1 марта на сервисе Netflix вышел научно-фантастический драматический фильм «Космонавт» с Адамом Сэндлером в главной роли. Это киноадаптация романа Ярослава Кальфаржа «Астронавт из Богемии», изданного в 2017 году. В рецензии ниже разбираемся, как справился с драматической ролью комедийный актер Сэндлер на этот раз и какие потрясения будут ждать его персонажа в течение длительной космической миссии. А главное — стоят ли они внимания зрителя.
Плюсы:
Адам Сэндлер в драматической роли это всегда интересно, хотя здесь и не покидало ощущение, будто актеру негде было развернуться на полную; достаточно милое взаимодействие главного героя с пауком; качественно проработанная техническая составляющая
Минусы:
создатели предлагают сплошную медитативность повествования, но взамен не награждают зрителя внятным содержанием; поверхностные истины подаются под соусом едва ли не откровения; лента не способна вызвать искренний зрительский отклик; партия Кэри Маллиган преступно мала; очень слабая сатирическая составляющая, в принципе как и практически все в этом фильме
«Космонавт» / Spaceman
Жанр научно-фантастическая драма
Режиссёр Юхан Ренк
В ролях Адам Сэндлер, Кэри Маллиган, Изабелла Росселлини, Лена Олин, Пол Дано (голос)
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Невыспавшийся чешский космонавт с большими мешками под глазами Якуб Прохазка находится уже 189 дней в одиночном космическом путешествии. Для исследования частиц загадочного облака пыли под названием «Чопра», которое в течение четырех лет сверкает красивым пурпурным сиянием в небе, он преодолел 500 миллионов километров и понемногу приближается к цели.
Кроме того, что Якубу плохо спится и на корабле барахлит туалет, одинокий путешественник обеспокоен тем, что довольно долго не выходит на связь его жена Ленка. Но вскоре эти неприятности отходят на второй план, когда герой с ужасом обнаруживает незваного гостя — паукообразное существо, наделенное интеллектом и даром речи.
Впрочем, разборок в стиле «Чужого» Якубу ожидать не стоит, ведь этот пришелец, несмотря на немного жутковатый вид, оказался абсолютно дружелюбным. Более того, он искренне пытается помочь космонавту переосмыслить свои ценности и наконец понять, что для него в этой жизни самое важное.
Но какие бы комплиментарные эпитеты ни получила книга от литературных критиков, ее киноадаптация получилась в меньшей степени противоречивой и невыразительной. Рэнк и, если взглянуть на его скромную фильмографию, не шибко опытный сценарист Колби Дэй пытаются выдать простые поверхностные истины за откровения, неудачно маскируя свое неуклюжее детище под интеллектуальную фантастику.
Проблема еще и в том, что это сплошь скучное и мрачное кино предполагает искренний зрительский отклик, но с таким своим апатичным повествованием трудно претендовать хоть на какие-то эмоции от зрителя.
Не имеют должного воздействия здесь ни многозначительные взгляды Сэндлера вдаль, ни его положения в кадре, сообщающие о внутренней подавленности персонажа, ни мелкие метафоры, такие как постоянно подвешенное состояние Прохазки или его занятия на тренажере, что по сути тоже побег, но одновременно и топтание на месте. Все эти подсказки и намеки не делают героя более интересным или заслуживающим сопереживания.
Жанрово и стилистически в «Космонавте» легко считывается медитативная камерная драма, подкрепленная вялой научно-фантастической составляющей. По содержанию это напоминает полуторачасовой сеанс психоанализа в космосе. Поправка: очень скучный сеанс психоанализа.
Адам Сэндлер уже не впервые за последние годы далек от привычного образа легкомысленного весельчака («Неограненные драгоценности», «Прорваться в НБА») — здесь за смешное может сойти разве что фамилия его героя. Наблюдать за скорбным лицом актера в течение 100 минут — такое себе удовольствие. Анемическая игра Сэндлера напомнила его же персонажа из драмы «Опустевший город» (2007), и хотя она обусловлена подавленным состоянием Якуба, не вызывает особого восхищения.
«Космонавт» точно не рассчитан на развлечение для зрителя, но ни интересной пищи для ума взамен, ни искреннего эмоционального всплеска здесь не найти. Только бесконечно грустные глаза артиста Сэндлера сверхкрупным планом, устало смотрящие на маловероятного пассажира. Последнего так и норовит охарактеризовать строчкой из песни одного известного исполнителя: «хавав в мене прямо з рук, дресирований павук».
Вывод:
«Космонавт» пытается маневрировать между достойной формой и стоящим внимания содержанием, и это неплохо, но в итоге лента не может полноценно реализовать себя как качественная драматическая история.