Криэйтор портала Музвар и соучредитель премии Muzvar Awards Леша Донцов рассказал, чем особенный нынешний Нацотбор на Евровидение и как относится к прогнозам букмекеров.
Также он поделился, кого из финалистов Нацотбора считает наиболее подготовленным к Евровидению 2024 и каким должен быть конкурсный трек, который сможет покорить европейскую публику.
Эксклюзивное интервью с Лешей Донцовым — далее в материале.
О Нацотборе на Евровидение 2024
— В финал Нацотбора на Евровидение 2024 вошло много сильных исполнителей. Как можете сравнить этот Нацотбор с прошлогодним?
— Евровидение — это прежде всего конкурс песни, а в этом году действительно есть очень много удачных треков. И они удачные не только потому, что есть классные исполнители, а потому, что у каждого есть очень удачный саунд-продюсер, который создавал этот трек. У каждого исполнителя он был свой, но эти саунд-продюсеры сделали невероятно качественную работу.
Когда слушаешь наши конкурсные заявки этого года — они все очень разные и качественные. А это сразу цепляет и европейского фаната Евровидения, и украинских еврофанов, и украинских экспертов. Какой бы ни была качественной песня, петь ее дома под гитару — это одно, снимать TikTok — это второе, а ехать на песенный конкурс — это третье. Поэтому такая тщательная избирательность и внимание к этим трекам.
В прошлом году тоже были очень качественные работы, но они были больше для внутреннего рынка, нацелены на украинского слушателя, а не на европейского. В этом году будет много треков, которые, по моему мнению, могли бы представлять не только Украину.
— Начиная с 2021 года, Украина представляет на Евровидении треки с элементами этники. Нет ли опасения, что музыкальное евросообщество будет ассоциировать нас исключительно с этой народностью?
— Это суперклассно, когда тебя узнают по твоему “почерку”, по твоему стилю. Я, как еврофанат со стажем, уже давно слежу за реакциями на YouTube, и первое, что мне очень приятно слышать, это когда блогеры говорят: О, это точно Украина. Боже, это классная, качественная Украина. И это очень приятно, что мы “читаемся”.
Руслана в далеком 2004 году задала эту этнику, которая потом была немного скрыта. Иногда наши исполнители забывали о том, насколько наша культура богата и интересна. Поэтому классно, что в этом году это есть в некоторых треках, например, в Yagody, Jerry Heil и Alyona Alyona или Anka, у которой сопилка является основным хуком в песне.
Классно, что оно все “одето” в современный вайб, оно не отдает “шароварщиной”, в этом нет откровенного издевательства над украинской культурой. Это действительно качественная, современная музыка, которую можно и нужно слушать украинцам, и тем более европейцам. И знать, чем мы отличаемся, и кто такая Украина с точки зрения музыкальной культуры.
О прогнозах букмекеров
— Как относитесь к прогнозам букмекеров относительно вероятного победителя Нацотбора?
— Я всегда говорю, что выбирать на конкурс песню просто по записи — это смешно. Решать будут только живые выступления. Я считаю, что есть как минимум четыре кандидата на то, чтобы представлять Украину на Евровидении. Как минимум четыре, а вообще — все 11. В прошлом году были артисты, которые были на последних строчках у букмекеров, а потом вырывались на третье, четвертое места и собирали невероятное количество положительных отзывов.
Если говорить о букмекерах — то это просто дополнительный фан, дополнительный стимул, дополнительная история коммуникации, ссор, поиска себя, но не более. Живое выступление решает абсолютно все. Только живой вокал, энергетика, поведение на сцене показывают, что это артист, который может представлять страну. Я верю только в живые выступления, а не в букмекеров.
Я слышал уже несколько треков, которые проходят Нацотборы в своих странах, там есть действительно классные работы, которые сейчас не в топах этих рейтингов. Вообще, если посмотреть на Нацотборы в разных государствах Европы, то букмекеры не угадали победителя как минимум в трех-четырех странах. Поэтому смотреть и придирчиво относиться к прогнозам букмекеров — я не советую. Это просто фан.
О фаворитах и “законах” Евровидения
— Кто из артистов входит в четверку, о которой вы сказали?
— Я не могу говорить, что хотел бы, чтобы обязательно кто-то поехал именно из этой четверки. Я, конечно, буду рад любому участнику, но наиболее подготовленным артистом к Евровидению является Melovin. Наиболее интересным, возможно, для европейского зрителя будет дуэт Jerry Heil и Alyona Alyona. Очень много положительных отзывов, как я вижу в соцсетях, есть у Anka, она интересна европейцам.
Мы все понимаем, что любой успех имеет энное количество составляющих. Кроме судей, выступления будут оценивать еще и зрители. И фан-база — это половина успеха. Поэтому такие артисты, как Yaktak, Melovin, Jerry Heil и Alyona Alyona и другие участники, будут очень много набирать именно по зрительскому голосованию.
Но, на мой взгляд, прекрасно, когда на такие большие, очень сложные конкурсы едут артисты, у которых есть опыт и понимание, что это колоссальный труд. Я не хочу никого обижать, наоборот, хочу подчеркнуть, что все артисты, которые уже есть в этой 11-ке финалистов, готовы к этому.
Глядя на то, как позитивно и дружески проводят свободное от подготовки к выступлению время группы Nahaba и Yagody, мне приятно верить в “светлую” сторону Нацотбора. И если кто-то из них победит, мне кажется, что они будут кайфовать от участия в конкурсе. Или ребята из Nazva, они уже имеют опыт путешествий с концертами по Украине и имеют огромное количество поклонников.
— Есть ли определенные сформированные законы Евровидения, согласно которым должен быть создан трек, чтобы он “зашел” зрителям?
— Я считаю, что на Евровидении есть правила для еврофанатов, потому что они сами себе их придумывают. А для конечного зрителя таких правил нет, потому что можно вспомнить победу Португалии в Украине. Ну кто делал ставки на этого победителя? Можно делать предположения относительно того, как в прошлом году должен был бы победить представитель Финляндии, а победила Loreen из Швеции.
Нет никаких правил для победного трека, потому что каждая страна привозит что-то свое. Невероятно классный, разрывной и танцевальный трек может проиграть лирической балладе, которая зацепит тебя с первых секунд. И наоборот — что-то “легкое” может стать победным по сравнению с супервокалом, хореографией, ярким номером и перьями со всех мест.
Евровидение — это любовь за минуту, за секунду. Конечно, что мы формируем свои предпочтения по определенным элементам. Элементам костюмов, элементам номера, вокальным элементам. Если артист плохо поет — на Евровидении этого не прощают. Но даже учитывая это, иногда гениальные вокалисты могут оставаться вне Гранд-финала.
Фото: