Большинство европейских политиков испуганно открещиваются от недавних слов президента Франции Эммануэля Макрона о том, что «нельзя исключить» отправку в Украину солдат НАТО. Дескать, это повлечет за собой эскалацию конфликта. Что ж, пока Польша и Румыния молча выражают озабоченность по поводу залетевших на их территории обломков ракет, выпущенных по Украине, Франция хотя бы что-то предлагает. Понятно, что Макрон не рискнет отправлять французскую армию по маршруту Париж – Киев. Общество не поймет. А вот задействовать Французский Иностранный легион - почему бы и нет? Прямо, конечно, о легионе Макрон не говорил, может быть, даже и не его имел в виду. Однако защита интересов Франции за пределами Франции – прямая задача Иностранного легиона. А интересы Франции нынче полностью совпадают с интересами Украины. Так что все может быть.
Ни одного вопроса о прошлом
Что мы знаем о Французском Иностранном легионе, кроме фильмов «Самоволка» и «Легионер» с Ван Даммом в главной роли? Что солдаты проходят выучку в пустыне, контингент – сплошь бывшие преступники и маргиналы, которым после окончания контракта дадут «чистые» документы и возможность жить в любой стране мира. Легионеры – наемники, которые идут туда, где им хорошо платят, и так далее и тому подобное.
На самом деле, примерно все так и было, но лет 100-150 назад. Легион был создан в 1831 году по королевскому указу как подразделение для участия в боевых действиях исключительно за пределами Франции. Тогда страна вела активные колониальные войны в Африке, солдат требовалось много – и король Луи Филипп I решил привлечь к службе многочисленных иностранцев, осевших во Франции, а также самих граждан республики, имевших проблемы с законом. Отправив уголовников и испанских-итальянских-швейцарских «гастарбайтеров» воевать в далекую Африку, король решил сразу две проблемы: зачистил страну от нежелательного иностранного элемента и создал армейский авангард из оступившихся французов, желавших получить второй шанс в жизни. В легион принимали всех без исключения и не задавали ни одного вопроса о прошлом.
Иностранный легион участвовал во всех больших и во многих малых войнах. Если брать период после Второй мировой, то легионеры отметились в индокитайской войне, войнах за независимость Туниса и Марокко, в Алжире и Ливане, участвовали в войне в Персидском заливе и в миротворческой операции ООН в Сомали и Боснии и т.д. с разной степенью успеха.
Современные задачи Иностранного легиона звучат так: «Защита граждан Франции и союзных государств в экстремальных ситуациях, а также выполнение миротворческих миссий ООН, если Франция защищает свои интересы в рамках НАТО или Европейского союза, где Франция имеет исторические обязанности или где подвергаются опасности французские граждане».
Солдат Иностранного легиона на боевом задании. Фото: wikipedia.org
Суровое сито отбора
Прошли годы, изменилось многое. Иностранный легион считается элитным подразделением сухопутных войск Армии Франции. Он выковывает пехоту, саперов, десантников высокого класса, спецов по бронекавалерии. Сейчас в Легионе около 9000 человек – это почти десятая часть государственной армии. Кроме использования в качестве сил быстрого реагирования и сил специальных операций, легионеров привлекают к строительным и спасательным работам.
Набирают в Иностранный легион просто и по принципу добровольности. Все желающие попасть в Легион отправляются в центр отбора в городе Обань. Что интересно: билет до Обани из любого города Франции будет бесплатным для каждого. Также есть вербовочный пункт в Париже, в крепости Форт-де-Ножан.
Теперь об уголовном прошлом легионеров. Да, еще в начале прошлого века считалось, что Легион помогает преступникам скрываться от правосудия, однако совершивших тяжкие преступления выдавали полиции очень быстро. Сейчас каждого потенциального легионера пробивают по базе Интерпола, кроме того, офицеры Легиона негласно собирают досье на кандидата в стране его проживания. В Легион могут принять при наличии судимости за хулиганство или пьяное вождение, к примеру. Но убийц, насильников и наркоторговцев не просто не примут, но еще и сдадут полиции при первой же возможности.
Возрастной ценз при приеме в Легион – от 17,5 до 40 лет, причем для несовершеннолетних требуется разрешение родителей. Женщин в Иностранном легионе нет и пока не предвидится даже в штате поваров и уборщиков.
Отбор на службу очень строг, хотя если раньше считалось, что в легионеры берут гениев с IQ выше 200 и с великолепной физической подготовкой, то сейчас основное требование – просто отсутствие серьезных проблем со здоровьем (при отборе заглянут даже в рот и проверят зубы). Будущие легионеры месяц проходят отбор, включающий в себя проверку физической подготовки, кучу психологических тестов и массу собеседований со службой безопасности. Прошедшие сито отбора – в месяц это примерно 15-20 человек из 500 желающих – отправляются дальше на 4-месячную учебу в город Кастельнодари в Пиринеях. Непрошедшим желают доброго пути, отправляют домой и ждут через три месяца повторную заявку.
