УПЦ МП решили усидеть на двух стульях
Весной 2024 года исполняется год с того момента, как с УПЦ МП официально расторгнут договор на пользование помещениями Киево-Печерской лавры. Хозяйственный суд столицы подтвердил, что расторжение договора аренды произошло законным способом, а ПЦУ даже основала в Лавре свой монастырь, но, несмотря на это, представители Московского патриархата до сих пор находятся в стенах святыни и почти ежедневно совершают богослужения.
Почему УПЦ МП не покинула стен Лавры? Есть ли шансы, что монахи Московского патриархата перейдут в состав ПЦУ и как одиозному наместнику лаврского монастыря от МП митрополиту Павлу (за любовь к шикарным авто больше известному как "Паша Мерседес" ) удается сохранять свое влияние на святыню, находясь под домашним арестом? На эти и другие вопросы в первой части интервью "Телеграфу" ответил наместник Киево-Печерской лавры, архимандрит ПЦУ Авраамий (Лотыш).
— Какая ситуация с мужским монастырем ПЦУ в Киево-Печерской лавре? Мы общались с вами в прошлом году летом . Вы говорили, что помещений для монахов нет. На сегодня что-то изменилось? Помещение нашли?
— Конечно, хотелось бы, чтобы ситуация менялась намного более быстрыми темпами, но пока так, как есть: Верхняя лавра, Успенский собор — здесь каждое воскресенье и по праздникам проходят богослужения Православной церкви Украины. То есть Верхняя лавра полностью освобождена от русского мира, от представителей Московского патриархата. С Нижней лаврой проблемы: иски представителей Московского патриархата лежат в суде и пока продолжается этот процесс, конечно, вопрос висит в воздухе.
Нам предоставлен в пользование 70-й корпус – бывшая резиденция митрополитов Киевских Московского патриархата. И можно сказать, что в этом корпусе развивается, начинается монашеская жизнь ПЦУ. Есть положительные результаты, несмотря на большое давление и сопротивление представителей МП.
— А что сами монахи УПЦ МП? Какова ситуация с их переходом в ПЦУ?
— Вы должны понимать, что монахи находятся под давлением. Монахи — это люди, которые в свое время отреклись от мира. Очень часто монаху, знающему [только] путь к храму и келье, сложно принимать важные жизненные решения. Тем более если еще со стороны раздаются проклятия за то, что он перейдет в ПЦУ. Поэтому монахи боятся и не делают этих шагов.
А если не боятся, то есть такое слово "приспособленцы". То есть увидим, как все сложится. Если победит Православная церковь Украины, тогда нам некуда деваться, мы присоединимся. Если нет, то так и скажем, что мы никуда не переходили.
— Вы говорите, что в адрес монахов раздаются угрозы и проклятия. О такой практике представителей УПЦ МП мы слышим не в первый раз. Это вообще укладывается в христианское вероучение?
— Сам Господь учит нас прощать врагов, и Господь никогда не учил проклинать. Господь отмечает, что проклинающему человеку это пользы никакой не принесет. Тем более, когда эти проклятия звучат из уст епископа, священнослужителей, это свидетельствует о незнании Священного Писания Это говорит о низком уровне интеллекта этого человека. Церковь и Господь учат взаимоуважения, любви к ближнему своему и даже к врагам, но никак не проклятиям. Так что на это не нужно обращать внимания. Мы все под богом ходим, и Господь – начальник и нашей жизни, и нашей смерти, а проклинающий он только на себя призывает эти проклятия.
— Митрополит Павел сейчас под следствием. Несмотря на это, он продолжает сохранять свое влияние на монахов?
— В любом случае, он сохраняет влияние и давит. Его руководство [УПЦ МП] не освободило от полномочий наместника Лавры. Он находится под санкциями, под домашним арестом, но остается для них [монахов и руководства УПЦ МП] наместником Лавры.
— УПЦ МП заявляет, что их изгнание из Лавры — это "гонения на веру". Объясните, почему это не так?
