В гонке за высшие должности в ЕС и НАТО Восточная Европа задает себе вопрос — "мы равны или нет?" — Politico
Два десятилетия спустя после вступления в Европейский союз и НАТО страны Восточной Европы опасаются, что их вновь обойдут стороной, когда в конце этого года произойдут перестановки на высших должностях в обеих организациях. Возможное назначение премьер-министра Нидерландов Марка Рютте новым генсеком НАТО этим летом, вероятно, получило одобрение Вашингтона, Лондона, Парижа и Берлина. Однако среди многих новых членов альянса, особенно граничащих с Россией, Беларусью и Украиной, прием был куда менее теплым, пишет Politico.
"Каков моральный авторитет у этого парня?" — сказал бывший президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес, указывая на то, что Нидерланды не смогли выполнить обязательство НАТО тратить 2% ВВП на оборону в течение 13 лет пребывания Рютте в должности премьер-министра.
Среди других претендентов на эту должность — президент Румынии Клаус Йоханнис и премьер-министр Эстонии Кая Каллас. Правительство Йоханниса сообщило НАТО о его потенциальной кандидатуре в феврале, а премьер-министр Эстонии Кая Каллас, еще не подала свою кандидатуру, но выразила заинтересованность в прошлом году.
"Если мы подумаем о географическом балансе, то это будет четвертый генеральный секретарь [НАТО] из Нидерландов... И тогда возникает вопрос, есть ли у НАТО страны первого и второго ранга... Мы равны или не равны?", — говорит Кая Коллас.
Еще одна надежда премьера Эстонии на более высокий пост — сменить испанца Жозепа Борреля в должности верховного представителя ЕС по иностранным делам. Однако не все уверены, что у нее есть шанс. Один из чиновников ЕС анонимно сказал, что идея назначения Калласа главным дипломатом Евросоюза "остается чувствительной" для некоторых европейских столиц.
Страны Восточной Европы занимали немного руководящих должностей в ЕС и НАТО, поскольку большинство из них присоединились к этим двум организациям в 2004 году, примерно через 15 лет после падения "железного занавеса". В Эстонии, Литве и Латвии чиновники считают, что большие государства Западной Европы все еще имеют несправедливое предвзятое отношение к ним, в частности, учитывая их жесткую позицию в отношении России после полномасштабного вторжения в Украину.