Обожаю книги о космосе. И я говорю не только о фантастике типа «Марсианина» Энди Вейра или «Новые Темные века. Колония»Макса Кидрука. Я имею в виду научно-популярные издания или мемуары астронавтов. В свое время меня впечатлило «Руководство астронавта по жизни на Земле» Криса Хэдфилда, а год назад я делился очень приятными впечатлениями от книги «Аполлон-8. История первого полета к Луне»Джеффри Клугер.
Плюсы:
замечательная история, которая не отпускает до конца и заставляет листать страницы одна за другой; много интересных фактов и деталей из жизни и полетов астронавтов; книга раскрывает подробности космической программы Space Shuttle и будет интересна всем фанатам космоса; хорошее качество издания с яркой обложкой и серией архивных фотографий
Купить в Бородатий ТамаринМинусы:
много технической терминологии по космонавтике и авиации, сокращений и аббревиатур, что иногда затрудняет чтение; немного юмора "ниже пояса" и сексизма (в котором автор искренне признается), что может не понравиться некоторым читателям
Купить в Бородатий ТамаринУ издательства «Бородатый Тамарин», которое основалиМакс Кидрук с женой Татьяной есть серия Corvus. В ней они выпускают книги о космосе и различных связанных с ним науках. Как раз такую новинку авторства американского астронавта Майка Маллейна я и прочитал. Ее полное название «Верхом на шаттле: Возмутительные истории астронавта космического челнока» и это очень крутая книга, которую я сразу всем советую. Ну, а детали вы знаете где искать.
«Верхом на шаттле: Возмутительные истории астронавта космического челнока» / Riding Rockets: The Outrageous Tales of a Space Shuttle Astronaut
Автор Майк Маллейн
Переводчица Ярослава Панко
Издательство Бородатый Тамарин
язык Украинский
Количество страниц 528
Обложка Твердая
Год издания 2023
Размер 135×210 мм
Сайт tamarinbooks.com
Майк Маллейн с детства мечтал попасть в космос и хоть он служил в ВВС и летал на самолетах, но не был пилотом, поэтому шансов осуществить мечту у него не было. В космическую программу «Аполлон» брали только пилотов, но США сначала долетели до Луны (читайте упомянутую выше «Аполлон-8. История первого полета к Луне»), а затем два раза высаживали туда людей, поэтому ее закрыли, потому что все что запланировали уже, сделали и время этих ракет истекло.
Началась программа Space Shuttle — полеты на экспериментальных космических челноках многоразового использования, в которых не было полноценной системы катапультирования (она была только в первых тестовых полетах из двух членов экипажа, а дальше ее убрали, но потом сделали бессмысленные парашюты для астронавтов). То есть члены экипажа вообще не имели шансов спастись, если запуск или посадка пойдут не по плану.
Новая космическая программа NASA по факту была самыми дорогими в истории грузовыми перевозками на орбиту Земли. Места в шаттле хватало не только на пилотов, но и для техников и ученых, поэтому шанс полететь в космос теперь были не только для не пилотов, но и для гражданских ученых. Майку Маллейну дали шанс и он им воспользовался.
Автор трижды бывал в космосе, а две миссии из трех были засекреченными и до сих пор, в большей степени, такими и остаются. Поэтому Майк Маллейн почти ничего о них не мог рассказать, но это совсем не влияет на интересность книги. Потому что даже так история жизни этого астронавта невероятна. Он не только бывал почти во всех уголках мира, служил во Вьетнаме и защищал мир в составе НАТО от СССР. Этот человек с плохим зрением трижды получил право видеть Землю из окна космического челнока и тем самым запечатлеть свое имя в истории космических путешествий.
Майк Маллейн был человеком со своими слабостями и недостатками, приключениями и проблемами. О них автор тех очень много рассказывает и делает это с юмором и откровенностью присущей опытному человеку в возрасте, который смотрит на себя сквозь призму прожитых лет.
