Свежая социология: украинцы стали более жестокими и стали более рационально относиться к войне.
***
КМИС представил свежую социологию – и последовали заголовки «вера украинцев в победу спадает». Хотя по факту в мае 2022 года в победу верили 95%, в декабре 2023 года 88%, в феврале 2024 года 89%.
Единственное, что меняется – степень уверенности: от «совершенно верю» до «скорее верю», последнее выросло вдвое, до почти трети респондентов. Но я бы, напротив, оценил эту тенденцию как положительную: общество от эмоций переходит к объективной оценке реалий. И это хорошо.
Также не меняется готовность «терпеть войну, сколько будет нужно» – их как было, так и осталось 71-73%.
Изменились только два показателя: 72% уверены, что нужно искать «дипломатический путь завершения войны» (было 59%) – но вопрос действительно расплывчатый. Подозреваю, что подавляющая часть имела в виду не наши переговоры с Путиным, а дипломатическое и другое невоенное давление Европы и США. Но поскольку содержание не раскрыто, это только предположение.
Хотя на самом деле стоит внимания другая тенденция: с 10% до 14% возросло количество тех, кто считает необходимым перенесение войны на территорию России. Цифра действительно какая-то слишком низкая, учитывая реакцию аудитории чуть ли не ежедневные сообщения о «хлопках» и пожарах на производствах, нефтяных терминалах, аэродромах и других важных объектах РФ.
Поэтому я думаю, в ближайшие месяцы именно эта цифра вырастет – тем более ВСУ и спецслужбы начали активно воплощать новую военную стратегию (собственно, отдельное сосредоточение на ударах в глубокий тыл врага). Да и союзники заговорили о предоставлении дальнобойного оружия (Taurus от Германии и более дальнобойный Atacms от США).
Согласитесь, это свидетельствует о том, что настроения общества становятся все более жесткими. Заметьте, причиной такого не стали в свое время ни Буча, ни Изюм. Но настроения стали меняться после смены военной стратегии. Это также поддерживает версию, что украинцы стали более прагматично оценивать войну, наши возможности и потребности, отношение к врагу и формат ведения войны.