8 марта на Netflix вышел фэнтезийный фильм «Дева против беды», главную роль в котором исполнила звезда нетфликсовских же «Очень странных дел» и «Энолы Холмс» Милли Бобби Браун. В этой рецензии рассказываем, как на момент съемок еще 18-летняя актриса с мечом наперевес противостояла огнедышащей драконице в темной пещере и стоил ли этот неравный поединок потраченного на него времени.
Плюсы:
очередная возможность полюбоваться Милли Бобби Браун всем ее поклонникам; хорошо нарисованный компьютерный дракон
Минусы:
примитивизм, проявляющийся во всем — от сценарных потуг и персонажей до смехотворного изображения битвы главной героини с драконицей
«Дева против беды» / Damsel
Жанр темное фенези
режиссёр Хуан Карлос Фреснадильо
В ролях Милли Бобби Браун, Ник Робинсон, Анджела Бассетт, Робин Райт, Рэй Уинстон
Премьера Netflix
Год выпуска 2024
Сайт IMDb
Молодая красавица Элоди вынуждена согласиться на брак по расчету, чтобы спасти свой голый, босой и категорически обездоленный народ от неминуемой гибели. Ее отец лорд Бейфорд, мачеха и младшая сестра Флория прибывают в роскошное и откровенно сказочное королевство, чтобы Элоди вышла замуж за местного принца Генри. Взамен король и королева обещают Бейфорду столько золота, что хоть лопатой греби.
Поначалу приветливые хозяева кажутся вполне милыми людьми, а принца можно даже назвать учтивым и приятным молодым человеком, да и живописная местность здесь резко контрастирует с бесплодной пустошью родного края. Но после свадебной церемонии Элоди сообщают о каком-то древнем, и странном, обычае, в котором она должна принять участие. В итоге девушку хоть и без пафосных возгласов вроде «это Спарта!!!», но все равно крайне неожиданно сбрасывают в пропасть, где ее ждет кровожадная огнедышащая драконица с трагическим прошлым.
Только вот Милли Бобби Браун уничтожает эти стереотипы путем слепого следования примерам маскулинных героев экшен-фильмов из прошлого.
Она упорно рубит дрова на холоде, словно Рокки Бальбоа в заснеженной советской глуши. Босиком продирается сквозь узенькие проходы пещер со скудным источником света, как тот Джон Маклейн в вентиляционной трубе с зажигалкой. Готовится к решающей битве с монстром и мажется целебной слизью (не спрашивайте) ну прямо как Шварценеггер читерской грязью в противостоянии с Хищником.
Все это могло выглядеть достаточно эффектно, если бы не выглядело настолько нелепо. И дело не в том, что с героиней что-то не так, потому что сильных женских персонажей и крутых воительниц кинематограф подарил в изобилии (ныне в первую очередь вспоминается Элен Рипли). Дело в реализации замысла.
Даже у критиков, которые в один голос нахваливали далеко не выдающуюся «Энолу Холмс», где-то лопнуло терпение, и феминистический пафос здесь уже не столь спасителен (на момент написания текста рейтинг на Rotten Tomatoes составляет скромные 60% при 93-х у «Энолы Холмс 2»).
Настоящая беда в том, что здешние приключения выполнены настолько примитивно и непритязательно, что и в рамках жанра условного фэнтези это видится вопиющей неправдоподобной халтурой. В ней босоногая девочка в потрепанном платьице отвешивает хороших тумаков огнедышащей драконице, которая за две секунды раздавливает беспомощных врагов, как перезрелые томаты. В один из моментов пещерное чудище неожиданно прибегает к методам, близким Т-1000, приказывая отцу позвать дочь и затем вонзая острый коготь в тело несчастного деда.
Можно было сообразить и нечто вроде «Добычи», предлагавшей принципиальное и реально бескомпромиссное противостояние со взрослым рейтингом. На крайний случай попытаться адаптировать собственную версию «Как приручить дракона», драматургия которого куда качественнее здешней.
Но черта с два: ни режиссер зомби-хоррора «28 недель спустя» Хуан Карлос Фреснадильо, ни сосценарист десятого «Форсажа» Дэн Мазо, ни собственно Netflix явно не нацелены на серьезную аудиторию. Они предлагают еще один чертовски прямолинейный типа блокбастер без малейшей выдумки, который сгодится в качестве пятничного развлечения 12-летним девочкам. Словом, расходимся, старикам тут не место.
Оно хорошо, что современные прогрессивные кинематографисты пытаются деконструировать устоявшиеся тропы и закостенелые сказочные образы. Но делать это стоит более качественными способами, чем создание примитивных и практически бессюжетных однодневок.
Нет никаких сомнений (хотя конкретно здесь есть), что сегодня дева способна справиться с любой бедой в этом несправедливом мире. Но все ее старания будут напрасными, если сама лента — сплошная беда.
Вывод:
В битве против непреодолимого метафорического врага главная героиня — и Шварценеггер, и Сталлоне, и Брюс Уиллис, и еще бог знает кто в одном лице. Вот только создатели забывают наделить ее хоть какими-то индивидуальными чертами, и это выглядит гораздо красноречивее, чем умение девушки достигать цели огнем и мечом.