WSJ проанализировало, "под угрозой" ли религиозная свобода в Украине
Противники американской помощи Украине утверждают, что страна "преследует христиан". Действительно ли религиозная свобода в Украине "под угрозой"? Нет, пишет издание WSJ. Но отмечает, что Украина стоит перед дилеммой, как обращаться с УПЦ МП.
"Когда американские лидеры представляют это как войну за демократию и права человека, было бы хорошо, если бы получатель помощи был немного внимательнее к правам человека, включая религиозные свободы", - сказал сенатор-республиканец Джей Вэнс, заявив, что Украина "делает очень плохие вещи", ссылаясь на "сообщения о том, что против священников проводят расследования и конфискуют церковное имущество".
Сенатор-республиканец Рэнд Пол говорит, что украинцы "вторглись в церкви, арестовывают священников", а республиканец Пол Госар сказал, что Киев "запретил старейшую и самую большую конфессию Украины". Американский телеведущий, недавно взявший интервью у российского диктатора Владимира Путина, Такер Карлсон в прошлом году заявлял, что президент Украины Владимир Зеленский "запретил христианскую веру в своей стране и арестовал монахинь и священников".
Бывший сотрудник Капитолийского холма, а ныне президент Ukraine Freedom Project Стивен Мур посетил около сотни офисов Республиканской партии с сентября по январь. По его словам, около трети выразили обеспокоенность тем, что Зеленский "преследует украинских христиан".
Этот нарратив – продукт PR-кампании и лоббирования, звучит плохо. Но он неправдив, и американцы, в частности, должны понять дилемму, в которой оказалась Украина. После 11 сентября США стремились защитить религиозную свободу, одновременно защищаясь от исламского терроризма. Украина стремится отстоять религиозную свободу, в то же время решая проблему контроля России над УПЦ МП, которая поддерживает Кремль.
История начинается в Советском Союзе. После революции 1917 года православные христиане ушли в подполье и доказали свою стойкость во время преследований. Сталин пришел к выводу: если он не может уничтожить христианство, то вместо этого просто его "кооптирует". Начиная с 1943 года он возобновил Московский патриархат Русской православной церкви, вновь открыл церкви и семинарии - под контролем государства. За этой официальной религиозной жизнью "можно было следить, регулировать, облагать налогом и, что самое важное, использовать для достижения политических целей", отмечает историк Государственного департамента США Кэтрин Дэвид.
После распада Советского Союза возникли подтверждения широких связей меж Русской православной церковью и КГБ. В прошлом году два швейцарских издания сообщили, что среди агентов КГБ был Владимир Гундяев, известный сегодня как патриарх Кирилл – глава РПЦ с 2009 года.
Канада, Великобритания и Чехия ввели санкции против Кирилла из-за его поддержки войны РФ против Украины. Нина Ши из Центра религиозной свободы Гудзонского института говорит, что оправдание войны русской церковью "можно сравнить с джихадом в исламе". Кирилл утверждает, что погибающие во время исполнения воинского долга приносят жертву, которая "смывает все совершенные грехи".
УПЦ МП исторически действовала как подчиненная ветвь Русской православной церкви. Как отмечает ISW, УПЦ МП "предоставила материальную поддержку вторжению России в Крым и на Восток Украины в 2014 году", а российские солдаты использовали церковные здания "как военные склады, полевые госпитали и даже боевые позиции во время полномасштабного вторжения".
УПЦ МП говорит, что осудила вторжение РФ, призвала к переговорам и выразила несогласие с Кириллом. Также УПЦ заявила, что внесла уставные изменения, указывающие на ее "полную автономию и независимость". Однако на сайте РПЦ перечисляется более ста представителей Украинской Православной Церкви как члены ее епископата. Многие также включены в список УПЦ МП.
Лоббист Роберт Амстердам, представляющий УПЦ МП, говорит, что она "разорвала все административные связи с РПЦ", включая "отзыв своих старших членов и епископов из Синода РПЦ". По его словам, УПЦ МП не может контролировать то, что РПЦ говорит или делает на своих веб-сайтах, и очевидно, что у россиян есть собственная повестка дня, чтобы исказить независимость церкви". Он также заявил, что "каноническая или духовная связь" между церквами "не является юрисдикцией политиков, чтобы изменять ее".
