Что будет с курсом и чего ожидать от «накопленной слабости» гривни
Национальная валюта Украины находится в очень простой, но очень неприятной ситуации. Макроэкономические условия уже сформировали для гривни дорогу с односторонним движением. Фиксация курса во второй половине 2022-го и большей части 2023 года позволила нацвалюте игнорировать неизбежное. Но у экономики свои законы, и они, к сожалению, требуют более слабой гривни.
Валютный прогноз на 2024 год содержит два основных режима движения. Умеренно-девальвационный с медленным и прогнозируемым снижением курса нацвалюты — это базовый сценарий. И форс-мажорный, когда девальвация на некоторое время выйдет из-под контроля НБУ. В основе базового варианта находятся уже существующие макроэкономические тренды: большой дефицит торгового баланса Украины, сжатие реальной процентной ставки по гривневым вкладам и большой дефицит бюджета страны на 2024 год.
Форс-мажорный сценарий будет активирован, только если международная финансовая помощь окажется существенно меньше плановых ориентиров. Одобрение четырехлетнего плана помощи от ЕС снижает эти риски. Но пока это же не сделают США, угроза сохраняется. Чем дольше вопрос будет оставаться нерешенным, тем выше будет желание конвертировать имеющиеся средства в иностранную валюту.
В октябре 2023 года дефицит торгового баланса Украины достиг рекордного за всю историю наблюдений значения в 2,95 млрд долл., в ноябре он сократился до 2,17 млрд долл., но все равно остался очень большим. Чтобы понять, насколько сильным является давление этого фактора на гривню, можно посмотреть на предыдущий антирекорд (2,2–2,3 млрд долл.). Его зафиксировали во время мирового кризиса 2008–2009 годов. Тогда девальвация гривни с августа 2008-го по июль 2009 года превысила 70%, а доллар подорожал с 5 грн до 8,60.
По состоянию на октябрь-ноябрь 2023 года (более свежих данных сейчас нет) ситуация либо аналогичная, либо даже хуже. Но значительной девальвации гривни, которая бы сбалансировала ситуацию в экономике страны, не произошло. Это означает, что «накопленная слабость» в нацвалюте не реализовалась. Но она сохраняется.
Пока ее компенсируют ежедневными интервенциями НБУ. На это идет несколько миллиардов долларов в месяц. Однако возможности или желание иностранных партнеров предоставлять на это деньги снижаются. Вероятно, поэтому МВФ как агрегатор мнений стран, поддерживающих Украину, настаивает на приведении гривни к сбалансированному курсу. В прогнозе Фонда по плавной девальвации стоит отметка в 53,90 грн за доллар к 2028 году.
Такой курс необходим украинской экономике уже сейчас. Он в полной мере учитывает изменения, произошедшие в 2022–2023 годах. С макроэкономической точки зрения, это надо сделать как можно быстрее. Но экономика, изувеченная войной, может просто не выдержать этого потрясения. Поэтому МВФ и НБУ максимально растягивают этот процесс во времени. На это, кстати, понадобится дополнительное финансирование, что тоже является проблемой, если учесть, что даже с базовыми потребностями Украины в финансах вопрос до сих пор не решен.
Впрочем, не девальвировать гривню уже нельзя. В 2024 году значительный дефицит торгового баланса Украины, скорее всего, сохранится. Базовый прогноз предполагает близкие к 2023 году цифры. То есть, если не снижать курс гривни, дисбалансы внешней торговли в 2024-м вырастут еще сильнее. Значит, в дальнейшем нам потребуется еще больше средств от международных партнеров.
Это и есть упомянутая дорога с односторонним движением. Курсовые ориентиры на ней найти очень просто. В бюджете страны на 2024 год заложен среднегодовой курс 40,70 грн за доллар (в прогнозе МВФ указано 41,40 грн за доллар). Если необходимо максимально плавно прийти к этому уровню, то в первом квартале требуется среднее значение в 37,60 грн за доллар. Оно уже есть. Во втором квартале — 39,60 грн за доллар, а в третьем и четвертом — средний курс 42,70 грн/долл. Так и будет выглядеть плавная девальвация на 11–12%.
Как действовать в такой ситуации гражданам для защиты сбережений и не только? Тактика интуитивно понятна: нужно наращивать долю иностранной валюты в сбережениях. Из-за ожидаемого роста инфляции привлекательность гривневых банковских вкладов в 2024 году будет снижаться. Так что по мере завершения срока депозита граждане будут конвертировать высвобожденные средства в валютные инструменты. Понятно, что это усилит давление на гривню на наличном рынке. Сейчас по банковским вкладам номинальная ставка 12–13%. При годовой инфляции в 5,1% реальная прибыльность (процентная ставка минус инфляция) составляет 7–8% в год. Это хорошие показатели.
Но в случае роста инфляции (по прогнозу НБУ, 9,6% в 2024 году) реальная прибыльность гривневых вкладов уменьшится до 2–3%. Это все еще приемлемая доходность при условии стабильного курса гривни, но при девальвации результат становится отрицательным. Вклады в долларах США, даже несмотря на низкую номинальную процентную ставку, принесут больше, 7–9% годовых реальной прибыльности.
Таким образом, высокий спрос на валюту в Украине это не сезонный, а продолжительный тренд. Откаты курса ниже средних квартальных значений не стоит воспринимать как переход к ревальвации, скорее, как повод для наращивания валютной составляющей в сбережениях. Конечно, политические решения могут придержать гривню на более крепких уровнях, но, во-первых, у этих усилий есть разумный предел, который Нацбанк превышать не будет, а во-вторых, это будет означать, что позже придется девальвировать нацвалюту сильнее, чего в НБУ также будут пытаться избежать.