В четверг, 4 января, на Netflix вышел сурвайвал «Общество снега», рассказывающий о реальной авиакатастрофе, произошедшей в Андах 13 октября 1972 года, и последующей борьбе за выживание в суровых климатических условиях тех, кому удалось уцелеть. Лента получила прекрасную прессу и претендует на «Оскар» от Испании в категории «Лучший международный полнометражный фильм». В рецензии ниже рассказываем, что стало причиной всеобщего признания.
Плюсы:
безгранично грустная история, не оставляющая равнодушным; чрезвычайно качественная техническая сторона – от изображения увечий на телах обреченных до сцены падения самолета; качественно вплетенная драма в сюжет о выживании; хороший подбор актеров
Минусы:
на самом деле существенных недостатков здесь не замечено, кроме того, что это тяжелое для просмотра кино, способное эмоционально опустошить. Поэтому рекомендовать ленту целесообразно тем зрителям, которые чувствуют в себе силы посмотреть ее
«Общество снега» / La sociedad de la nieve
Жанр фильм-выживание
Режиссер Хуан Антонио Байона
В ролях Энцо Вогринчич, Матиас Рекальт, Агустин Парделла, Томас Вольф, Франциско Ромеро
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
В октябре 1972 года уругвайская регбийная команда Old Christians с приятным предвкушением ждала путешествия из Монтевидео в Сантьяго, где должен был пройти их следующий матч. На борту авиалайнера Fairchild FH-227D, выполнявшего чартерный рейс из столицы Уругвая в столицу Чили, находились сорок пассажиров, среди которых были молодые спортсмены, их родственники и друзья, а также пятеро членов экипажа.
На подлете к аэропорту, расположенному рядом с Сантьяго, в условиях ужасной непогоды, пилот заранее сообщил о том, что рейс заходит на посадку, хотя на самом деле до места назначения оставалось примерно 70 километров. После снижения и улучшения видимости обреченные с ужасом обнаружили, что на всей скорости несутся прямо в скалу, но на то, чтобы изменить положение уже не хватало времени.
В результате столкновения нос, хвост и крылья самолета были оторваны. Фюзеляж скатился по снежному склону и остановился у подножия потухшего вулкана Тингуиририка. Часть людей погибла сразу, а уцелевшие вынуждены были вести бескомпромиссную борьбу за выживание в сложнейших условиях.
Кинематограф не в первый раз обращается к этой ужасной катастрофе: в 1993 году вышел фильм «Живые» Фрэнка Маршалла, который также был посвящен тем событиям в Андах, а главную роль в нем исполнил Итан Хоук. Существует еще мексиканская версия 1976 года, но сейчас о ней мало кто вспомнит, не говоря о том, что в своей рецензии Роджер Эберт оценил кино на ноль баллов.
«Общество снега» призван напомнить о страшной трагедии, но прежде всего это попытка интерпретировать известные события максимально аутентично, с испаноязычными актерами и даже натурными съемками на месте трагедии.
Сюжет основан на одноименной книге уругвайского писателя и журналиста Пабло Виерчи, где задокументированы истории всех участников событий, которым удалось выжить. Кроме того, создатели фильма и актеры лично выслушали уцелевших и поговорили с семьями погибших.
Очевидно, что еще перед съемками творческой командой была проделана большая работа. Это отразилось и на результате. Режиссер Хуан Антонио Байона, которому после хитового «Невозможное» (2012) уже не впервые снимать о катастрофах и выживании, выдал до ужаса реалистичное кино, сосредоточенное не столько на торжестве человеческого духа, сколько на душевных (и физических) муках и сложности морального выбора, с которым пришлось столкнуться героям.
Да, каждый из них — герой, которому, тем не менее, для выживания пришлось есть куски мяса погибшего друга. А ведь еще вчера они вместе планировали знакомство с чилийскими красотками. Авторы не манипулируют этой ненормальностью и деликатно подходят к теме, которую трудно уложить в голове, предлагая зрителю стать сторонним наблюдателем. Здесь вряд ли кому-то захочется быть тем, кто осуждает.
«Общество снега» действительно трудно смотреть, особенно в условиях столь тревожных времен, в которых всем нам приходится существовать. Здесь нет места зрелищным метаниям, присущим голливудским фильмам о выживании, так что и развлечения от просмотра ждать не стоит.
Лента Байоны в большинстве своем диалоговая и крайне приземленная, в определенной степени камерная, несмотря на величественные заснеженные пейзажи вокруг. Даже эмоциональный финал почти лишен привычного пафоса. Но в этом как раз и кроется сила истории, в частности, достижение вышеупомянутого реализма. А если ты веришь тому, что происходит на экране, тебе точно будет небезразлична судьба персонажей.
Последних в этой истории достаточно много, поэтому большинство из них запомнить не удастся. Сюжет имеет несколько условных главных героев, обладающих лидерскими качествами, но болеть за кого-либо отдельно желания не возникает, и такая справедливость выглядит уместно. Среди других особенно выделяется персонаж Энцо Вогринчича, которому также доверена роль закадрового рассказчика. Но, скорее всего, запоминается он потому, что в чертах его лица угадывается молодая версия Адама Драйвера.
«Общество снега» — технически выверенная работа, в которой сцена падения самолета, с ее выдающимся напряжением и динамичным монтажом в кульминации, заслуживает отдельного разбора, а натурные съемки вызывают страх и восхищение одновременно. Но самое главное, что это очень грустное и тяжелое кино, которое, впрочем, способно растопить самый толстый лед в сердце.
Вывод:
«Общество снега» не без основания получил всеобщее признание и виды на «Золотой глобус», «Оскар» и кучу других наград. Эта история еще раз напоминает, что даже в самые темные и сложные времена есть место для спасительного света.