История с голосованием за законопроект в поддержку Украины продемонстрировала, что Республиканская партия превратилась в секту Дональда Трампа, а помощь Украине от Вашингтона сейчас держится разве что на кулуарных и подковерных договоренностях, заключающих между собой сознательные политики из обеих правящих партий. О ситуации с помощью Украины "Апострофу" рассказал Майкл ХАЛЦЕЛЬ, старший научный сотрудник Института внешней политики Школы передовых международных исследований Университета Джонса Гопкинса, экс-советник Джо Байдена в должности сенатора, представитель США во время расширения НАТО на Балканах и представитель США при ОБСЕ.
- Доктор Халцель, вы - человек с таким большим и разнообразным политическим опытом. Как вы оцениваете ситуацию сейчас?
- Я необычно пессимистично настроен из-за происходящего. Авдеевка пала, Навальный – мертв. В Палате представителей не хватает смелости, а спикер Майк Джонсон из Луизианы проявляет малодушие. Вырисовывается плохая картина.
– В чем же причина? Что не так?
– Более 300 из 435 представителей готовы проголосовать за предоставление Украине 61 млрд долларов. Но проблема состоит в том, что Джонсон даже отказывается обсуждать этот законопроект, за который проголосовали 70 сенаторов "за" и только 29 "против". Потому что Дональд Трамп выступает против этого. Почему он против этого? Ключевая причина: Дональд Трамп хочет выиграть выборы в ноябре. И он не хочет дать президенту Байдену возможность одержать какую-либо малейшую победу вообще.
Это самое непатриотическое поведение, которое только можно себе представить. И до того, как Трамп появился, невозможно было себе представить, что Америку будет возглавлять политик, который таким образом себя ведет. Но имеем, что имеем.
А Майк Джонсон – трус. Он боится, что если Трампа изберут президентом, он потеряет свой пост как спикер, когда Палата представителей проголосует за вотум недоверия к нему. Он ставит будущее политической карьеры выше того, что хорошо для США и что хорошо для Украины. Это ужасающий спектакль. От этого стыдно. Это унизительно.
Возможно, они дойдут до компромисса. Возможно, в целом снизят сумму пособия до 95 млрд долларов на всех – Украину, Израиль и Тайвань. Возможно, они снизят уровень гуманитарной части.
Но это не уменьшает того факта, что в США, стране со старейшими традициями демократии, есть такой человек с, я бы сказал, психологическим расстройством, как Дональд Трамп, который может фактически накладывать вето на решения законодателей, даже не будучи избранным, даже просто частным лицом.
Об этом можно говорить часами, но факт состоит в том, что Республиканская партия стала культом, сектой Дональда Трампа. И эта секта базируется на лояльности Трампу. Я не психолог, мне сложно объяснить, как так произошло. Но если вы посмотрите на фильмы времен Второй мировой, где люди приветствовали Гитлера нацистским поздравлением, вы поймете, о каком ощущении идет речь, когда мы сейчас говорим о Республиканской партии.
Тем временем в Украине, воюющей за интересы Запада, заканчивается вооружение. И это скандал. Происходящее сейчас это стыд.
Хотелось бы сказать вам что-то более положительное, но у меня нечего сказать. Единственное, что я могу предположить, что Трампа не выберут в ноябре. Хотя это, скорее, мои спекуляции.
Однако у Трампа серьезные проблемы с законом: он получил 91 обвинительный акт о преступлении – и они очень серьезны. И даже без этого его бы не избрали, а республиканцы потеряли бы большинство в Палате представителей. Но единственная проблема состоит в том, что Украина не может ждать до ноября.
– Думаете, Байден победит второй раз?
- Думаю, да. Он - очень умный человек. Я работал на него 11 лет. Его команда провела такие экономические реформы, которыми не может похвастаться ни одна страна G7 или даже G20. Но это очень тяжело донести до людей.
И Байден верит в Украину. Он укрепил НАТО после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Он был бы отличным президентом. Не идеальным, но правда очень хорошим. Но вопрос – как донести это до избирателей. Но у него есть время, думаю, сможет прокоммуницировать и выиграть. Но еще раз повторюсь – США и Украина не могут ждать эти девять месяцев.
Я тоже знаю лично Тони Блинкена, это мой бывший коллега, блестящий госсекретарь. Еще многие талантливые люди работают над помощью Украины. Но против представителей людей в Конгрессе они не пойдут.
– Можно как-то обойти Джонсона? Это реально?
- Есть путь, заключающийся в подписании discharge petition. Но это очень сложно, практически невозможно. Вряд ли удастся набрать 100% поддержки от демократов в Палате представителей и еще десяток республиканцев. Так как есть левые "прогрессивные" конгрессмены, они имеют более или менее про-палестинские настроения, и они отказываются выделять деньги для Израиля. Сумма там меньше, чем для Украины, но это все же деньги.
Может быть, удастся разделить помощь Израилю и Украине, но это тоже очень сложно политически, но уже со стороны Белого дома, администрации Джо Байдена.
Но это безумие просто! Стыд!
Как я уже сказал, если бы Джонсон поставил этот закон на голосование, то проголосовало бы абсолютное большинство. Была бы двухпартийная поддержка. Потому миллионы американцев спрашивают себя – что же это за демократия, когда один человек может блокировать весь процесс?
И я пока не вижу малейшего намека или представления, чтобы существовало решение вопроса.
Однако сейчас есть некоторые влиятельные люди в Вашингтоне, и демократы, и республиканцы, которые ведут между собой частные переговоры.и выстраивают стратегию. Эти люди оказывают определенное влияние.
Но ведь проблема в том, что Украина не может ждать. Я не верю, что россияне способны на какой-то значительный прорыв или попытку снова захватить Харьков или Киев. Но Киеву нужно больше "Патриотов", больше артиллерии большого калибра. Каждая деталь играет роль.
– Джо Байден пообещал "разрушительные санкции" для России, если Навальный умер в тюрьме. Как вы считаете, будут ли какие-нибудь серьезные шаги?
– Единственный способ, которым Россию можно наказать немедленно, это забрать у нее 300 млрд долларов, замороженных в бельгийском банке, и немедленно передать их Украине. Это было бы хорошо. Потому что сейчас они планируют передать Украине всего 4 млрд. долларов. Но это то, что по-русски называется "mieloch".
Если мы говорим о нефтяном эмбарго, то оно неэффективно из-за турок, индейцев, китайцев, которые поставили очень большие скидки на российскую нефть.Also not a profile in courage.
– И напоследок. Запад привык думать, что Навальный – единственный, кто сможет спасти Россию. Можем ли сказать, что Россию уже никто и ничто не спасет?
- Как мы говорим, never is a long time (примерный перевод – "никогда – это слишком далекая перспектива"). Рано или поздно путинский режим разрушится. Сейчас Кремль смеется над убийством Навального и пытается запугать этим других людей. В далекой перспективе Путин, превративший демократическую страну, что только зарождалась, в диктатуру, продемонстрирует слабость. Но в ближайшей перспективе он будет запугивать своих оппонентов.