Убытки Украины достигли почти 10 млрд гривен и продолжают расти
Польская граница наконец-то разблокирована. Власти соседней страны договорились с перевозчиками. Однако с 1 марта забастовка может продолжиться. И с целом на границах Украины напряжение не спадает. В блокаду, которая началась в ноябре 2023 года, присоединялись в разные периоды все наши западные соседи: Словакия, Венгрия, теперь еще Румыния. "Первую скрипку" в этом квартете до сих пор играет, конечно, Польша.
Кто именно является лидером блокировки автомобильных переходов между странами, выяснял "Бизнес Телеграф".
За более чем два месяца, в течение которых продолжается блокада украинско-польской границы, нанесен существенный ущерб разным сферам нашей экономики — как отечественным производителям, работающим на внешний рынок, так и транспортным компаниям. В масштабах страны, по данным Минэкономики, ущерб уже превысил 9 млрд гривен. Не обошлось и без человеческих жертв — два водителя фур не выдержали долгого ожидания в очереди и скончались.
Это все — последствия хорошо срежиссированной кампании с расходами на рекламу и пиаром в соцсетях, идейным вдохновителем которой считают политика и дальнобойщика Рафала Меклера — главу люблинской ячейки партии "Конфедерация свободы и независимости" ("Конфедерация"). "Телеграф" собрал факты, известные об этом "деятеле".
Бизнесмен, сам меняющий колеса на грузовике
41-летний Рафал Меклер — типичный представитель польского среднего класса. Родился и живет в Люблинском уезде на востоке Польши, имеет высшее образование (в 2019-м учился на программиста в аспирантуре, в 2023-м закончил курс по прикладной риторике, вероятно, в Люблинском католическом университете). Занимается бизнесом. Его фирма Rafal Mekler Transport, по данным "Телеграфа", зарегистрирована в 2013 году.
В течение нескольких лет Меклер получил разрешения на автомобильные грузоперевозки и лицензии на пять транспортных средств. При этом Рафал сам периодически садится за руль и отправляется в рейсы, что демонстрирует на своей странице в Instagram. Также он самостоятельно выполняет мелкий ремонт, например, меняет колеса, подтверждая тем самым месседж о том, что "руководство компанией в Польше — это часто работа своими руками".
Собственные услуги Меклер активно продвигает через русские и белорусские профильные порталы. Например, данные польского активиста можно найти на сайте "Везёт всем", вовлеченного в программу госфинансирования инновационных проектов подсанкционного Фонда Сколково, а также сайтах Грузпоиск и Com-Stil. Какие именно заказы российского рынка и в каком объеме выполняет поляк — неизвестно, но подтверждение тому, что он курсирует на грузовике по территории страны-агрессора есть в соцсети X.
Этой осенью Рафал хвастался, что пересек Полярный круг в России на дизельном авто. Но, скорее всего, это произошло несколько лет назад, потому что знак, на фоне которого Меклер сделал фотографию, сейчас выглядит иначе. Также из открытых источников известно, что польский дальнобойщик доставлял грузы в Беларусь и рекламировал себя на порталах и в Тг-группах РБ.
Хотя на своем сайте Меклер позиционирует себя как отец, муж и патриот, подробностей о своей семье он не раскрывает. По данным "Телеграфа", политик женат на Анне Меклер, которая имеет высшее экономическое образование, которое получила в одном из учебных заведений Люблина. Работает женщина по специальности — бухгалтером, а с 2019 года еще и является представителем Рафала как предпринимателя. Как и у главы семьи, у Анны есть определенные политические амбиции, потому что дважды — в 2019 и 2023 годах — она баллотировалась от партии "Конфедерация", но не получила должной поддержки избирателей. Пара имеет троих детей, но они не присутствуют в общественной жизни активиста.
Также известно, что Меклер исповедует католицизм, интересуется геополитикой, классической философией и военным делом, в частности регулярно упражняется в стрельбе из пистолета и ружья.
