От Курченко до Пашинского: что не так с Одесским НПЗ
На днях Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура сообщили о подозрении экс-нардепу Сергею Пашинскому, — его и еще пять человек подозревают в завладении арестованными нефтепродуктами компании Сергея Курченко.
Подозреваемый заявляет о политическом давлении, ведь речь идет о вероятном преступлении, произошедшем еще в 2014 году. Но эта история не такая простая, поскольку дело касается возможного разворовывания имущества Одесского нефтеперерабатывающего завода — актива, который до Революции Достоинства принадлежал Сергею Курченко, а с 2014-го то был арестован, то переходил в собственность государства. Судьба завода, в отличие от его нефтепродуктов, до сих пор не решена.
Когда-то действительно «лакомый» завод сегодня, кажется, уже никому особо не нужен. И все из-за огромных проблем с его конфискацией и управлением на протяжении десяти лет после ареста, сколько бы это себе в достижения ни записывали разные чиновники и политики.
Подготовку этого материала мы начали задолго до вручения подозрения Пашинскому, но, видимо, не зря. Нынешний Одесский НПЗ — яркая иллюстрация того, как не надо управлять арестованным и конфискованным имуществом.
…при чем здесь Пашинский
История ведет свое начало с 24 февраля 2014 года, когда стали расследовать дело о неправомерных действиях должностных лиц группы компаний Курченко «Восточно-европейская топливно-энергетическая компания».
Довольно оперативно, уже в апреле 2014 года, судья Печерского районного суда Киева наложил арест на все недвижимое имущество и земельный участок ПАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод». В ноябре арестованное движимое имущество Одесского НПЗ передали для реализации Государственному предприятию «Укртранснефтепродукт».
Почти сразу, в 2015-м, появились обвинения в злоупотреблении при продаже нефтепродуктов «Укртранснефтепродуктом». Эту компанию журналисты связывают с совладельцем группы «Фактор» Сергеем Тищенко и экс-нардепом Сергеем Пашинским.
Как недавно стало известно от НАБУ и СБУ, «Укртранснефтепродукт» под поводом «вынужденности продажи» в полном объеме продал сырье по заниженным ценам. Причем полученные средства вывели на подконтрольные компании, а не в госбюджет. По версии следствия, речь идет об убытках на 967 млн грн.
Ситуация развивалась стремительно как для таких кейсов, поэтому в июне 2017 года Суворовский районный суд Одессы своим приговором конфисковал эти активы, утвердив соглашение с обвиняемым заместителем директора по снабжению ПАО «Одесский НПЗ». При этом правоохранители выделили из «основного дела» в отношении Курченко еще и уголовное производство об этой конфискации. Со временем этот приговор отменят, и ниже расскажем о причинах этого.
А в октябре 2017 года уже другим приговором по соглашению государство взыскало нефтепродукты Одесского НПЗ или денежные средства, полученные от их реализации. Но эти деньги ГП «Укртранснефтепродукт» разместило на счетах в банке «Фортуна». По информации СМИ, этот банк уже находился в процессе ликвидации с 22 февраля того же года.
После вынесения приговора о конфискации правительство передало завод Фонду госимущества, и тот в январе 2018 года создал отдельное государственное предприятие для работы с ним. Решение Кабмина о передаче Одесского НПЗ в ФГИУ сейчас оспаривается в суде, но пока продолжается рассмотрение уголовного дела против Курченко, судебное разбирательство этого иска остановлено.
…небрежная конфискация
В то же время приговор о специальной конфискации активов Одесского НПЗ достаточно быстро вступил в законную силу. Но собственники актива не оставляли попыток отменить конфискацию и благодаря нужному решению Верховного суда добились пересмотра приговора в апелляции.
В итоге в 2021 году судьи Кропивницкого апелляционного суда, пересматривающие приговор, установили процессуальные ошибки и неточности.
К сожалению, громко анонсированная бывшим генпрокурором Юрием Луценко конфискация Одесского НПЗ стала мыльным пузырем из-за непрофессиональных действий органов правопорядка. А конфискованный НПЗ уже перестал быть конфискованным.
Так эти активы снова получили статус арестованных в уголовном производстве в отношении Курченко. И их судьба уже может быть решена или в уголовном производстве, которое сейчас слушает Приморский районный суд Одессы в отношении самого пособника Януковича, или же в порядке санкционного законодательства.
Напомню, Совет нацбезопасности и обороны наложил на Курченко санкции и заблокировал его активы, а это основание для Минюста обратиться в Высший антикоррупционный суд с иском о взыскании этого имущества. Но тут уже возникают вопросы о том, нужны ли эти активы государству с учетом их нынешнего состояния. Потому что кажется, что конфисковывать уже будет нечего.
В феврале 2019 года первый заместитель начальника регионального отделения ФГИУ в Одесской области Сергей Гусаков сообщил, что после завершения инвентаризации активов установлено: немало оборудования предприятия утратило свою функцию. В частности, из-за того, что не было законсервировано надлежащим образом.
Так что даже специализированные государственные предприятия типа «Укртранснефтепродукта» за десять лет так и не смогли обеспечить надлежащую консервацию и промежуточное управление этим арестованным активом.
Более того, в феврале 2021 года ФГИУ сообщил Одесской областной прокуратуре об отсутствии в созданном им ГП «Одесский НПЗ» финансирования для осуществления надлежащей охраны этого объекта.
Примечательно, что в начале этой истории недостаток внимания к проблемам управления арестованным имуществом все же заметили, поэтому приняли соответствующий закон, а 24 февраля 2016 года правительство создало Агентство по розыску и менеджменту активов. И поэтому для сохранения активов Одесского НПЗ его в мае 2021 года передали АРМА.
Из ведомостей реестра арестованных активов мы увидели, что в последний раз конкурс на управление этими активами объявлялся в мае 2022 года, а в августе 2023-го АРМА инициировало перед Кабмином применение специальной процедуры. Глава Агентства мотивировала свою позицию следующим образом: «Стратегическими активами должно управлять государство! Ведь только у государства есть ресурс для их сохранения».
И это утверждение странное, поскольку, как видим, именно государство привело Одесский НПЗ к такому состоянию.
На сегодняшний день информации об определении Кабмином управляющего так и нет.
***
Все описанное выше показывает, что в деле о конфискации Одесского НПЗ что-то с самого начала пошло «не туда», и сейчас приходится пожинать плоды поспешности и пробелов законодательного регулирования.
Дело в том, что качество приговора о конфискации, да и в целом процессов управления арестованным имуществом было и остается крайне низким. На это указывают многие факторы:
- приговор суда отменили через несколько лет из-за огромного количества нарушений при его принятии;
- Фонд госимущества, которому передали в управление завод после конфискации, обращался в прокуратуру с письмом, что не может обеспечить сохранение этого имущества из-за отсутствия финансирования;
- имущество Одесского НПЗ систематически разворовывали;
- актив передали АРМА в мае 2021 года, но Агентство инициировало перед правительством поиск управляющего для него только в августе 2023-го.
При этом есть дело Курченко и есть вопросы об обращении с пока еще его, хотя и арестованным, имуществом. Эти кейсы связаны, и каждый из них требует особого внимания, даже если речь идет о подозрениях бывшим чиновникам. Потому что если не разобраться с этим сейчас, в дальнейшем будем иметь так же много других «мертвых» активов. И, что хуже, — иски от собственников этих активов с требованием о возмещении нанесенных им убытков.