Иск в суд может заставить таинственного художника Бэнкси раскрыть свое настоящее имя
Два коллекционера подали в суд на компанию граффити-художника Pest Control (дословно — «контроль за вредителями») из-за ее отказа подтвердить подлинность картины «Королева-обезьяна», пишет The Guardian.
После трех лет попыток получить ответ терпение Ники Каца и Рэй Хоуз лопнуло и они подали в суд на Pest Control за нарушение контракта. На сайте Pest Control отмечено, что она будет выдавать сертификат подлинности для картин, гравюр, скульптур и других образцов творчества. Компания сравнивает сертификат с техническим паспортом для мира искусства.
«Это означает, что вы можете купить, продать или застраховать произведение искусства, зная, что оно легальное», — говорится на сайте.
Бенкси, известный своими трафаретными изображениями, называет себя «качественным вандалом», высмеивающим представителей власти с помощью произведений искусства в общественных местах. Его частично изрезанная картина «Любовь в мусорнике» была продана на аукционе в 2021 году более, чем за 18,5 млн фунтов стерлингов, а его принты с автографами продаются за пяти- и шестизначные суммы.
Сайт Pest Control был создан художником в 2008 году после того, как в Интернете начали продавать поддельные принты. Он играет ключевую роль на рынке его работ. По словам Бэнкси, сертификат подлинности является жизненно важным для достижения максимальной цены при продаже его работ.
На протяжении десятилетий настоящая личность Бэнкси остается загадкой для СМИ и общественности. Среди «подозреваемых» уже были Роберт Дель Наджа из Massive Attack, Джейми Хьюлетт из Gorillaz и Нил Бьюкенен, бывший ведущий телевизионной программы «Арт-атака».
В 2008 году Daily Mail «разоблачила» Бэнкси как Робина Ганнингема, в то время 34-летнего бывшего ученика государственной школы, хотя художник это отрицал. Никто так и не смог полностью связать Ганнингема и Бэнкси. Это разрушило бы его таинственность и потенциально снизило бы цену, которую платят за его работы.
Лишь в одном интервью репортеру BBC в 2003 году Бэнкси назвал свое имя. В недавно появившейся записи Бэнкси спрашивают, является ли его настоящим именем «Роберт Бэнкс», а он отвечает: «Это Робби».
Кац и Хоуз утверждают, что тщетно пытались получить от Pest Control подтверждение, является ли «Королева-обезьяна» настоящим принтом Бэнкси из ограниченного тиража в 150 экземпляров.
Они прислали работу в Pest Control, объяснив, что приобрели ее за 30 тысяч фунтов стерлингов в 2020 году из имения недавно умершего коллекционера Бенкси, но, похоже, не имели никаких сопроводительных документов, подробно описывающих элементы коллекции.
65-летний лондонец Кац, владелец карьера и коллекции произведений искусства, которая включает в себя большое количество работ Бэнкси, говорит, что «Королева обезьян» стоит от 55 000 до 70 000 фунтов стерлингов и возмущен задержкой со стороны представителей художника.
«Мы до сих пор в неопределенности, а это большие деньги. Они утверждают, что являются официальными валидаторами работ этого художника. Но это длится уже три года. Они просто не отвечают. Не говорят изображение настоящее или нет. Все три года нас водят за нос», — возмущается он.
По его словам, они просто должны проверить произведение и дать заключение.
«Просто скажите: она настоящая или нет. Это услуга, которую вы утверждаете, что оказываете. Если это не так, ничего страшного, мы будем иметь претензии к имению, у которого была приобретена работа. Если да, то здорово. Просто дайте нам документы, которые нам нужны, чтобы это подтвердить», — объясняет Кац.
По его словам, другого выхода, как судиться они не видят.
Кац также говорит, что уже разочарован Бэнкси, поскольку тот сделал все, чтобы никто не мог подтвердить подлинность его работ без его сертификата.
«Это очень сильно влияет на стоимость его работ. Будь у меня картина Леонардо да Винчи, не существует никакого «Леонардо-контроля», который бы подтвердил ее подлинность. Я бы просто отнес ее к экспертам, чтобы они сказали мне: это произведение искусства Леонардо да Винчи или нет. В случае с Бэнкси, даже если у вас есть экспертный вывод о том, что это его работа, если у нее нет сертификата Pest Control, вы не можете полагаться на заключение ни одного эксперта», — отметил он.
Джон Брандлер, ведущий специалист по продаже работ граффити-художников, считает, что такое поведение Pest Control является рыночной манипуляцией, а Бэнкси сертифицирует только те работы, которые он хочет, чтобы имели конкретные люди.
«Это не автентификация. Если кто-то находит у себя на чердаке Тициана, никто не спрашивает: "Кто ты такой и откуда он у тебя?". Это или Тициан, или нет. В случае с Бэнкси все иначе: «Кто ты такой и почему я должен тебе это подтверждать?», — сравнивает ситуации Брандлер.
В то же время, он отметил, что цены на работы Бэнкси сейчас значительно ниже, чем были три года назад. В качестве примера он привел картину «Полицейская машина», на которой изображен автомобиль, приподнятый на кирпичах. По словам специалиста, два-три года назад она обошлась бы от 1,5 до 2 миллионов фунтов стерлингов. Месяц назад была продана в Париже за 300 000 евро.
Pest Control прокомментировал ситуацию с подтверждением подлинности сухо.
«Наш процесс аутентификации надежный и тщательный, а иногда и длительный. Мы выдали многие тысячи сертификатов подлинности», — сообщили в компании.
В 2021 году Бэнкси потерял интеллектуальные права на несколько своих работ из-за нежелания раскрывать свою личность.