Керамические тормозные колодки — это современный вид накладок для дисков, изготовленных из высокотехнологичных керамических материалов. В отличие от традиционных чугунных или органических изделий, они обладают повышенной термостойкостью и износостойкостью.
Компоненты находят применение в тормозных системах легковых и гоночных автомобилей, где требуются высокие и стабильные тормозные характеристики. Особенно широко они используются в гоночных авто, так как позволяют сохранять эффективность торможения при экстремальных температурах, возникающих при непрерывном интенсивном торможении. Детали менее подвержены перегреву и федингу. Кроме того, керамические тормозные колодки все чаще применяются на дорогих спортивных и тюнингованных легковых машинах. Они улучшают характеристики транспортного средства без существенного удорожания тормозной системы.
Состав и производство компонентов
Накладки изготавливаются из высокопрочных волокон, скрепленных специальными термостойкими смолами. В качестве наполнителя обычно используется карбид кремния, который повышает износостойкость и твердость изделий. Производство включает несколько этапов. Сначала керамические волокна пропитываются фенолформальдегидными или кремнийорганическими смолами. Затем полученную смесь помещают в пресс-форму и подвергают высокому давлению и температуре для формования заготовки. После этого ее обрабатывают алмазным инструментом для придания нужного профиля накладки. На заключительном этапе детали проходят термообработку в печах для окончательного отверждения связующего. Такой многоступенчатый процесс позволяет добиться высокой плотности и однородности структуры.
Преимущества и недостатки деталей
Переход на керамику предоставляет ряд преимуществ по сравнению с традиционными моделями:
- Высокая термостойкость. Благодаря использованию тугоплавких материалов, накладки меньше подвержены перегреву и выгоранию при интенсивных торможениях.
- Повышенная износостойкость. Срок службы компонентов в 2–3 раза выше по сравнению с органическими за счет их высокой твердости и стойкости материала к истиранию.
- Отсутствие эффекта фединга. Накладки практически не подвержены постепенной потере эффективности торможения в процессе эксплуатации.
- Стабильный коэффициент трения, обеспечивающий лучшие тормозные характеристики.
- Эффективное торможение при холодном старте, так как керамика не требует предварительного разогрева.
Главный минус деталей — высокая стоимость и повышенный уровень шума при торможении. Жесткая структура компонентов приводит к увеличению шумов при трении о диск. Также керамика более хрупкая и требует аккуратного обращения при монтаже.