Несколько попыток и все еще без мандата депутата
Годом начала политической карьеры сам Меклер называет 2015-й, когда он якобы принял участие в выборах в Сейм. Но официальные данные о баллотировании и его результате доступны только с 2018 года, когда Рафал провалил местные выборы в советники Люблинского воеводства. Баллотировался он тогда, как и в следующем году в польский парламент, а затем в Европарламент от "Национального движения", который с 2019 года с другими националистическими партиями и движениями входит в коалицию "Конфедерация". Неуспешны были и прошлогодние попытки Меклера получить мандат депутата Сейма, его поддержали лишь немногим более 7 тыс. избирателей одного из округов Люблина (это 1,1%).
Принадлежность Меклера к упомянутым партиям оказывает влияние и на те идеи, которые он поддерживает и продвигает. Например, он является ярым противником абортов и подвергал критике польских женщин-активисток, пытавшихся добиться отмены запрета на прерывание беременности. Поэтому политик засветился в скандале, возникшем после обнародования карикатуры, на которой депутат Сейма Катажина Котулу сравнили с Гитлером за лоббирование смягчения законов об аборте. Когда дело перешло в судебную плоскость, Рафал был в группе поддержки священника, распространившего провокационный баннер. Также Рафал выступает за традиционные семейные ценности и соответственно против ЛГБТ и усыновления такими парами детей.
Кроме того, в предвыборной программе четырехлетней давности Рафал обещает заниматься вопросом возвращения утраченного российского рынка. Ведь улучшение отношений с РФ — один из постулатов, которого недавно придерживалась "Конфедерация". В 2020 году Меклер поддержал политику партии, выступая против увеличения выплат безработным.
Еще один из постоянных пунктов деятельности польского политика и дальнобойщика — участие или организация, как это было в 2023 году в Люблине, мероприятий памяти жертв Волынской трагедии. Контекст таких акций — обвинение в нападениях и убийстве поляков украинских националистов и применение определений "резня" и "геноцид" относительно событий 40-х годов прошлого столетия.
Вспоминает бандеровцев в негативном свете Меклер и в одном из первых постов, появившемся на его странице в Facebook после начала полномасштабного вторжения РФ в Украину. В нем он также напоминает о своей позиции по массовой миграции в Польшу, подчеркивая несогласие с "изменением этнической структуры страны". И как негативное влияние перемещения людей из страны в страну приводит пример Донбасса, куда свозили рабочих со всего Союза, и говорит о негативных последствиях для Украины строительства государства по многонациональному принципу. И вдобавок сравнивает этот процесс с нынешней ситуацией в Евросоюзе.
К слову, сам Меклер как представитель "Народного движения", а впоследствии и коалиции "Конфедерация" выступает за выход Польши из ЕС.
За помощь Украине конфедерат выставил счет
Украинский вопрос Меклер в своих выступлениях и сообщениях в соцсетях поднимает постоянно. Например, во время предвыборной гонки на дебатах он высказывал опасения, что после войны Украина вытеснит Польшу с рынка, поскольку имеет дешевые энергоносители при отсутствии дополнительного налогообложения. Также он опубликовал в TikTok видео, в котором демонстрировал счет на 100 млрд злотых, которые должна оплатить Украина Польше за оказанную помощь. А еще он публично предъявил обвинения нашим военным якобы в нелегальной продаже горючего перевозчикам и поддержал протест польских фермеров против импорта украинского зерна.
При этом с самого начала полномасштабной войны Меклер несколько раз менял собственную оценку перспектив развития события. В конце февраля в упомянутом сообщении отмечал : "В наших лучших интересах, чтобы Украина сохранила свою государственность, чтобы беженцами было куда возвращаться, и чтобы нас помнили как нацию, которая смотрит на мир в ключе христианских ценностей и поступками доказывает ценность этих идей".
В марте он также говорил, что планы Кремля разрушаются как карточный домик и высказывал мнение, что элита РФ должна устранить Путина, потому что " с каждым днем боев в Украине акции России падают быстрее ". А уже через месяц заявлял : "Зеленский получит мир, если: 1) отдаст Донбасс и Луганск, признает российским Крым; 2) восстановит на президентском посту Януковича".
В октябре 2022-го Рафал снова выразил мнение о неизбежном поражении России, которое в тот момент прибегло к угрозам применить тактическое ядерное оружие. "Это как участник боев на кулаках, который проигрывает и кричит противнику, чтобы он перестал защищаться, иначе он пойдет за мачете. Проигрывать надо уметь достойно", —приводил аналогию польский политик.
