Эта тема постоянно и активно развивается с 2019 года. Более того, в 2019 году и была сделана такая попытка, тогда реформаторы объединили минэкономики и агрополитики, и что очень логично энергетики и экологии. А уже через пол года эти министерства сами возродились. Никаких достижений, кроме сотен потраченных часов на ликвидацию или восстановление, от этого не было.
Дело в том, что именно вопрос о ликвидации или объединении министерств неверен. Министерство – это набор функций, поэтому речь должна идти о ликвидации или объединении функций. Вот, например, у Минкульта есть функция представительства Украины на международных культурных мероприятиях и фестивалях. Соответственно, мы не должны говорить – ликвидируем Минкульт, а должны говорить – ликвидируем эту функцию. Мы хотим, чтобы Украину не представляли на этих платформах или это делалось исключительно частными или общественными ресурсами? Вот от ответа на этот вопрос и зависит решение.
Поэтому если не думать функциями, а думать должностями и зданиями – все Минкульты, Минспорта и другие сомнительные министерства будут постоянно возрождаться.
Но есть еще один немаловажный момент, о котором постоянно говорит мой друг Петр Кульпа. Он приводит пример польской модели, которая, как мне кажется, имеет очень правильную логику. У поляков не создаются или ликвидируют министерства с нуля. У них существуют государственные агентства, как и у нас, а когда какой-то вопрос становится очень важным – этому агентству дают статус министерства, а если какое-то менее важное – забирают статус и оставляют агентством.
Например, у нас может возникнуть потребность в министерстве гендерного равенства или религиозной свободы. Может исчезнуть потребность в Минкульте или Минагро. И польский подход здесь очень логичен.
Я понимаю, что этот текст сложен. Гораздо легче сказать «всех нах» и «к стенке». Но проблема в том, что офис простых решений оказался не рабочим. И все простые решения типа разогнать заканчиваются тем, что бюрократии становится больше.
Мы очень нуждаемся в изменениях, в качестве государственного управления. Особенно на фоне войны. Но нельзя допускать, чтобы непродуманные «простые» решения еще больше нас добили. Ситуация очень сложная.
Поверьте...