Илон Маск обвинил генерального директора OpenAI в предатльстве
Илон Маск подал в суд на компанию OpenAI и ее генерального директора Сэма Альтмана за то, что, по словам миллиардера, они предали цель создания ChatGPT, которая заключалась в том, чтобы приносить пользу человечеству, а не в погоне за доходами, пишет ABC News.
В поданном в Верховный суд Сан-Франциско иске Маск заявил, что когда он финансировал создание OpenAI, он договорился с Сэмом Альтманом и Грегом Брокманом, президентом компании, о том, что AI-компания будет некоммерческой и будет разрабатывать технологии во благо человечества.
Согласно учредительному соглашению, OpenAI также должна была сделать свой код открытым для общественности, вместо того чтобы закрывать его для получения выгоды, говорится в иске.
Однако, установив тесные отношения с Microsoft, OpenAI и ее топ-менеджмент нарушили этот пакт и исказили миссию компании, утверждает Маск в иске.
«OpenAI, Inc. была превращена в фактическую дочернюю компанию с закрытым исходным кодом крупнейшей технологической компании в мире: Microsoft. Под руководством нового совета директоров компания не просто разрабатывает, а фактически совершенствует AGI с целью максимизации прибыли для Microsoft, а не во благо человечества», - говорится в поданном в четверг иске.
AGI – это система, входящая в число систем ИИ общего назначения, которые могут работать так же хорошо, как и люди, или даже лучше их в выполнении самых разнообразных задач.
Маск судится из-за нарушения контракта, нарушения обязанностей перед инвестором и недобросовестной деловой практики. Он также хочет добиться судебного запрета, чтобы никто, включая Microsoft, не мог воспользоваться технологией OpenAI.
Эти иски вряд ли будут иметь успех в суде, но, возможно, это не имеет значения для Маска, который хочет, чтобы его позиция была вписана в историю компании, считает Анупам Чандер, профессор права в Джорджтаунском университете.
«Имеем утверждение об учредительной роли Илона в OpenAI и технологии генеративного ИИ, в частности, он утверждает, что именно он назвал OpenAI и нанял ключевого ученого. Также он был основным спонсором первых лет компании. В известном смысле это иск, который пытается установить собственное место Маска в истории генеративного ИИ», — считает Чандер.
Маск был одним из первых инвесторов OpenAI, когда компания была основана в 2015 году, и вместе с Альтманом являлся сопредседателем совета директоров. В иске он заявил, что инвестировал десятки миллионов долларов в некоммерческую исследовательскую лабораторию.
Маск ушел в отставку из совета директоров в начале 2018 года якобы из-за конфликта интересов, поскольку генеральный директор Tesla нанимал специалистов по искусственному интеллекту для разработки технологии беспилотного вождения в компании-производителе электромобилей.
Впоследствии Маск заявил, что также имел разногласия с руководством стартапа, но продолжал совершать пожертвования в пользу неприбыльной организации.
Позже в том же году OpenAI подала документы на регистрацию коммерческого подразделения и начала переводить большую часть своей рабочей силы в этот бизнес, однако сохранила некоммерческий совет директоров, управлявший компанией. В 2019 году компания Microsoft инвестировала в компанию 1 миллиард долларов, а в следующем году подписала соглашение, предоставившее софтверному гиганту эксклюзивные права на модели искусственного интеллекта.
Презентация ChatGPT в конце 2022 года принесла OpenAI мировую славу и помогла разжечь гонку между технологическими компаниями, воспользовавшись увлечением общественности этой технологией.
Когда в конце прошлого года совет некоммерческой организации неожиданно уволил Альтмана с должности генерального директора по причинам, которые до сих пор не были полностью раскрыты, именно Microsoft помог вернуть Альтмана на должность генерального директора и заставил большинство старого состава совета подать в отставку. В иске Маска утверждается, что эти изменения привели к тому, что система сдерживаний и противовесов, защищающая некоммерческую миссию, «была разрушена за одну ночь».
Одна из претензий Маска состоит в том, что директора некоммерческой организации не выполнили своих обязательств по соблюдению ее миссии, но Дана Бракман Райзер, профессор Бруклинской юридической школы, скептически относится к тому, что Маск имел право подавать такой иск.
«Было бы очень тревожно, если бы каждый человек, заботящийся о благотворительной организации или совершающий пожертвования, мог вдруг подать в суд на ее директоров и сотрудников, чтобы сказать: «Вы не делаете то, что я считаю правильным для управления этой некоммерческой организацией», – сказала она. По ее словам, такой иск могут подать только другие директора или, например, генеральный прокурор.
Даже если Маск инвестировал в коммерческий бизнес, его жалоба похоже заключается в том, что организация получает слишком много прибыли вопреки своей миссии, которая включает в себя общедоступность своих технологий.
«Меня беспокоит, чтобы некоммерческие организации действительно выполняли свою миссию, а не были захвачены с целью получения прибыли. Это действительно вызывает беспокойство. Однако я не уверен, является ли Илон Маск тем человеком, который может предъявить такое требование», — сказал Бракман Райзер.
В ноябре прошлого года компания миллиардера Илона Маска по разработке искусственного интеллекта xAI презентовала чат-бот Grok, похожий на подобные модели генерирования текста, например, ChatGPT от OpenAI или Bard от техногиганта Google.