— Вспомним первых христиан и какие были гонения. Их реально бросали в тюрьмы, их реально преследовали, лишали абсолютно всех прав. И более того, когда были те гонения, первые христиане не рыдали, не вопили на весь мир, что они преследуемые и гонимые. Они воспринимали это тихо, смиренно, понимая, что они действительно страдают за Христа. А что тут мы видим? Люди под домашним арестом в комфортных условиях, а не в тюрьмах. Это наши военные находятся в окопах, в холоде, в голоде и им даже не хватает времени поесть…
Как можно говорить о гонениях, когда СБУ обнаруживает все новых коллаборантов (среди представителей УПЦ МП. — Ред. ). И я бы сказал, что в нашем государстве еще очень и очень толерантно относятся к этим коллаборантам. Поэтому заявлять о гонениях, притеснениях, когда УПЦ МП открывают новые приходы и строят храмы – очень странно. Это манипуляция для того, чтобы народ взбудоражить, разделить и люди не имели между собой единства. Вот и вся проблема.
— Сценарий сосуществования УПЦ МП и ПЦУ в Лавре вам кажется реальным?
— Так не может быть. Мы видели полгода назад действия представителей Московского патриархата и во что они превратили святыню: крики, ужасное поведение и все это под прикрытием гонения на веру, под прикрытием того, что кто-то захватывает Лавру. С их стороны будут постоянные конфликты, провокации, поэтому Лавра должна принадлежать украинскому народу, а не отдельным личностям, и в Лавре должно быть ПЦУ.
— А как относиться к тому, что УПЦ МП вовлекает военных, записывающих ролики в ее поддержку? Кроме того, представители УПЦ МП пиарят свою помощь военным: передают автомобили, гуманитарку.
— Открою одну простую истину: когда произошло полномасштабное вторжение РФ в Украину, можно было видеть, что со стороны УПЦ МП не было такого проявления патриотизма, любви к своей стране, к военным. А было ожидание – что дальше? А когда увидели, что план окупантов провалился, они поняли: нужно что-то делать. А почему раньше этого не происходило? Почему раньше не помогали военным? Не приведи Господь, враг зайдет еще дальше, так УПЦ МП и скажут, что мы же здесь были "гонимые", терпели издевательства но не отсоединились, не разорвали связи с Московским патриархатом. А настанет время, когда Украина обязательно победит, они же будут говорить: мол, мы же помогаем армии, мы же молимся за военных. Но это настоящая ложь.
Да, с первых дней войны митрополит Онуфрий (глава УПЦ МП. — Ред. ) выдал заявление, что они осуждают российскую агрессию. Но это было только одно громкое заявление и не больше. А дальше – тишина.
Действительно, воины записывают ролики в поддержку УПЦ МП, потому что они прихожане этой церкви, но когда воины на передовой, то не всегда имеют информацию о реальности.
— От УПЦ МП в адрес ПЦУ звучат упреки, что в Трапезном храме проходят светские мероприятия: концерты классической музыки, выставки и т.д. Более того, даже некоторые представители ПЦУ этим не довольны. Видите ли вы здесь проблему?
— Все, что происходило в свое время в Московском патриархате, на это все закрывали глаза и говорили, что это хорошо и это норма. До 2014 года проводили также разные фестивали в Трапезном храме, и на площади перед Успенским собором были разные концерты, но никто не делал заявлений, что это грех.
В Трапезном храме проводятся духовные, творческие концерты, где исполняют музыку известных композиторов, и эти культурные программы не разрушают человеческое мировоззрение, а наоборот — культурно обогащают человека. Мы должны всегда совмещать и духовность, и культуру. Конечно, если бы в Трапезном храме звучали рок-концерты, никто бы этого не допустил. Но хочу заметить, что Трапезный храм, Успенский собор, они возвращены государству и Православная церковь Украины в настоящее время только арендует помещение на несколько часов во время богослужений.
Конечно, храм прежде всего должен служить для молитвы, но если в нем проводят духовные концерты, звучит исполнение духовных произведений, то это не противоречит тому, что происходит в стенах Лавры.
* Почему не стоит стесняться идти к исповеди, как церковь относится к гражданским бракам, стоит ли "кормить" мертвецов и есть ли смысл ходить в храм, чтобы "святить колбасу"? Ответы на эти и другие вопросы читайте во второй части интервью с наместником Лавры.