Все страны на побережье Балтийского моря, кроме России, теперь являются частью НАТО — FT
Вскоре Швеция окончательно присоединится к НАТО, что означает, что западный оборонный альянс почти окружил все Балтийское море, важный для России маршрут торговли нефтью и место базирования одного из ее флотов. Официально став 32-м членом возглавляемого США альянса во время церемонии в Вашингтоне, Швеция "возьмет с собой" балтийский остров Готланд, который еще называют "гигантским авианосцем", облегчающим оборону трех небольших стран Балтии, сообщает Financial Times.
"Балтийское море становится озером НАТО", — сказал министр иностранных дел Латвии Кришьянис Кариньш.
Интересы России в Балтийском море носят как экономический, так и военный характер. Санкт-Петербург, располагающий крупными нефтеперерабатывающими заводами, отправляет свои экспортные товары через Финский залив Балтийским морем. В российском эксклаве Калининград, зажатом между Польшей и Литвой, базируется Балтийский флот и баллистические ракеты "Искандер", способные нести ядерные боеголовки.
В случае конфликта Эстония, Латвия и Литва до сих пор полагались почти исключительно на доставку подкреплений и грузов через Сувалкский коридор — узкую и уязвимую 100-километровую полосу, отделяющую Прибалтику от Польши. Вступив в НАТО, Швеция открывает новые возможности для морских перевозок, поскольку остров Готланд расположен менее чем в 200 км от побережья Латвии. Присоединение Швеции и Финляндии также позволяет НАТО смотреть на Северную Европу как на один крупный регион без пробелов на карте.
"От Нарвы [в Эстонии] до Нуука [в Гренландии] с востока на запад и от Киркенеса [в Норвегии] до Кракова [в Польше] с севера на юг", — отметил бывший премьер-министр Швеции Карл Бильдт.
"Прибалтийские страны, возможно, извлекут самую большую выгоду от присоединения Швеции — Стокгольм намерен направить батальон, который присоединится к многонациональному присутствию в Латвии. Но самые глубокие изменения со временем, вероятно, произойдут в самом Северном регионе", — сообщает издание.
Сотрудничество между четырьмя основными странами — Данией, Норвегией, Швецией и Финляндией уже давно носит тесный характер, но теперь оно должно стать еще более интенсивным. В прошлом году ВВС четырех скандинавских стран объявили о намерении эксплуатировать свой флот, насчитывающий около 230 истребителей как единое целое. Это сделает его больше, чем RAF в Великобритании или ВВС Германии. Уже сейчас норвежские F-35 и шведские истребители Gripen практикуют посадку на финские дороги.
Швеция, не имеющая прямой границы с Россией, скорее всего, будет играть для военных планировщиков НАТО иную роль, чем приграничные государства. По словам официальных лиц, она станет логистическим центром в случае конфликта, а также маршрутом для снабжения Финляндии или стран Балтии.
У Швеции есть особые возможности. Она имеет большой опыт работы с подлодками и подводной инфраструктурой, что становится все более важным в Балтийском море, где за последние годы произошло несколько непонятных случаев саботажа — от подрыва газопроводов "Северный поток" до повреждения якорем китайского судна линии связи и газопровода между Финляндией и Эстонией.