Что происходит на границах с Польшей.
Предварительно забастовка объявлена в месяц, до 9 марта 2024 года.
Протестующие планируют блокировать все пункты пропуска, а также дороги и автомагистрали в отдельных воеводствах, предъявляя свои требования.
"По состоянию на этот момент (утро 13 февраля - ред.) блокируют пять пунктов пропуска.
Еще вчера до десяти часов польские фермеры блокировали два направления: Ягодин и Раву-Русскую..
А уже после 10:00 они возобновили блокировку Шегини и расширили географию своих действий в направлениях пунктов пропуска Устилуг и Угринов",– сказал представитель Государственной пограничной службы Украины Андрей Демченко в эфире телемарафона.
По его словам, на утро на всех этих пунктах в очередях находятся "где-то 1250 грузовиков, больше всего – напротив Ягодина и Равы-Русской.
"Лучше ситуация на пунктах пропуска Устилуг и Угринов.
Там практически очереди отсутствуют",– заявил он.
По словам пресс-секретаря ГПСУ, протестующие пропускают "небольшое количество грузовиков": за час по каждому из направлений могут пропускать один, два или три автомобиля, как в сторону Польши, так и на выезд из Польши.
Легковые авто и автобусы свободно пересекают границу.
Кто блокирует границы.
Самая драматичная ситуация на границе Польши и Украины произошла 11 февраля.
Фермеры, протестовавшие неподалеку от пункта пропуска в Дорогуске, остановили три украинских грузовика и высыпали из них зерно прямо на дорогу.
Говорят, что правоохранители начали расследование.
Эта ситуация возмутила миллионы украинцев, сразу же вспомнивших о Голодоморе.
"Такие методы протестующих не должны толероваться в европейской цивилизованной стране, не говоря уже о моральной стороне этой провокации.
Поэтому мы требуем найти и привлечь виновных к ответственности.
Польские органы власти должны решительно отреагировать в правовом поле на это позорное и оскорбительное для украинцев и большинства поляков преступление и не разрешить подобных варварских действий в будущем",– написал в Facebook посол Украины в Польше Василий Зварыч.
Мэр Львова Андрей Садовой, например, считает, что украинское зерно высыпали пророссийские провокаторы и назвал забастовку псевдоблокадой на границе.
И действительно: в Центре противодействия дезинформации нашли российский след в стачках польских фермеров на границе.
"Накануне на границе Украины и Польши польские протестующие высыпали на дорогу зерно из нескольких украинских фур.
Эту акцию организовал Рафал Меклер – один из вдохновителей протестов, владелец логистической компании и лидер люблинской ячейки маргинальной партии Конфедерация", – пишут ЦПД в Telegram.
Отмечается, что эта политсила выступает за выход из Польши из ЕС, критикует размещение войск НАТО в стране и агитирует за улучшение отношений с РФ.
Партия не пользуется широкой поддержкой поляков.
Сам Меклер баллотировался в 2019 году в Сейм, но неудачно.
"Очередная акция Меклера явно отвечает интересам РФ, которая заинтересована в конфликте между украинцами и поляками и уменьшении поддержки Украины со стороны ЕС.
Но нельзя сказать, что демократические власти Польши не поддерживают маргинальные действия на границе с Украиной.
Польша закручивает гайки.
Премьер-министр Польши Дональд Туск неожиданно поддержал протестующих, хотя до того, как стать премьером, осуждал их действия.
"То, что несколько сотен или тысяч людей в Украине хотят заработать огромные деньги – это не наша проблема.
Мы хотим помочь Украине как государству, украинцам как народу в вооруженном противостоянии с Россией.
Безусловно, здесь наша позиция никак не меняется.
Но не может быть так, чтобы в результате войны и нашей эмпатии и открытости к Украине кто-то воспользовался этим для нечестной и неравной конкуренции с нашими компаниями, нашими фермерами", – сказал премьер Польши.
Туск отметил, что, если не учитывать недовольство польского бизнеса, это может привести к росту антиукраинских настроений.
Он намекнул, что Украине следует "уважать интересы отдельных членов мирового сообщества", чтобы нашу страну продолжили поддерживать.
И там обещают опубликовать шокирующее расследование.
"330 тыс.
т технического зерна, рапса и кукурузы, которые были завезены на польский рынок — вероятно, попали в потребление.
Самая дешевая пшеница, импортированная из Украины в прошлом году, стоила 51 злотый за тонну, что в 20 раз ниже порога рентабельности выращивания в Польше", – заявил заместитель министра сельского хозяйства и развития села Михал Колодзейчак.
Теперь все зерно из Украины намерены проверять, что точно не уменьшит очереди на границах.
Все тот же Колодзейчак заявил, что проверки будут относиться к каждой партии зерна, которая идет через польскую территорию.
Речь идет и о сухопутной границе, и о портах.
Также замминистра подчеркнул, что планирует лично лоббировать это правило.
Он отметил, что не намерен сотрудничать с теми, кто выступит против новшества.
Как решить проблему на границах.
Эксперты советуют властям обеих стран, и Польши, и Украины, урегулировать вопросы на самом высоком уровне.
Заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук в комментарии Голос Today отметил, что ситуация с высыпанием украинского зерна на дорогу должна стать прецедентом, чтобы в дальнейшем сделать невозможными такие действия польских протестующих.
"Потому что если сегодня прибегают к повреждению имущества, то, не дай Бог, завтра перейдут к каким-то физическим расправам.
Поэтому этот вопрос очень важно урегулировать на политическом уровне, для того, чтобы те, кто это создал, они за это отвечали",– подчеркнул эксперт.
Марчук уверен, что должна быть реакция Европейской комиссии.
Дело в том, что это зерно шло по транзиту через Польшу, в другие страны ЕС.
"Поэтому они нарушают не только нормы правовые в структуре польского законодательства, а в целом нарушают нормы по торговле в структуре Европейского Союза.
Потому что транзит разрешен, коридоры солидарности работают.
И это тоже должно быть таким обратным откликом от представителей Европейской комиссии на такие действия", – резюмировал Марчук.
Об этом заявил вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Владимир Балин во время брифинга в Медиацентре Украина – Укринформ.
"Мы говорим открыто нашим заказчикам перевозок - мы готовы везти в объезд (Польши - ред.).
По состоянию на сегодняшний день это более экономически целесообразно, чем стоять в очередях на границе, не имея перспектив", - сказал он.
Балин отметил, что маршруты для грузовиков выбирают именно заказчики перевозок.
По его словам, перевозки через польскую границу несут в себе высокие риски задержки поставок, поэтому в нынешних условиях перевозки через другие страны более целесообразны.
Валерия Шипуля.