Снова нагребает волна о переговорах, принуждении к миру и вот это все.
Здесь и Макрон с его размещением войск, и проблемы с американской помощью, и выборы Путина, и бесконечность российских ресурсов, и Трамп – все вместе. Поэтому следует все же снова напомнить несколько очевидных вещей.
Проблема в том, что если мы смотрим на происходящее вокруг только через призму борьбы Украины и России, мы сами себе сужаем поле для возможностей и маневра. Потому что ситуация в мире намного сложнее, не крутится вокруг нас и требует думать и действовать посложнее.
Локально наша задача сейчас – сохранение украинского государства. Не сожжение Москвы (даже если очень хочется). Не развал России (даже если очень хочется). А сохранение Украины и ее субъектность.
Глобально же все гораздо масштабнее – Украине нужно пережить начинающийся период мировой турбулентности. Ибо большие войны в других частях мира вероятны, большие кризисы в больших странах еще только набирают ход – и о Китае, и о США речь.
Для решения глобальной задачи можно пойти на разные маневры – и дипломатические, и военные. Но главное, чего не надо делать – это делать резкие движения под влиянием эмоций.
Российские планы имеют тенденцию не сбываться. Первый дедлайн «полного освобождения Донбасса от украинцев» (если не считать февраль – март 2022 года) был на 9 мая 2022 года. А до сих пор нет. Даже близко нет. О Киеве или Одессе они могут мечтать.
Украинские планы тоже не всегда реализуются, но, например, существование «белгородского направления» боевых действий (вместо «харьковского») даже самые украинские оптимисты 2022 года не могли представить. Но он объективно существует.
Американские планы не факт, что вообще существуют, по поводу характера и течения этой войны. Они все еще гораздо больше смотрят на Ближний Восток и на Дальний Восток. Ну, такие уж приоритеты.
Поэтому, когда вам в очередной раз напишут, что «есть план завершения войны летом 2024», «осенью 2024» или 2025 года – вам напишут сознательную ложь. Даже если кто действительно думает, что у него есть план. Будь то Байден, Си, Эрдоган или Путин. Война может продолжаться еще много лет, может завершиться в условном «завтра». И наверняка почти каждый сценарий завершения будет неожиданным для большинства наблюдателей, а те, кто спрогнозируют правильно – просто попадут пальцем в небо. Редко бывает так, как во Второй мировой, это скорее исключение для войн.
Мы живем – все мы, от Байдена и Си до нас с вами – в мире, где будущее есть продукт малопрогнозируемых и малопросчитанных решений, тенденций и последствий. Поэтому лучше всего что можно делать – *башить неустанно. Все остальное, включая попытки надолго планировать будущее, ничего кроме невроза не даст. Тот случай, когда «делай что можешь, а будет как будет» – единственный действительно надежный план на будущее.