Россия провела масштабную враждебную кампанию информационного воздействия в африканском информационном пространстве, чтобы дискредитировать Украину, высшее политическое руководство государства и его окружение. В частности, она была направлена против президента Владимира Зеленского.
Кампания РФ для дискредитации Украины
В Центре противодействия дезинформации СНБО обнаружили и проанализировали пропагандистскую компанию России в странах Глобального Юга и, в частности, Африки для дальнейшего распространения нарративов в Европе.
Основная цель информационной кампании — дискредитация президента Владимира Зеленского и Украины среди международных партнеров с использованием африканских медиаресурсов, считают в ЦПД.
Там отмечают, что Россия использует ряд африканских медиаресурсов для достижения этой цели, активно применяет технологии дипфейк (синтез изображения человека), другие методы дезинформации и манипулирования сознанием.
Какие российские фейки найдены
Центр противодействия дезинформации СНБО проанализировал англоязычные, франкоязычные, арабоязычные, русскоязычные информационные материалы африканских и российских СМИ за период с 20 августа 2023 года до 31 января 2024 года.
За это время обнаружили ряд российских фейков об Украине в медиапространстве стран Африки, которые были обнародованы последовательно. Среди них:
- на побережье Египта нашли роскошную виллу семьи президента Украины Владимира Зеленского;
- Елена Зеленская потратила $1 млн на шопинг в Нью-Йорке;
- Фонд Елены Зеленской причастен к продаже детей;
- президент Украины Владимир Зеленский приобрел яхты за $75 млн;
- убийство египетского журналиста-расследователя Мохаммеда Аль-Алави;
- Зеленский купил виллу гитлеровского министра пропаганды Геббельса;
- Украина планирует закупать уран у Нигера для изготовления ядерного оружия.
Фото: Центр противодействия дезинформации
Полный анализ всех указанных российских фейков можно посмотреть на сайте Центра противодействия дезинформации СНБО.
Какие выводы
В Центре противодействия дезинформации СНБО установили, что в российской информационной кампании использовали медиа таких африканских стран: Египет, Нигерия и Сенегал.
В то же время материалы и видеозаписи, которые фигурировали в распространении фейков, опубликованные под авторством вымышленных лиц, ссылающихся на анонимные источники.
Стоит обратить внимание, что визуально помещения, которые фигурируют в фейковых видео, выглядят почти одинаково.
Среди СМИ, которые выделяются антиукраинской риторикой, перечислены Sene.news, The Nation и El Mostaqbal. Материалы из этих медиа имеют больше цитирования российских источников, чем украинских. При этом украинские источники часто подают как недостоверные.
В ЦПД констатировали, что указанные ресурсы ведут подрывную информационную деятельность, что представляет угрозу национальной безопасности Украины.
По информации ЦПД, фейки не получили значительного распространения в международном информационном пространстве, в отличие от российского. Там делают вывод, что Россия использует африканские медиа с целью повышения доверия аудитории к недостоверной информации.
В то же время в Центре противодействия дезинформации убеждены, что дальнейшее использование Россией африканских ресурсов несет угрозу национальной безопасности Украины и может повлиять на уровень поддержки среди международного сообщества.