Полноразмерные внедорожники и пикапы, пользующиеся большой популярностью в Северной Америке, могут стать проблемой для Европы. Особенно, для густонаселенных городов с узкими улочками и нехваткой мест для парковки.
Как показало недавнее исследование, в среднем новые легковые автомобили каждые два года становятся шире на 10 мм. Таким образом, с каждым годом на европейских улицах стается все меньше и меньше места для остальных участников дорожного движения. По мнению экспертов, если эта тенденция сохранится, сложатся довольно опасные условия для пешеходов и велосипедистов.
В настоящее время в Евросоюзе действует норма, принятая в 90-х годах прошлого века. В соответствии с ней максимально разрешенная ширина транспортных средств составляет 2550 мм. И хотя этот закон касался грузовиков и автобусов, производители «применяют» эту норму к пикапам и внедорожникам. Закрыть эту лазейку позволят только соответствующие изменения в законодательстве.
Согласно новому исследованию Transport & Environment (T&E), средняя ширина новых автомобилей в ЕС в настоящее время превысила 1800 мм. Начиная с 2001 года автомобили раздавались в ширину в среднем на 5 мм в год и на данный момент достигли 2000 мм и даже превысили эту цифру. Например, ширина Mercedes-Benz GLS составляет 2030 мм, Volvo EX 90 — 2039 мм, Range Rover/Range Rover Sport — 2047 мм.
Как видно на диаграмме, составленной специалистами T&E, за 22 года за счет увеличения ширины автомобилей место велосипедиста на дороге уменьшилось почти вдвое — с 1300 мм до 700 мм.
Защитить общественное пространство от «дальнейших посягательств» эксперты предлагают за счет ограничения максимального размера пассажирские и легких коммерческих автомобилей. И это касается не только ширины. Потенциальная угроза пешеходам и велосипедистам возрастает и за счет высоты. Согласно исследованию, проведенному в Бельгии в 2017 – 2021 годах, поднятие капота автомобиля на 100 мм увеличивает риск смертельного исхода при столкновениях с пешеходами и велосипедистами на 30%.
Рассмотреть вопрос ограничения габаритов автомобилей Европарламент и Евросоюз намерены в начале 2024 года. В тоже время некоторые страны начали реализовывать собственные программы. Например, Франция вводит ограничения на использование тяжелых транспортных средств. В часности, Париж и Леон рассматривают введение в ближайшие месяцы повышенных тарифов на парковку более крупных и тяжелых автомобилей.