Вернет ли Байден газовое доминирование России в Европе?
В конце января в администрации президента Джо Байдена объявили о приостановке выдачи лицензий на незавершенные и будущие проекты (!) экспорта сжиженного природного газа (СПГ) в страны, не являющиеся участниками соглашений о свободной торговле. На какой срок? Пока Министерство энергетики США не завершит анализ их влияния на климат.
Что произошло?
Приостановка выдачи лицензий не касается семи действующих американских заводов по сжижению и экспорту природного газа, которые могут производить до 87 млн тонн СПГ в год. Между прочим, это совокупное годовое потребление Германии и Франции. Также указанное решение не касается еще пяти проектов, которые уже приняты и строятся и добавят еще 63 млн тонн мощности к 2028 году.
Следовательно, это решение не повлияет на прогноз по экспорту СПГ из США до 2028 года и не окажет кратко- и среднесрочного влияния на безопасность поставок в ЕС. Более того, есть некоторые исключения, предусмотренные при возникновении чрезвычайных ситуаций, которые будут угрожать национальной безопасности союзников, если потребление СПГ резко вырастет.
Тем не менее принятое решение может повлиять на траекторию и темпы роста сектора и будет иметь потенциал для сужения рынка в долгосрочной перспективе в случае, если оно будет действовать долго.
Насколько продолжительным будет действие решения?
Министерство энергетики США должно провести проверку влияния на окружающую среду, пересмотр продлится не один месяц, точной даты завершения нет, но однозначно решение будет действовать до выборов. Потом будут проведены открытые общественные слушания, что также займет некоторое время. Белый дом очень расплывчато заявил о том, сколько времени понадобится для выполнения исследования. Но никто не ожидает возврата к лицензированию перед ноябрьскими выборами. Если же Джо Байден проиграет Дональду Трампу в ноябре, то бывший президент уже пообещал возобновить лицензирование в свой «первый день возвращения». Это вполне понятно, поскольку в числе ядерного электората Трампа — не только нефтегазовые магнаты, но и работники американского нефтегаза, а их 5,6% от всего количества занятых в США. Согласитесь, это немало, когда на результат выборов влияют считанные проценты.
На кого направлено решение?
В последний раз проекты экспорта СПГ пересматривали в 2018 году, но с тех пор экспортные мощности выросли втрое, и планируется еще больший рост благодаря проектам, которые должны быть завершены к 2030 году. Это увеличение экспорта вызвало протесты экологов и молодежных групп, которые являются частью электоральной базы Байдена, поэтому главная задача этого решения — помочь Байдену получить поддержку молодых избирателей в ноябре. Также это заигрывание с промышленниками неэнергетических секторов, часть которых, в частности, в химической, сталелитейной отраслях, пищевой промышленности и сельском хозяйстве, выступает против неограниченного экспорта американского СПГ, аргументируя это повышением рисков роста цен на газ на внутреннем рынке США.
Кстати…
В прошлом году США установили рекорд по экспорту природного газа в виде СПГ — 88,9 млн тонн, или 124,5 млрд кубометров в регазифицированном виде. Для сравнения: даже если поверить обновленным данным российского энергетического вице-премьера Александра Новака, то РФ в прошлом году в целом экспортировала 99,6 млрд кубометров газа, из которых на СПГ пришлось 45,4 млрд кубометров. Это более чем двукратное падение по сравнению с 2021 годом, когда экспорт российского газа составлял 206,8 млрд кубометров. Главное — ведущим газовым государством-экспортером являются США, а не Россия. Экспорт газа из США в сжиженном виде кардинально увеличился за последние восемь лет, а в прошлом году Соединенные Штаты опередили лидеров — Австралию и Катар — по экспорту СПГ. А страна-экспортер №2 после США — Норвегия, газовый экспорт которой за 2023 год составил как минимум 122 млрд кубометров.
Кого конкретно в США затронет решение Байдена?
Ниже приведен список компаний, на которых потенциально может оказать влияние объявленная приостановка выдачи новых разрешений на экспорт:
— Commonwealth LNG — с ноября 2022 года ждет одобрения своего экспортного СПГ-объекта мощностью 9,3 млн тонн в год в Камероне, штат Луизиана. Компания достигла договоренностей только о 50% мощностей и планировала принять окончательное инвестиционное решение в этом году;
— Sempra LNG LLC — 3-я и 4-я линии СПГ могут производить до 13,5 млн тонн в год, заявка на разрешение от Министерства энергетики подана в сентябре 2023 года. 2-я линия объекта представляет собой расширение первой фазы, уже введенной в эксплуатацию, штат Техас;
— Energy Transfer — повторно подала заявку на получение разрешения на экспорт для своего завода СПГ в Лейк-Чарльз, штат Луизиана, после окончания срока действия первоначального разрешения без завершения строительства. В августе 2023 года компания подала заявку на получение новой лицензии;
— компания Glenfarne Group Magnolia LNG, планирующая производить 8,8 млн тонн СПГ на заводе в Луизиане, также повторно подала свой запрос на разрешение. Проект не продвинулся.
Еще два проекта СПГ ожидают одобрения Федеральной комиссии по регулированию энергетики США (FERC), которое должно быть получено до того, как Министерство энергетики рассмотрит разрешение на экспорт. Вероятнее всего, голосование FERC состоится в феврале. В случае одобрения FERC на эти проекты также будет распространяться мораторий на получение разрешения на экспорт.
