад и шепот ветра крымской степи, а может, поймать волну, разбивающуюся о берег условного Партенита или щекочущую гальку такой близкой и вместе с тем далекой Алупки.
До аннексии Сергей Бурбело часто выбирался на полуостров из родного Днепра. Теперь украинский художник пишет по памяти, сознательно исключая лишние детали и концентрируясь на истории и настроении.
Над серией Qirim Сергей начал работать в 2013 году.
Как трансформировался проект Qirim за 10 лет, какие месседжи «упаковывает» художник в свои работы с начала полномасштабного вторжения, почему днепровского художника окрестили художником-пророком?
Цикл Qirim Сергея Бурбело, художника из Днепра, — это художественная проекция размышлений автора над историей полуострова и творческая поддержка крымских татар.
«Я считаю, что каждый должен на своем месте бороться с проблемой аннексии и оккупации. Я это делаю как художник. Политик должен делать это на политическом уровне, военный — на своем, сила — в общей борьбе», — уверен Сергей.
Художественный проект Бурбело имеет свой манифест и миссию, ведь консолидирует общество вокруг конкретной проблемы. Сергей работает над проектом уже больше 10 лет, каждый год пополняя серию. До полномасштабного вторжения его работы принимали известные украинские художественные локации в Украине и за границей. В 2019-м Сергей сделал несколько выставок, на которых картины были в обрамлении колючей проволоки. Проволока символизирует оккупацию. Дескать, мы видим красивые пейзажи, но не можем туда поехать.
«Меня не отпускает эта тема. Таким образом я веду свою творческую борьбу за Крым. Для меня это не просто какой-то кусок земли. Это — душа, люди, история. Странствуя на полуострове на протяжении десяти лет беспрерывно, по несколько раз в год, видел нарастание антиукраинских настроений, зомбированных пропагандой маргиналов, флаги, лозунги, плакаты, советскую героизацию, флот и военные базы, которые, как ружье в театре, должны были когда-то выстрелить. Проект Qirim — это творческий месседж украинцам: надо было лучше учить и пытаться понимать свою историю, чтобы не удивляться действиям российской власти, отношение которой к Украине не меняется на протяжении столетий», — отмечает художник.
На картинах изображены места, которые немногие видели вживую, а в названиях картин использованы топонимы Это еще раз красноречиво свидетельствует, насколько древняя и разнообразная крымская земля, демонстрирует отсутствие общего с тем «исконным русским миром», который ей навязывают.
«В последний раз я был в Крыму в самом начале февраля 2014-го. Я видел, как пропаганда подавала события на Майдане. Никогда не забуду, как на каждой остановке троллейбуса Симферополь—Ялта на экранах под страшную музыку крутились ролики, якобы из Киева, где какие-то неонацисты размахивали огромными флагами со свастикой и рассказывали, как «страдают» от протестантов бедные «беркуты»-милиционеры… Было понятно, что местное СБУ было просто насквозь коллаборантское», — вспоминает Сергей.
Война застала художника в Германии. 23 февраля он с женой был в Гамбурге — монтировали крымскую выставку в Генеральном консульстве и должны были готовиться к открытию. Но утром 24-го стало понятно — не до выставки.
В целом на 2022 год было запланировано пять выставок проекта Qirim в Германии, но все отменили, поскольку на первый план, конечно, вышла помощь беженцам.
Телевизор в гостиничном номере не выключался. Сергей с Ольгой пытались понять репортажи о родной земле на разных языках. Телефон не выпускали из рук — постоянно скролили ленты новостей и общались с родными. Авиарейс, конечно, отменили. Через несколько дней Сергей и Ольга начали прокладывать путь домой, чтобы быть полезными здесь и помогать, хотя все уговаривали остаться в Германии.
Из Гамбурга доехали до Берлина, там Сергея встретил друг — профессор Карл Аймермахер и помог через Краков и Перемышль добраться до Львова.
«Во Львове мы пришли в ужас, впервые услышав звук сирены на вокзале. Увидели огромное количество людей, ждущих эвакуационные поезда».
Собственно по дороге в Днепр видели бесконечное море «ежей» по всем дорогам, а потом услышали историю с пограничниками на том голом куске скалы среди Черного моря… Так и появился образ первой картины и желание отомстить за ребят. Сергей «поджог» корабль на картине за три недели до его реального затопления. Когда друзья заходили в мастерскую и спрашивали, зачем он выдумывает, дескать, с кораблем ничего не произошло, то Сергей ответил: «Всему свое время…» Через три недели знаменитый крейсер «Москва» действительно затонул…
Творческое освобождение Крыма
Дальше была картина «Севастополь», где на дальнем плане пылали четыре корабля.
«Я не знаю, как это получилось, — рассказывает Сергей Бурбело. — Но друзья не дадут солгать. Я изобразил именно четыре корабля, и их потом было ровно столько...»
Следующей картиной стало «Контрнаступление», о возможности которого еще только осторожно начинали говорить, но все уже очень ждали.