По словам главы Государственной службы Украины по этнополитике и свободе совести Виктора Еленского, около 22 служителей УПЦ были осуждены за незаконное сотрудничество с россиянами и другие преступления, связанные с войной. Священники, в частности, осуждены за информирование России о позициях ВСУ и другом шпионаже, а также за распространение пропаганды с призывами к свержению власти. По оценкам Еленского, еще 72 человека, связанных с церковью, являются объектами уголовных производств или получили уведомление о подозрении. Амстердам говорит, что "меньше 1% членов УПЦ МП имеют проблемы".
Еленский утверждает, что "основная проблема не в горстке коллаборантов", а во всей структуре, которая передает российские идеи и нарративы, а также является каналом влияния РФ.
У православных Украины есть альтернатива. Пять лет назад Патриарх Константинопольский признал полностью независимую, самоуправляющуюся Православную Церковь Украины. Но РПЦ и УПЦ МП отказываются признавать ПЦУ. Многие церковные общины перешли из УПЦ МП, эта тенденция ускорилась после февраля 2022 года.
Верховная Рада рассматривает законодательство об устранении рисков национальной безопасности со стороны религиозных организаций, поддерживающих связи с РФ. Как ожидается, законопроект не будет устанавливать новые преступления или уголовные наказания. Законопроект, среди прочего, запрещает украинским религиозным организациям объединяться в религиозные организации, расположенные или имеющие руководящий центр в государстве, ведущем вооруженную агрессию против Украины. Он также запрещает религиозным организациям распространять пропаганду, в частности, материалы, призывающие к уничтожению Украины, геноциду украинского народа, насильственному завоеванию и оккупации Россией других государств.
Именно этот законопроект является центром внимания тех, кто утверждает, что Украина "нарушает религиозную свободу". В октябре 2023 года профессор права Университета Пенсильвании Уильям Берк-Уайт написал статью в The Hill, утверждая, что законопроект будет "запрещать свободу вероисповедания миллионам украинцев".
В статье, однако, не упоминается, что Берк-Уайт получал деньги за публикацию мнений в The Hill от имени УПЦ МП. В ноябре 2023 года стало известно, что Берк-Уайту предоставляли почасовую плату в 1400 долларов за деятельность, включавшую публикацию авторской статьи в The Hill и разъяснительную работу с Белым домом, Госдепом США и американскими законодателями. Сообщалось, что он получил семь тысяч долларов за работу от компании Amsterdam & Partners.
Помимо УПЦ МП, Amsterdam & Partners официально представляет интересы подсанкционного бизнесмена Вадима Новинского. Ее публичная позиция: "Украина незаконно конфисковала активы Новинского и безосновательно преследует его из-за религиозных убеждений".
Лоббист Амстердам, партнер-основатель фирмы, говорит, что Берк-Уайт "не имел никаких формальных отношений с УПЦ в то время и присоединился к фирме в качестве старшего советника по этому вопросу после публикации" статьи в The Hill. Он утверждает, что Берк-Уайт неправильно понял "как необходимость подавать декларацию по Закону о регистрации иностранных агентов (FARA), так и соответствующую сферу своей деятельности, подлежащую такому раскрытию".
В октябре Амстердам дал интервью Карлсону о "религиозных преследованиях" в Украине, которое просмотрели более 55 миллионов раз. Его компания также выпустила 32-страничный документ, в котором заявила, что "свобода вероисповедания в Украине подвергается нападению". В документе также был призыв к "санкциям и другим мерам против украинских чиновников". Амстердам повторил этот призыв в письме от 15 марта к руководству украинского парламента.
Доказательства не подтверждают обвинения в "преследовании" в Украине православных христиан. Однако угроза национальной безопасности страны со стороны некоторых "фракций" УПЦ МП реальна, и Украина реагирует на нее осторожно и взвешенно. Но существует скоординированная кампания, чтобы убедить американских избирателей и законодателей в обратном, однако их нельзя обманывать.
Ранее Екатерина Щеткина в статье “УПЦ МП идет на выборы. В США” рассказывала о том, как УПЦ МП пытается влиять на политическую повестку дня в Штатах. А в статье "Адвокат диакона" автор разбиралась, удастся ли УПЦ МП избежать запрета в Украине.