В январе граждане извлекли из банков 27 млрд грн. Это рекордная сумма с февраля 2022 года. Есть ли о чем волноваться?
Украинцы в прошлом месяце сняли с депозитных счетов 27 миллиардов грн. Это рекордное уменьшение безналичных сбережений после 24 февраля 2022 года. Такие данные в отчете привел Национальный банк. Это немалый отток денег, но некритический. Есть несколько объяснений происходящего.
Первое, что приходит в голову, — власти испугали граждан законопроектом о мобилизации. Так считает, например, председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Данило Гетьманцев. Он связывает отток гривневых депозитов в январе с нормами законопроекта по мобилизации, предусматривающими блокирование банковских счетов.
Логика в этом есть. "Рынком руководят ожидания. И если власть угрожает заблокировать депозиты, то население дает свою оценку "голосуя гривной", — добавляет Виталий Шапран, экономист, экс-член Совета НБУ. — Впрочем, такая быстрая и острая реакция на болтовню депутатов – это яркий сигнал властям не экспериментировать с ограничениями по банковским счетам. Ведь потенциально это — не только отток депозитов из системы, но и спрос на наличную валюту. Законопроект отправили в правительство на доработку, так что повторять эксперимент не стоит". Давид Арахамия как глава профильного комитета заверил, что нормы законопроекта, предусматривающие блокирование банковских счетов, не будут поддержаны.
Но факт остается. Как отчитался НБУ, депозиты населения в январе упали на 2,5% — до 1,05 трлн грн. На самом деле это очень умеренное падение. Но ситуация в целом смотрится немного тревожно. "Основная проблема сейчас не столько в оттоке вкладов, сколько в падении доли срочных депозитов в ресурсной базе банков, – отмечает Шапран. – Этот тренд мы наблюдаем как по депозитам населения, так и по средствам хозяйствующих субъектов. Если в первой половине 2023 года ситуация исправилась, то начиная с августа доля срочных ресурсов снова начала снижаться и уже к началу 2024 года она в целом по системе была ниже того, что мы фиксировали до начала войны.По депозитам населения ситуация вообще была хуже, за 2022-2023 годы мы так и не приблизились к уровню доли срочных депозитов в средствах населения, который наблюдали на февраль 2022 года".
В целом ситуация смотрится сравнительно неплохо. Ведь в январе 2022 года, накануне начала войны, граждане держали в банках 719 млрд грн. То есть январское сокращение вкладов можно воспринимать спокойно. Власти говорят, что в падении виноват сезон. "Сокращение банковских вкладов в гривне в первый месяц года – это сезонное явление, связанное с пиковыми расчетами в декабре. В частности, эта тенденция наблюдалась девять из десяти последних лет. Хотя, конечно, для каждого года есть своя специфика, как это было например в начале 2015 или 2022 года», – говорит Гетманцев. С ним согласен директор департамента монетарной политики и экономического анализа Национального банка Владимир Лепушинский. "На декабрь концентрируется достаточно значительный объем выплат на зарплаты и денежное удержание, поэтому за декабрь обычно объем выплат растет. В январе, когда эти средства тратятся, соответственно, они перетекают на счета юридических лиц, и они снижаются", – объясняет он. Поддерживают власть и банкиры. "Динамика последних двух лет указывает (без учета фактора курсовой переоценки) среднемесячный прирост средств физических лиц в системе до 10 млрд грн", — говорит член правления Акорбанка Николай Войткив.
Но и очень хорошую ситуацию в банковской системе назвать сложно. Средняя ставка новых оформленных гривневых депозитов для населения в январе осталась неизменной – 11,7%. "Если откорректировать данные о средствах населения в национальной валюте на индекс инфляции, то будем иметь достаточно скромный рост за 2 года на 18%, — говорит Виталий Шапран. — А по валютным депозитам в пересчете на доллары США вообще мы еще не вышли на довоенный уровень Данные указывают на то, что политика высоких процентных ставок, которую так активно рекламировал НБУ, по сути, не повлияла на срочную структуру средств населения и бизнеса, а рост депозитов был номинальным и в отдельных сегментах достаточно спорным, поэтому ставки мало влияли на желание украинцев нести средства. в банки".
Но нельзя называть ситуацию и плохой. "Благодаря помощи наших партнеров из США и ЕС имеем стабильный прирост средств на счетах из-за выплат для сотен тысяч военнослужащих, и эти средства аккумулируются на банковских счетах. На сегодняшний день имеем максимальную ликвидность и устойчивость банковского сектора, стабильность курса и подтверждение поддержки наших западных партнеров. Поэтому можно прогнозировать, что в 2024 году прирост средств населения в следующие месяцы на уровне 5 млрд грн ежемесячно", — оптимистично говорит Войткив.