С 14 марта в кинотеатрах начался прокат сверхъестественного фильма ужасов «Заклятие. Царство тьмы». Это полнометражный дебют американского постановщика с индийскими корнями Бишала Датты. Эта лента не имеет никакого отношения к известной хоррор-франшизе Джеймса Вана, начатой фильмом «Заклятие» (2013), зато получила в продюсеры Рэймонда Мэнсфилда и Шона Маккитрика из нашумевшего «Прочь» Джордана Пила, о чем гордо сообщает надпись на официальном постере. В рецензии ниже рассказываем, какие приемы использует молодой дебютант Датта и что именно пытается донести до зрителя.
Плюсы:
попытка не только напугать, но и транслировать остросоциальное высказывание; монстр выглядит убедительно; несколько захватывающих сцен, в которых действительно переживаешь за судьбу персонажей
Минусы:
запредельное количество типичных жанровых тропов и приемов; слабо репрезентированы особенности индийской культуры; в целом вялое повествование в стиле слоубернер не идет на пользу;
«Заклятие. Царство тьмы» / It Lives Inside
Жанр сверхъестественный фильм ужасов
Режиссёр Бишал Датта
В ролях Меган Сури, Ниру Баджва, Могана Кришнан, Бетти Гэбриэл, Вик Сахай
Премьера кинотеатры
Год выпуска 2023
Сайт IMDb
Юная Самидха — дочь индийских иммигрантов, перебравшихся в уютный пригород в США. Девушка не слишком заинтересована в индуистских обрядах, навязываемых матерью, и вообще, кажется, не хочет иметь ничего общего с тем, что подчеркивает ее национальную идентичность. Самидха перестала дружить со своей землячкой Тамирой, ставшей странным школьным изгоем, которого все избегают, и сосредоточилась на дружбе с местными подростками.
Однажды явно чем-то встревоженная Тамира с банкой в руках просит у бывшей подруги помощи. Она неразборчиво пытается объяснить, что ее преследует таинственная сила, с которой ей не справиться в одиночку. Но далекая от понимания ситуации Самидха разбивает банку, делая вывод, что ее одноклассница просто сошла с ума. Однако этот поступок не остается без последствий: Тамира мгновенно исчезает, а Самидха тем временем на собственном опыте убеждается, что темная сила обратила свое внимание уже на нее.
Еще в самом начале становится понятно, что на месте несчастной Тамиры в итоге окажется главная героиня. К подобной предсказуемости добавляется то, что «Заклятие. Царство тьмы» буквально нашпиговано типичными жанровыми тропами.
Загибаем пальцы. Потрепанная тетрадь с мрачным изобразительным искусством — есть. Старый заброшенный дом с темным подвалом — есть. Вышеупомянутый прием «монстр из чулана» — его вообще заспойлерили еще в трейлере. Коридорная игра со светом — пожалуйста. Сюжетный ход «ты видишь монстра, которого не видят другие и из-за этого тебя считают сумасшедшим» — получите и распишитесь.
Авторы используют эти древние клише не столько, чтобы напугать (таких ленивых джампскейров еще надо поискать), сколько для раскрытия основной темы. А именно — поиска самоидентификации и интеграции индийских иммигрантов в чужеродное пространство, то есть в американский социум.
Красноречивым здесь выглядит поведение Самидхи, которая всячески пытается забыть о своем национальном самосознании и быть такой, как все; а также чрезвычайно выразительная сцена, где индийская семья подвергается осуждающим взглядам окружающих.
Жаль, что Датте и его творческой команде не удалось оформить свой месседж либо в мощное авторское кино, либо хотя бы завернуть в яркую обертку увлекательного жанрового продукта.
Несколько неожиданно Датта обращается к стилистике классических j-хорроров вроде «Звонка» или «Проклятия», когда на экране появляется хорошо узнаваемая сцена с перекошенной теткой с длинными черными волосами. Но ее необоснованное присутствие смахивает на желание режиссера впихнуть в повествование всего и побольше. Не идет на пользу и очевидная ограниченность в бюджете: его хватило лишь на одну-единственную учительницу, заседающую в обычно пустом школьном здании.
Сам монстр (здесь это демон пишачи из индийской мифологии) получился довольно убедительным и очень напоминает Регенерадора из финальной части «Обители зла» Пола Андерсона. Впрочем, каким бы мерзким не оказалось местное порождение фантазии авторов фильма, все это задумывалось в первую очередь как демонстрация борьбы с демонами внутренними. А их сила, как известно, действительно разрушительна, в отличие от тех, что укоренились в мифах.
Вывод:
«Заклятие. Царство тьмы», к сожалению, не использует свой потенциал, а попытки погрузиться в социальный подтекст меркнут на фоне нагромождения надоевших жанровых клише.