И уже в августе-2023 Меклер пытался откреститься от "русофильских соображений". В одном из своих сообщений подчеркивал : его интересует Россия так же, как Украина и США только в контексте выгод, которые может получить Польша от отношений с этими странами, и их влияния "на благосостояние нашей экономики или архитектуру безопасности". Параллельно с этим Рафал снова озвучил опасения, что в послевоенное время Украина станет конкурентом Польши в экономическом плане, потому что туда могут перенести производства крупные мировые корпорации. А также упомянул убытки своей страны из-за блокирования поездов с китайскими товарами, двигавшимися через украинскую территорию.
"Вы занимаете наши рабочие места"
И именно вопросом экономической целесообразности Меклер впоследствии объяснял транспортные протесты, которые впервые должны были состояться в марте 2023-го года. Тогда с помощью акции в Варшаве перевозчики хотели добиться запрета на регистрацию в Польше компаний с белорусским и российским капиталом, блокирование въезда российских и белорусских полуприцепов и требования для украинских перевозчиков по соответствию всех пересекающих границу авто экологическому стандарту Евро-3.
А уже в мае по инициативе политика-дальнобойщика был заблокирован пункт пропуска Дорогуск на границе с Украиной. Мотив — недовольство действиями украинской стороны по штрафам за нехватку разрешений. "С нами здесь коллега перевозчик, который имеет пять загруженных грузовиков, но боится уехать сейчас в Украину, чтобы его не задержали и он не был вынужден заплатить штраф в размере 800 евро за один автопоезд. Ситуация не урегулирована. Украинская сторона произвольно интерпретирует правила, тогда как польская сторона позволяет практически свободную деятельность без проблем и любых ограничений", — цитировала Рафала Таможенная служба Украины.
Но этот шаг был лишь "пробой пера", а уже 6 ноября украинско-польскую границу заблокировали полностью: очереди грузовиков выстроились на пунктах пропуска "Краковец — Корчова", "Рава-Русская — Гребенное" и "Ягодин — Дорогуск". Меклер фактически становится лицом акции, в том числе называет себя соавтором "Забастовки польских перевозчиков" в политической рекламе, активно освещает в соцсетях перипетии блокировки, дает комментарии СМИ. А потом публикует пост с объяснениями, что он не является официальным организатором. По его версии, на каждом участке есть свой координатор, а он просто один из работающих на общее дело.
"Знаю, вам понравится простая теория: один человек, деньги Кремля, российская подстилка (в тесте буквально — "тряпка"). Но ситуация сложнее и, к сожалению, не в вашу пользу. Мы — группа перевозчиков, которым надоело, что вы занимаете наши рабочие места. Им надоело то, что вы получили доступ к рынку ЕС, не понеся затрат, которые несут компании ЕС", — доказывал свою теорию Рафал.
И, действительно, Ассоциация международных экспедиторов Украины установила еще семь человек, кроме Меклера, причастных к блокированию границы, имеющих отношение к фирмам, осуществляющим грузовые перевозки. Это Томаш и Дорота Бобровски, Дамиан Василий, Эдита Ожигала, Ян Стемпницки, Лукаш Бялаш и Ивона Иждебска. Но Рафал по-прежнему остается рупором протеста.
Уже в разгар блокировки Меклер жаловался в соцсетях на потерю рынка России, Белоруссии, Казахстана и Монголии из-за поддержки Украины. А также констатировал, что в транспортной отрасли страны ситуация хуже, чем у украинских коллег при том, что страна находится в состоянии войны. Рафал попытался воспользоваться популярностью, которую получил благодаря акции, для привлечения новых членов партии "Народное движение", разместив соответствующую агитку на одной из своих страниц.
На 18 января граница была разблокирована, но по заявлению Комитета защиты перевозчиков и работодателей транспорта, это еще не конец акции протеста. В настоящее время активисты ждут от польского правительства решения проблем перевозчиков, указанных в подписанном между сторонами соглашении. На это у должностных лиц есть время до 1 марта.
Как сообщал Телеграф, через российскую блокаду черноморских портов Украина с помощью европейских партнеров была вынуждена искать альтернативные пути для экспорта и импорта продукции, в частности зерна.