Кто за? Кто против?
Демократы и активисты климатических кампаний, как отмечалось выше, а также некоторые сектора обрабатывающих отраслей промышленности одобрили этот шаг администрации США. Республиканцы, производители СПГ и занятые в нефтегазовой промышленности в основном критиковали. Поэтому нет сомнений, что этот популистский шаг направлен на то, чтобы заинтересовать разнообразных климатических и экологических активистов в год выборов, а также крупных промышленных потребителей энергоресурсов, которые хотят получать их дешево.
Каким будет фактическое влияние в США?
В ближайшей перспективе влияние будет незначительным. По некоторым оценкам, 17 проектов, ожидающих утверждения, среди которых и перечисленные выше компании, испытают немедленное влияние. Но влияние на поставки с действующих проектов не будет ощутимым до конца десятилетия.
Каково влияние на энергетическую безопасность ЕС?
Соединенные Штаты остаются безусловно ведущим поставщиком СПГ в ЕС. Доступные данные за второй квартал 2023 года показывают, что на долю США приходится 46,4% от общего объема импорта ЕС, за ними идут Россия (12,4), Катар (10,9), Алжир (9,9) и Нигерия (5,1%).
Из диаграмм Евростата видно, что во втором квартале 2023-го Россия была вторым по величине поставщиком СПГ в ЕС. Здесь важно заметить, что в спину России дышит Катар и в третьем квартале прошлого года он потеснил Россию и стал вторым по величине поставщиком сжиженного газа.
То есть время от времени второе место разыгрывают между собой эти два поставщика. Но главное в том, что решение администрации США не влияет на текущие поставки в ЕС и Азию. Оно затрагивает сегмент экспорта СПГ только после 2028 года. Причем в случае, если в ЕС резко вырастет потребление сжиженного газа, скажем, вследствие чрезвычайной ситуации, то в таких обстоятельствах американцы готовы делать исключения.
Возникает вопрос: сможет ли Россия потенциально увеличить свою долю поставок на рынок ЕС за счет уменьшения доли американцев в случае, если запрет на новые лицензии продлится долго?
Целью агрессивной «страны-бензоколонки» является получение 20% мирового рынка СПГ к 2035 году по сравнению с приблизительно 8% сейчас. Новый завод по сжижению газа в Арктике, «Арктик СПГ-2», первую очередь которого показушно запустили 27 декабря 2023-го, должен был стать третьим масштабным СПГ-проектом России после «Сахалин-2» и «Ямал-СПГ». Поставок с него еще не было, поскольку иностранные инвесторы начали объявлять форс-мажор из-за санкций.
Расположенный на Гыданском полуострове проект «Арктик СПГ-2» будет состоять из трех очередей производства СПГ, каждая мощностью 6,6 млн тонн в год (в целом около 20 млн тонн в год, что эквивалентно 4% мирового производства СПГ в 2022 году). Запуск третьей линии «Арктик СПГ-2», запланированный на 2026 год, должен помочь увеличить мощности РФ по экспорту СПГ на 60% от текущих объемов. Но здесь главным фактором будет эффективность санкционной политики США.
2 ноября 2023 года проект «Арктик СПГ-2» оказался в санкционном списке США, после чего некоторые иностранные акционеры, в частности французская группа TotalEnergies, объявили форс-мажор и намерение соблюдать действующий режим санкций. Россиянам удалось обойти санкции и доставить часть оборудования из Китая для строительства второй и третьей очередей завода, но на нынешнем этапе из-за отсутствия специализированных судов усиленного ледового класса возникают определенные трудности: кому поставлять и чем поставлять.
С учетом санкционных проблем россиян имеет смысл посмотреть, как обстоят дела у многолетнего СПГ-лидера — Катара. По данным Управления энергетической информации США, по состоянию на апрель 2022 года Катар занимал третье место в мире по объемам экспорта СПГ после Соединенных Штатов и Австралии. После того как в 2011 году его последнее предприятие по сжижению природного газа было введено в эксплуатацию, экспортные мощности Катара достигли 74 млн тонн/год СПГ, или почти 104 млрд кубометров в регазифицированном виде. Мощность постепенно вырастет до 120 млн тонн/год (168 млрд кубометров), когда шесть новых линий по сжижению, связанных с проектами расширения добычи газа из Северного месторождения в Персидском заливе, будут введены в коммерческую эксплуатацию начиная с 2025-го. На этом фоне газовая «супердержава» Россия, откатившаяся по объемам газового экспорта на показатели позднесоветского периода середины 1980-х, выглядит жалко по сравнению с монархией песка и газа в Персидском заливе.
Следовательно, приостановка выдачи лицензий в США не повлияет на текущую картину с поставками СПГ в ЕС и является продуктом предвыборной американской кухни и популизма нынешней администрации. По горизонту событий за 2028 год, то больше шансов, что к тому времени этот запрет уже будет отменен. Если же рассматривать гипотетический вариант, что он будет продолжен, то здесь окно возможностей откроется, скорее, не перед россиянами (хотя эмбарго на российский газ не было принято, но американские санкции против российского СПГ-сектора все же производят свой ограничивающий эффект), а перед катарцами, которые должны существенно увеличить производственные мощности уже в 2025 году.