Тем, кто закончил обучение, торжественно вручается белый кепи – отличительный головной убор рядового солдата Французского Иностранного легиона. Также легионеры носят зеленые береты, сдвинутые вправо, как и во всей французской армии.
Далеко не каждый выдержит нагрузки при подготовке солдат в легионе. Фото: Официальный сайт Французского Иностранного легиона legion-etrangere.com
Стать французом «по праву пролитой крови»
При вступлении в ряды Иностранного легиона новобранец заключает контракт сроком на 5 лет. Минимум два из них легионер должен отслужить за пределами Франции (здравствуйте, пустыни Алжира, Туниса или Марокко!). Причем в первые четыре месяца еще можно послать к чертям всю французскую военщину и отправиться домой без последствий, все что после этого – только служить до конца контракта. После первого 5-летнего контракта можно подписывать и полугодовые, и годовые, и снова 5-летние.
Легионер в парадной форме. По традиции они носят бороды. Фото: wikipedia.org
Один закрытый 5-летний контракт плюс еще два года службы дают право на получение французского гражданства либо вида на жительство в стране. Если легионер получает ранение в ходе боевых действий, то право на получение гражданства он получает немедленно – «по праву пролитой крови».
Что же касается смены имени для поступивших в Иностранный легион, то тут тоже все просто. Легионеру дадут Anonymat – новые ФИО, место и день рождения. Через три года легионер либо возвращает свое старое имя, либо узаконивает новое. Но в Легионе говорят, что для смены имени у человека должны быть довольно веские причины…
Статус легионеров – не наемники, как любят утверждать те, кто не имеет к Иностранному легиону никакого отношения. Официально легионеры считаются добровольцами, служащими в рядах действующей французской армии. И получают зарплату в зависимости от выслуги и чинов – в среднем 2500-3000 евро в месяц плюс надбавки и премии. Для Франции это не так уж и много, тут все дело в престиже и репутации. Выходцы из Иностранного легиона идут нарасхват в любой стране. Причина этому – суровая подготовка, жесткая дисциплина, частые командировки – курсы выживания в тропических лесах. Огневую подготовку легионеры проходят в стрельбе из любого оружия – от автоматов и снайперских винтовок до противотанковых комплексов. Попутно в Легионе можно получить французское среднее или высшее образование, а также пройти множеств дополнительных курсов – например, альпинистских или горнолыжных.
Командиры – исключительно французы
Больше всего в Иностранном легионе жителей Восточной Европы – больше трети, четверть составляют южноамериканцы, а пятая часть – французы с новыми документами бельгийцев, люксембуржцев или монегасков. Командный состав – исключительно французы.
Кого практически нет в Иностранном легионе – так это мусульман. Абсолютное большинство отсеивается еще на этапе отбора. Причину в Легионе сформулировали кратко: «В связи с ростом угрозы от исламских экстремистских организаций». Точно так же относятся и к представителям праворадикальных организаций из любой страны.
И да, утаить эту информацию от офицеров отбора в Иностранный легион нереально. Помним, что они неофициально собирают информацию о каждом кандидате.
А что по украинцам?
Командует подразделением бригадный генерал 66-летний этнический украинец Кирилл Ющенко. Фото: Официальный сайт Французского Иностранного легиона legion-etrangere.com
До начала полномасштабного вторжения России в Украине в Иностранном легионе численностью в 9500 человек служили около 700 украинцев. Часть из них вернулась домой для защиты страны. По меркам Легиона, это дезертирство, но наверняка они могут рассчитывать на снисхождение, учитывая причины их побега.
Возвращаясь к вопросу, почему Французский легион не задействован в Украине, – дело-то за малым: за политическим решением. Отдельные легионеры в ВСУ – это превосходно, но этих бравых ребят нужно больше. Да и глава Французского Иностранного легиона с лета 2023 года – явно этнический украинец 66-летний Кирилл Ющенко, закончивший военное училище Сен-Сир и имеющий за плечами десятки успешных операций в Боснии, Джибути, ЮАР, Чаде, Мали, Буркина-Фасо – неужели бы проигнорировал просьбу со своей исторической родины?
У легионеров есть клич «Легион, ко мне!» Это сигнал о помощи. Каждый легионер, услышавший этот клич, обязан помочь своему сослуживцу, чего бы это ему ни стоило. Возможно, французы услышали этот призыв, доносящийся из Украины.