В Украине планируют зарегистрировать законопроект, вводящий государственное регулирование в Украине Telegram. Инициатором документа является народный депутат от фракции «Европейская солидарность» Николай Княжицкий, который собирает подписи в поддержку своего законопроекта. Об этом Княжицкий рассказал на своей Facebook-странице.
- Проблема Telegram – это не совсем проблема медиа. Проблема его в том, что это российская сеть, которая, тем не менее, активно продвигается украинскими властями как основной источник информации для украинцев. И получается совсем странная ситуация: с одной стороны Генштаб ВСУ прямо говорит, что нужно прекратить использовать российские сети типа Telegram, а СБУ, МВД, СНБО и другие органы делают совместное заявление об использовании Telegram российскими спецслужбами. Но с другой — эти же органы используют этот же Telegram как официальный источник информации для украинцев, — написал Николай Княжицкий.
По его словам, законопроект не предусматривает блокировку Telegram и «подобных платформ распространения СМИ».
- Так получилось, что Закон о медиа регулирует все типы средств массовой информации, за исключением платформ типа Telegram и им подобных. То есть и платформы типа YouTube, и онлайн-СМИ, и телеканалы, включая иностранные, – для всех них закон предусматривает отдельное регулирование. Месенджеры типа Telegram в законе хотя и упоминаются, но регулирования для них никакого нет. В условиях, когда по статистике 72% украинцев получали новости именно через Telegram (для сравнения - YouTube только 16%), это выглядит как минимум не последовательным. только один из них) примерно такая же регулировка, которая установлена законодательством для платформ типа YouTube, - отметил нардеп.
Какие изменения предлагаются для подобных платформ:
1) они должны реагировать на распространение через них такого же контента, который уже сейчас запрещено распространять через другие медиа (в том числе в YouTube и онлайн СМИ). Речь идет о порнографии, пропаганде наркотиков, глорифификации фашизма, оправдывании российской агрессии и т.д. Перечень запретов остается тем же, который существует сейчас, и этим законопроектом не меняется;
2) они обязаны по запросу Нацсовета по телерадиовещанию раскрывать структуру собственности, а также источники финансирования - как сейчас предусмотрено для других медиа и сервисов;
3) если структура собственности или источники финансирования платформы будут признаны непрозрачными, данная платформа не может использоваться госорганами и финансовыми структурами, обрабатывающими персональные данные украинцев. Такие платформы и связанные с ними сервисы не могут устанавливаться на любых устройствах, используемых для служебных целей. Это соответствует практике, уже существующей в Швейцарии и некоторых стран ЕС. Например, в Норвегии служащим запрещено использовать Telegram и служебные устройства с марта 2023 года примерно по тем же причинам;
4) поскольку силы безопасности и обороны должны иметь особенности деятельности из-за их специфики, то ограничения и запреты использования платформ с непрозрачной собственностью, к ним не применяются. Вернее, могут применяться, если это будет установлено постановлением правительства.
- Ранее стало известно, что в страсти вокруг нового порядка мобилизации неожиданно вклинился законопроект, который отвлек на себя часть внимания. Группа народных депутатов во главе с членом Комитета по вопросам правоохранительной деятельности Александрой Устиновой предлагает отменить уголовную ответственность за незаконное обращение с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, незаконное изготовление оружия и взрывчатки.
- 13 марта в украинский парламент также был внесен законопроект, которым предлагается разрешить освобождать заключенных от отбывания наказания в случае прохождения военной службы. Об этом свидетельствует карточка законопроекта на сайте Рады.