Сюжет картины «Крымский мост» тоже стал пророческим. Интересно, что композиционно Сергей даже верно закрутил дым и почти четко обозначил место попадания. Художник говорит: это все не случайно, ведь у него образование архитектора, поэтому хорошо понял, как мост «сложится» в случае попадания по нему.
Небольшой клочок полотна просто над мостом художник не зарисовывал и теперь объясняет белое пятно настоящей мистикой: «Пятно похоже на ракету. Это просто часть, белое полотно, которое не закрасилось, сколько бы слоев краски я не накладывал».
Как это получается, художник не знает. Впрочем, в кругу друзей и коллег его начали называть пророком.
Сергей говорит, что идея той или иной картины возникает внезапно: «Просто чувствую острое желание перенести свои чувства на полотно».
Пещерный город ХХІ века
В течение длительного времени на многих картинах Сергея появлялись старые каменные укрепления. В цикле произведений Qirim художник изображал руины старых крепостей на Крымском полуострове, которые не может разрушить время. А потом нарисовал стены домов, которые в наше время мгновенно разбивают враги.
Картина «Пещерный город ХХІ века» была создана в начале марта, еще перед «Змеиным». Мистическая история и ее появления.
«Я нашел на чердаке очень старое полотно, которое, вероятно, принадлежало еще дедушке моей жены, он тоже был художником, — рассказывает Сергей. — На нем где-то местами откололся грунт, были дыры, неровный край, прорезы и трещины. Это в целом уже было готовое произведение искусства, изображающее войну, но было невыразимое желание художника выплеснуть все внутренние переживания наружу. Так и случилось: я рисовал картину дома, просто прибитую к стене дюбелями. Я не ездил в мастерские в то время, а желание творить было настолько сильным, что ты даже готов использовать подручные средства, чтобы унять его. Рисовал какой-то старой, совсем не художественной кистью и на обычном масле для жарки, шпателем, а не профессиональным мастихином. Короче говоря, всеми подручными средствами, чтобы не упустить это жуткое «вдохновение».
Так появилась картина с полуразрушенным городским домом, обычной многоэтажкой, которых много в украинских городах.
«Пещерный город ХХІ века» был представлен весной 2022 года на нескольких выставках в Днепре и прошел отбор на показ в одной из киевских галерей.
Никто не мог даже представить тогда, что контуры разрушений и сама палитра живописи, словно сойдя с полотна, несколько раз повторится в жизни украинских городов. Днепр, к сожалению, присоединился к ним 14 января 2023 года. В тот день, когда всю страну ошеломила трагедия в Днепре, художник Сергей Бурбело посмотрел на картину, созданную несколько месяцев назад, и ужаснулся. Как он мог угадать вид разрушенного ракетным ударом многоэтажного дома?! Удивлены были друзья, родные и почитатели. А потом все, кто видел картину, говорили не о похожести контуров и самого сюжета, а о том, что именно такой дом становится символом этой войны: «Это и Мариуполь с трубами «Азовстали», и Киев, и теперь Днепр, это какой-то общий образ преступлений, которые творят россияне на нашей земле. Дома похожи, потому что это советское горькое наследие, равно как и эта война».
Художник говорит, что картина «Пещерный город ХХІ века» не продолжает цикл Qirim.
«В моем замысле она должна была бы перекликаться с крымской серией моих картин, где изображены пещерные города раннего Средневековья, — объясняет Сергей. — Но те крымские города формировались и строились веками, а сейчас Россия, как видим, за один выстрел превращает в нечто подобное наши современные жилища».
На картине Сергея Бурбело нет людей. Потому что трагедия их тоже превратила. «Или в мертвых, или в абсолютно несчастных, — говорит художник. — Ведь даже если человек остается жив, а все его близкие гибнут, для него обрывается мир. Мы видим это из историй тех, кто жил в этих подъездах в Днепре. Спасенная девушка, потерявшая парня на войне, а теперь и родителей. Другая, которая вернулась из плена, но погибла здесь. Ребята, которые сейчас в Бахмуте, и мужчина, прикрывающий беременную жену. Это ужас. Я очень тяжело это переживаю».
Пророческие крымские сюжеты Сергей выставил на аукционную продажу ради помощи ВСУ. С продажи пророческих картин удалось помочь собрать деньги на авто для 23-й ОМБР, поддержать сбор на ударные дроны, подбросить нужную сумму на ремонт военной техники, а еще собрать средства на автомобиль для авиаразведки.
«Это, конечно, наверное, немного претенциозно… Я просто пытаюсь делать то, чего не могу не делать, а именно рисовать. То, что мне удается что-то предвидеть, — это все из-за огромного желания как патриота и гражданина Украины, чтобы эта война как можно быстрее завершилась нашей окончательной Победой над вечным врагом», — говорит художник.
Все друзья, которые приходят к Сергею в мастерскую, заказывают один сюжет — «Пылающий Кремль».
Хотя это и не крымская тематика, Сергей уже визуализирует сюжет будущей картины.