Украина должна делать шаги не только для укрепления соборности государства и нашего народа, но и действия для защиты прав и свобод, распространения правды об истории. С этой целью президент Владимир Зеленский подписал указ Об исторически населенных украинцами территориях Российской Федерации.
— Это возвращение правды об историческом прошлом ради украинского будущего, — объяснил глава государства.
Доктор исторических наук, заместитель директора Научно-исследовательского института украиноведения Павел Гай-Нижник объяснил в эксклюзивном интервью Фактам ICTV, какие этноисторические территории следовало бы учесть в указе, каким может быть план действий по сохранению национальной идентичности украинцев в России, что должна делать дальше Украина для победы в войне.
Какие территории современной РФ нужно учесть
— Собственно в указе, если говорить об этноисторических землях, которые были перечислены на территории, входящей сейчас в состав Российской Федерации, были перечислены не все регионы и не было конкретизировано, что имеется в виду, — объяснил Павел Гай-Нижник.
В указе упомянуты исторически населенные украинцами земли на Кубани, Стародубщине, Северной и Восточной Слобожанщине в пределах современных Краснодарского края, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областей России. Однако этот перечень значительно больше.
Ниже перечислены территории в современной Российской Федерации, которые являются этноисторическими украинскими областями. Доктор исторических наук отметил, что это территории, которые были и даже до сих пор населены украинцами.
- Брянская область: города Стародуб и Севск, Суземский, а также Трубчевский, Погарский, Климовский районы;
- Курская область: города Рыльск и Суджа, а также окружающие территории;
- Белгородская область: города Белгород и Валуйки, а также окружающие территории;
- Воронежская область: города Россошь и Богучар, а также окружающие территории;
- Ростовская область: город Таганрог, Матвеев Курган, Глубокая, Усть-Белокалитвинская, Донецк, Каменск Шахтинский, Гуково, города Шахты и Азов, а также часть Батайского терна;
- Кубань (Краснодарский край);
- Ставропольский край: Невинномысск, Кочубеевское, Григоропольское, Рождественский, Ладовская Балка.
— То есть это территории, которые были этноисторическими украинскими, были населены украинцами и населены до сих пор. Например, когда мы говорим о территориях на севере Украины, но на юге России, то эти перечисленные территории были составляющими Украинского Государства, то есть при Гетманате и УНР 1918 года.
А в Ростовской области, такие как Таганрог и другие до 1923 года входили даже в Украинскую Советскую Социалистическую Республику. Все это оттянули россияне, то есть оккупировали всю Украину, а эти территории даже были оттянуты Советской Украиной официально, поэтому речь идет о незаконной оккупации, — объяснил он.
Территории компактного проживания украинцев
— Но очень странным представляется то, что в указе, если речь идет об этом, то не указаны территории компактного проживания украинцев еще с XIX и XX века. Колонии украинцев, которые есть в Российской Федерации до сих пор, — это земли Оренбургской, Самарской, Саратовской, Саратовской, Уфимской и других губерний европейской части бывшей Российской империи. Речь идет и о Юго-Западной Сибири (в Украине называют Белый Клин), приграничье с Северным Казахстаном (Серый Клин), на Дальнем Востоке, в частности в Приморском, Амурском и Хабаровском краях (Зеленый Клин) и других регионах. Так мы как будто выбрасываем тех украинцев из-под опеки украинского правительства, — считает историк.
Этноисторические украинские земли в Беларуси
- Брестская (Берестейская) область: города Берестя, Кобрин, Антополь, Дорогичин, Иванана, Пинск, Андрижин, Махро, Столин, а также окружающие территории;
- Гомельская область: вокруг городов Туров, Гомель, Мозырь, Ельск;
- Могилевская область: окрестности таких городов как Славгород, Краснополье, Кричев, Хоцимск.
— Указ не учитывает проблемы украинцев в других государствах. Очевидно, что он является неполным как в отношении Российской Федерации, так и в Беларуси. Также можно говорить о других государствах, смежных с нами, но там все же действуют демократические права. Все равно украинскому правительству нужно заниматься проблемами диаспоры. Но указ своевременен, как говорится: лучше поздно, чем никогда. Одно дело — относительно его имплементации, и как его воплощать в жизнь, — отметил Павел Гай-Нижник.
Фото: Факты ICTV
Как будет воплощаться указ
Павел Гай-Нижник считает, что указ действительно нужно воплощать в жизнь, а не оставить на бумаге. Он предложил ввести службу уполномоченного Верховной Рады при Кабинете министров по вопросам этнополитики и зарубежного украинства.
— Думаю, что этот указ запоздалый. Второй вопрос: а как он будет воплощаться? Не останется ли он лишь на бумаге? Кто этим будет заниматься? Очевидно, что нужно было бы вместе с ним ввести службу уполномоченного Верховной Рады при Кабинете министров по вопросам этнополитики и зарубежного украинства. Украинцы притесняются не только в Российской Федерации. Это работало бы в кооперации с Министерством культуры и информационной политики, Министерством образования и науки, — считает он.
