6 февраля состоялась онлайн-премьера британского фильма о выживании «Конец, с которого мы начинаем» с Джоди Комер в главной роли. Это киноадаптация дебютного одноименного романа английской писательницы Меган Хантер, появившегося на полках книжных магазинов в 2017 году. Компания Бенедикта Камбербэтча SunnyMarch, совместно с Hera Pictures, завладела правами на экранизацию еще до того, как книга вышла в свет. В интервью актер и продюсер признался, что это «потрясающая история». В рецензии ниже рассказываем, так ли оно на самом деле, по крайней мере, в плоскости киноэкрана.
Плюсы:
история сосредоточена на персонажах, а не апокалипсисе, и здесь это уместно; реалистичное изображение событий, разворачивающихся в ходе глобальной катастрофы; прекрасная актерская работа от Джоди Комер, заслуживающая наивысшей похвалы; приятный звездный каст на второстепенных ролях
Минусы:
сплошь неторопливое повествование, отказывающееся от остросюжетности, где она все же предусмотрена; фильм рассчитан на то, чтобы прочувствовать его нарративы, персонажей и т.д., но безэмоциональный тон повествования может помешать этому; мало Камбербэтча
«Конец, с которого мы начинаем» / The End We Start From
Жанр фильм про выживание, драма
Режиссерка Махалия Бело
В ролях Джоди Комер, Джоэл Фрай, Марк Стронг, Кэтрин Уотерсон, Бенедикт Камбербэтч
Премьера цифровые сервисы (Vudu, Prime Video, Apple TV+)
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
Лондон. Льет как из ведра, хотя такая непогода для столицы Соединенного Королевства, как известно, явление привычное и даже обыденное. Но на этот раз у природы были свои планы касательно Туманного Альбиона. Молодая беременная женщина ждет скорое пополнение, но экологическая катастрофа в виде потопа застает ее врасплох. Тем не менее героине удается добраться до больницы, работающей на генераторах, и родить мальчика. А там уже не мешкает с возвращением ее муж, находившийся в отъезде.
Поскольку Лондон изрядно затопило, пара с младенцем на руках ищет убежище у родителей мужчины, живущих в сельской местности, куда катастрофа не добралась. Они владеют уютным домиком, запасами пищи, а у новоиспеченного деда есть охотничье ружье, поэтому можно и зайца подстрелить в случае чего.
Но через некоторое время продовольственный кризис настигает героев и здесь, так что им придется совершить опасную вылазку в поисках пищи. Когда окружающий мир начинает понемногу сходить с ума, молодой мамочке придется сделать все, чтобы уберечь своего ребенка и не умереть с голоду.
Здесь сразу нужно отметить, что «Конец, с которого мы начинаем» крайне далек от привычных нам фильмов-катастроф с масштабными сценами затопления красиво уходящих под воду мегаполисов. Это скромное, неспешное и безгранично мрачное кино, рассказывающее о трудностях материнства и не столько об ожесточенной борьбе за выживание, сколько за возможность вернуться туда, где чувствуешь себя счастливым.
Еще в дебютной сцене вода в ванной символически заполняет кадр, пока главная героиня отстраненно занимается своими делами. Чуть позже камера поймает ее отражение в журнальном столике, недвусмысленно намекающее на то, что совсем скоро мир перевернется вверх дном. Да, повествование здесь сосредоточено именно на молодой маме и вызовах, с которыми ей придется столкнуться, в то время как внешний мир мало интересует авторов — режиссерку Махалию Бело и сценаристку Элис Берч.
А вместе с тем полностью отпадает необходимость как-то блокбастеризовать сюжет, сделать его более попсовым или зрелищным в угоду широкой публике. Перед просмотром следует помнить об этом.
Даже с осознанием того, что все вокруг больше не будет таким, как прежде, героиня не может вообразить себя в чуждой ей среде. Ее жажда добраться до дома любой ценой, туда, где все началось, сообщает не так о желании вернуться к прошлой жизни, которой больше нет, как о перерождении, шансе начать с чистого листа. Ведь вода, кроме того, что это мощная и разрушительная стихия, одновременно — один из основных источников жизни. А вместе с многострадальной матерью катастрофа может стать подспорьем для перерождения всего окружающего мира.
Несмотря на скромное изображение апокалипсиса, происходящего в основном за кадром, создателям удалось здорово передать чувство безысходности перед неизбежно приближающейся катастрофой, в том числе личной.
Здесь нет места показному героизму, а наоборот, мужчина ведет себя как тряпка, ведь не понимает, как поступать в экстремальной ситуации. Реалистично показан и хаос, охватывающий общество: голодные очереди за продуктами, мародерство, человек человеку волк и вот это все.
Не будем забывать, что потоп как масштабная экологическая катастрофа — хорошо знакомая тема нам, украинцам, в частности, пострадавшим в результате террористического подрыва Каховской гидроэлектростанции летом прошлого года. Это кошмарное событие — не выдумка писателя или киносценариста и даже не каприз матушки-природы, как в кино, а действия жалких существ, разоблачающие их сущность. К сожалению, это наша жестокая действительность.
Камера Сьюзи Лавелл, как приклеенная, всюду следует за героиней Джоди Комер и ни на минуту не выпускает ее из виду.
Таким образом, на плечи 30-летней обладательницы «Эмми» и премии Британской киноакадемии за роль в сериале «Убивая Еву» (и еще одной BAFTA за драму «Помощь») легла большая ответственность, и актриса прекрасно справилась с ней. Здесь у нее есть сцена, где героиня истерически лупит по забору из проволоки, чем мгновенно напоминает еще одну мощную мамочку Сару Коннор. Правда, последняя столкнулась с апокалипсисом огненным, да еще во сне, тут же у нас вполне настоящий, а причина беды — вода.
Другие звезды, в том числе Бенедикт Камбербэтч, хорошо вписались в сюжет, но слишком эпизодические, чтобы претендовать на полноценное зрительское внимание. Разве что персонаж Кэтрин Уотерсон способен запомниться.
Такие фильмы, как «Конец, с которого мы начинаем» не поддаются рациональной оценке. Критикам они нравятся больше, массовому зрителю – гораздо меньше, и тут уже все будет зависеть от того, насколько метафоричные неспешные истории в целом и конкретно эта, о силе материнства, единении в трудную минуту и собственном перерождении, будет близка именно вам. В противном случае лучше выбрать для просмотра что-нибудь из высокобюджетных нетленок Роланда нашего Эммериха, дай бог ему здоровья.
Вывод:
«Конец, с которого мы начинаем» заслуживает сдержанного внимания, если вы уверены, что именно сейчас нуждаетесь в мрачном, далеком от развлекательных посылов кино. Иначе придется скучать, но даже при таких обстоятельствах как минимум многозначительными длинными планами Джоди Комер вы будете обеспечены.