Так автор признается в невежестве в отношении женщин и сексизме. Он рассказывает, что рос в Америке 50-х годов и имел нулевой опыт общения с женщинами. А потом пошел в военную академию, где стал мужественнее и сильнее, но это еще больше исказило его отношение и представление о женщинах. Поэтому в начале программы Space Shuttle Майк Маллейн и большинство военных, которые в ней были, относились предвзято не только к кандидатам в астронавты не из военных, а тем более к женщинам, которые среди них были. Потребовались годы, чтобы автор и его коллеги поняли, что храбрыми, умными и профессиональными могут быть не только астронавты из числа военных.
А еще Майк подружился с женщиной. Ее звали Джудит Резник и она была в команде автора в его первом космическом путешествии. И во второй раз она полетела в космос раньше Майка Маллейна, чем еще раз доказала автору свой профессионализм и ум. Но это был «Челленджер», на котором женщина и остальной экипаж погибли. Для автора и других астронавтов и катастрофа 1986 года была серьезной психологической травмой, потому что на их месте мог быть кто-то из них.
В общем стресс и психологические проблемы в жизни астронавтов и их семей были постоянными гостями. Автор уделяет этому очень много внимания, делится собственными чувствами и роковыми мыслями, страхом и переживаниями за семью, если он погибнет.
Весомую часть этого стресса добавил Джордж Эбби — легендарный астронавт времен программы «Аполлон», а затем один из руководителей NASA, который назначал людей на миссии. Майк Маллейн рассказывает насколько Эбби был замечательным астронавтом и насколько плохим руководителем. Он вообще не общался с подчиненными, а главное, что они не знали кого и по каким критериям он отберет на следующую миссию. Поэтому среди кандидатов всегда была жесткая конкуренция, что сильно их деморализовало.
Не улучшали это состояние и сами космические шаттлы. Это были хоть и великолепные и технически эффектные, но по факту самые опасные штуки, на которых люди когда-либо летали в космос. В своей книге Майк Маллейн не только жестко критикует тогдашнее руководство NASA и политиков, но и рассказывает о множестве проблем с шаттлами буквально на каждой миссии.
Автор напрямую обвиняет их в катастрофах «Челленджера» и «Колумбии». Он сам и все его коллеги могли не раз погибнуть в своих миссиях и увеличить количество жертв. А в одной из трех миссий автора им буквально повезло не погибнуть, однако эта же проблема позже стала причиной уничтожения «Колумбии».
«Верхом на шаттле» не только о смертельных опасностях и психологических проблемах астронавтов. Это также яркая мощная, и главное, очень смешная история человека, который понял и признал все свои ошибки. Она любит шутить, делает это прекрасно и в нужные моменты.
Кому-то шутки Майка Маллейна могут иногда казаться слишком вульгарными и откровенными, но из-за них он еще больше показывает себя простым парнем. Он прошел невероятные испытания и трудности, блевал в кабинах самолетов, страдал от эрекции в космосе, был предвзятым к женщинам, почти изменил своей жене и на первое место ставил карьеру, а не семью. Это все еще раз доказывает, что астронавты такие же люди как мы, просто у них хватает храбрости и силы духа, чтобы сделать все то, на что мы с вами, никогда не осмелимся даже во сне.
Вывод:
«Верхом на шаттле» — одна из лучших книг о космических исследованиях, которую я читал. Это мощная, трогательная история о настоящей жизни астронавтов. Это книга об отваге и смерти, о силе знаний и человеческих проблемах, которые влияют на многомиллиардные проекты, разрушают жизнь или дают шанс на реализацию заветной мечты. Это интересный рассказ обычного парня, которому хватило духа стать астронавтом. Он любит шутить и не скрывает от читателя свою человечность и недостатки. Но именно это делает ее искренней и такой крутой.
Купить в Бородатий Тамарин