Европейская комиссия подготовила предложения об усовершенствовании «транспортного безвиза» между Украиной и ЕС. Предлагаемые изменения должны облегчить его реализацию и обеспечение соблюдения государствами-членами. В частности предлагается:
- установить обязательное наличие документов, подтверждающих, что транспортный оператор надлежащим образом уполномочен осуществлять международные перевозкии, что перевозка осуществляется в соответствии с Соглашением;
- сделать обязательным наличие конкретных документов, удостоверяющих, что перевозка без груза напрямую связана с транзитной или двусторонней операцией;
- усилить соблюдение операторами автомобильных грузоперевозок обязательств в отношении операций, разрешенных Соглашением, бороться с мошенничеством или подделкой водительских документов, а также с правонарушениями, связанными с безопасностью дорожного движения: такие правонарушения могут привести к отзыву лицензии;
- добавить новую оговорку о гарантиях:в случае, если на национальном рынке автомобильных перевозок в определенном географическом районе возникнет серьезное нарушение, действие Соглашения в этом регионе может быть приостановлено.
Еврокомиссия считает, что эти меры усилят реализацию Соглашения, не ставя под угрозу взаимные выгоды. По официальным данным, после введения «транспортного безвиза» каждый месяц в ЕС экспортировалось более 300 000 дополнительных тонн товаров. Примерно на те же 300 тысяч тонн в месяц увеличился и импорт товаров из ЕС в Украину. При этом украинский импорт в стоимостном выражении рос почти в три раза быстрее, чем украинский экспорт. Прирост составил более чем на 700 миллионов евро в месяц для украинского импорта по сравнению с 250 миллионами евро для экспорта.
Первоначальные соглашения об осуществлении экспорта украинских товаров без необходимости получения разрешений на транспортировку были подписаны в июне 2022 года. Позже их продлили до конца июню 2024 года. Сейчас Еврокомиссия предлагает продлить срок действия Соглашения как минимум до конца 2025 года.