Историк предлагает вспомнить и об этноисторических украинских землях, которые сейчас остаются в составе современной территории Беларуси.
— Когда мы говорим о правах, защите прав украинцев, в частности, на Постсоветском пространстве, то почему-то не упомянута Беларусь, которая, как известно, является участником агрессии против Украины и членом Союзного государства с Российской Федерацией. Там тоже есть этноисторические украинские земли, — обратил внимание он.
Неприкосновенность границ после Второй мировой войны
— Нужно сказать, что в указе не говорится, как можно подумать или как сделала бы российская пропаганда, об отторжении этих земель. Поскольку Украина придерживается международных соглашений, то по поводу неприкосновенности границ после Второй мировой войны. Речь идет о заботе и опеке над украинским населением, возвращении к самосознанию, развитии культуры и языка, — обратил внимание Павел Гай-Нижник.
Историк отметил, что ранее государство не реагировало на нарушение прав украинцев в Российской Федерации. Огромные средства, которые были выделены на это, по его словам, слились в трубу, даже в информационной и международной политике, где Украина могла бы апеллировать к международному праву.
— Этот указ, хоть он неполный и частично ограниченный, то есть он больше пропагандистский, но что мешало выдать подобный документ раньше еще с 1990-х годов? Или что мешало украинскому правительству и Офису президента беспокоиться об украинцах в России, в частности, к перечисленным пакту о гражданских и политических правах, о культурных правах, о расовой дискриминации, хартии региональных языков или национальных меньшинств?
На что апеллирует Россия, когда обращается к Украине? В частности, к Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. У нас выделялись огромные деньги на Министерство культуры и информационной политики. Имеется в виду не только период президентства Зеленского, но и предыдущие периоды, — сказал заместитель директора Научно-исследовательского института украиноведения.
Лучше поздно, чем никогда
Доктор исторических наук считает, что указ поможет Украине, если мы будем достаточно вести идеологическую войну за украинцев, потому что государство практически не реагировало на притеснения украинцев в Российской Федерации.
— Это о закрытии украинских школ, принуждение украинцев менять свою национальность, записывать себя россиянами из-за угроз. Мы не отреагировали на закрытие украинских библиотек, в частности, последняя была в Москве, которая закрыта уже давно. Я не понимаю, что нам мешало раньше это делать.
Однако этот указ может подтолкнуть к созданию службы уполномоченного Верховной Рады при Кабинете министров по вопросам этнополитики и зарубежного украинства, интенсификации действий на международной арене по давлению на Россию с требованиями обеспечения прав украинцев, представлении в международный суд по обвинению в расовой и национальной дискриминации, скрытого геноцида против украинской нации в РФ, считает историк.
— При этой службе, если она будет основана, нужно делать не только действия через интернет, телевидение, средства пропаганды на территории РФ, что давно должно было бы делаться. Также нужна подготовка комплекса юридических документов по подаче протестов и исков на разных уровнях, начиная от ОБСЕ, заканчивая ООН и Международным уголовным трибуналом, — отметил Павел Гай-Нижник.
Что делать Украине дальше
— Украинские возможности на территории РФ достаточно ограничены, как мы понимаем из-за диктаторского режима в РФ. Любое украинство, которое позже голос в самой РФ, будет репрессировано. Нужно действовать достаточно аккуратно, чтобы те скрытые украинские этнические и политические симпатии не были убиты Путиным, когда они засветятся. Нужно действовать с учетом состояния войны с Россией, которое юридически в Украине не введено, потому что у нас только военное положение, — объяснил он.
Украинские ученые давно работают в этом направлении фактически на безденежье, обратил внимание историк. Другое дело, что это может помочь только для реализации определенных проектов, которые были бы задействованы через прессу, интернет, СМИ, в частности, в переводе на русский язык.
— Нужно возвращать сначала русифицированных украинцев в России, а также распространение украинского языка и исторической правды, украинского самосознания в РФ, — подчеркнул историк.
Фото: Pexels
От чего будет зависеть победа Украины
Эта работа ведется общественными организациями и историками уже давно, в частности, с порабощенными народами и их представителями в Украине и Европе. Об этом говорилось с начала 2014 года и еще раньше, объяснил доктор исторических наук.
— Другое дело: что имеет Украина под пониманием победить в войне? Очевидно, что без развития национально-освободительных движений в РФ достичь этой победы только силовым методом невозможно. Именно так мы сможем нанести и внутренний удар РФ, чтобы достичь победы.
Это зависит от того, ставит ли украинское руководство своей целью победу как развал Российской Федерации. От этого будет зависеть, какие должны быть действия даже украинских спецслужб, которым помогли бы наши ученые через единый марафон оптимизации действий, направленного на РФ и национальные движения. Тогда это должно было бы дать пользу в войне, но если государство снова вспомнит о том, что оно давно уже должно было бы делать, если этот указ не останется только указом, — считает Павел Гай-Нижник.