Смартфоны почти полностью вытеснили проприетарные мобильные телефоны без ОС, но так было не всегда. Более того, до появления Apple iOS и Google Android лучшие телефоны без ОС были не менее функциональными и удобными, чем смартфоны, а наиболее продвинутыми из них были не Nokia или Samsung, а Sony Ericsson. Они стояли на три головы выше любого другого телефона того времени, но благодаря чему? В этом материале поговорим о том, как шведско-японские телефоны были воплощением возможностей и качества, совершенным идеалом и образцом технологий в течение длительного времени.
Содержание
- 1 Разница между смартфоном и телефоном
- 2 Король великой и ужасной Java 2ME
- 3 В коробке найдется все
- 4 Cyber Shot в каждую семью
- 5 Когда телефон понимает своего владельца
-
6 Выводы
- 6.1 Выражаем благодарность компании Sony Ericsson за четкие фотографии, за искренние 3D Java эмоции, за лучший функционал своего времени и за неоценимо большой вклад в развитие мобильных технологий.
Разница между смартфоном и телефоном
Сейчас для людей понятия телефон и смартфон стали тождественными, но так было не всегда. Раньше большая часть продаж приходилась именно на «мобилки» без OS. Население не видело явных преимуществ Symbian, Windows Mobile, Palm OS над функциональными телефонами начала 2000-х и это отчасти правда.
Смартфон прежде всего имеет открытую файловую систему и поддерживает установку программ/игр внутреннего «рабочего» формата (*sis, *cab, *prc, а не *jar, как для Java телефонов). Функционально это давало серьезные преимущества, ведь Java машина была сама по себе «костылем» и работала не слишком хорошо.
Разработчики с развязанными руками могли создавать функциональный софт и игры с хорошей графикой и объемными текстурами. Некоторые из них занимали по 10-50 МБ, когда Java игра редко превышала 1 МБ. С программами ситуация была аналогичная.
Это все хорошо, но долгое время люди имели серьезные проблемы с доступом к приложениям и играм. Даже первые поколения iPhone не имели встроенного магазина программ, поэтому добывать нужный софт было непросто. Благодаря своей распространенности найти программу или игрушку для Java было значительно легче.
Дополнительной преградой мог стать высокий порог вхождения в мир смартфонов того времени. Например, владелец Nokia N82 скачал *sis инсталлятор крутого медиа плеера, но он не открывается из-за того, что чертовы Symbian сертификаты устарели, а на Samsung i780 обнаружена проблема совместимости с *cab файлом, который был создан для версий Windows Pocket PC с другими процессорами. Таких примеров было немало, фанаты старой школы поймут.
В противовес всем этим неудобным кнопочным смартфонам Sony Ericsson продвигала свою Java платформу. Она была удобнее, быстрее, понятнее и не менее функциональной, чем топовые решения Nokia N-Series, которые еще и продавались по завышенным ценам. Пользователь получал все, что ему нужно, а главное без лишних движений, нажатием одной кнопки. Все должно работать из коробки, как мы имеем на рынке современных Android/iOS. Относительно других Java телефонов разница была огромной, о чем детальнее расскажем ниже.
Параллельно Sony Ericsson развивала Symbian UIQ, которые позиционировали больше как КПК. Это был совсем другой класс устройств, который имел не ту же самую целевую аудиторию, что флагманы Nokia N-Series, топовые Samsung, LG, Motorola тех времен. В статье поговорим именно о самых популярных, то есть классических кнопочных телефонах SE.
Король великой и ужасной Java 2ME
Java быстро заполонила рынок телефонов, вытеснив сложный и идеально оптимизированный Mophun. Несмотря на то, что Java требовала больше ресурсов и давала низкую производительность, на Sony Ericsson эта платформа работала лучше всех производителей. Никто даже не приблизился по уровню совместимости и быстродействия к шведско-японским телефонам.
Дело не только в мощной начинке, но и в программном подходе. SE получили отличную оптимизацию, поэтому все запущенные приложения/игры (а запускались 99%) работали быстрее, чем на Nokia. Особенно это ощущалось в тяжелых 3D играх, как Galaxy On Fire, Rally Pro Contest, Planet Riders, Colin McRae Dirt и т.д. Пользователь получал более высокий FPS, чем владельцы других телефонов.
Samsung, LG и Motorola тем более не могли конкурировать с Sony Ericsson, ведь несовместимость чуть ли не половины Java приложений создавала негативный опыт использования. Игра/программа могла просто не запуститься, чего почти не бывало на условном Sony Ericsson K800i. Пользователь заплатил за игру, загруженную через платное SMS (из глянцевого журнала о мобильных технологиях) и он гарантированно ее получал в рабочем состоянии.
Сравнение производительности игры Rally Pro Contest на Sony Ericsson K770i (слева) и Samsung S5350 (справа):
Например, на телефонах конкурентов всегда были какие-то ограничения на максимальный объем Java программы, а также они не работали в фоне. Sony Ericsson без проблем позволял свернуть Java игру, зайти в Opera Mini, загрузить рингтон, о котором рассказал друг во время параллельной переписки в ICQ и это все одновременно, как на продвинутом смартфоне. Платформа Nokia Series 40 еще долгое время была на две головы слабее A100, а другие производители на три головы.
Так что приложения на Sony Ericsson находить было легко, они работали быстрее, чем у конкурентов, да еще и имели максимальный уровень совместимости. Платформа Sony Ericsson A100 была функциональной, а обновленная A200 получила улучшенный медиаплеер, гигантскую телефонную книгу и более продвинутый интерфейс. Не счастье ли было иметь такой телефон до эпохи Android/iOS?
В коробке найдется все
Преимуществом смартфонов является поддержка стороннего софта, который позволяет расширить функционал устройства в нужном владельцу направлении. В большинстве случаев «из коробки» владелец смартфона получал базовый минимум программ, которые были в любом другом телефоне того времени.
К таковым относим: часы, будильник, таймер, секундомер, калькулятор, конвертер величин, записная книжка, календарь, диктофон, фотогалерея, музыкальный плеер, видео плеер, файловый менеджер, веб-браузер, FM-радио.
Sony Ericsson K770i (типичный представитель SE A100) кроме этого всего имеет такие программы: редактор видео, редактор фото, редактор музыки, программа для распознавания музыки (как популярный в наше время «Шазам»), фонарик (для моделей со вспышкой), защищенные паролем заметки для важной информации и программа для удаленного управления компьютером через Bluetooth, о которой немного подробнее поговорим.
Всего у этой утилиты есть три режима: Presenter, MediaPlayer и Desktop. Каждый из режимов имеет горячие клавиши для регулирования уровня звука, переключения слайдов, перемотки музыки/видео или работы непосредственно на рабочем столе Windows. Работает телефон с любой версией OS от Microsoft без всяких «костылей». То есть достаточно лишь связать два девайса и готово.
Sony Ericsson K770i позволяет управлять компьютером с дивана, благодаря чему можно ставить фильм на паузу, переключаться между окнами, листать веб страницы или даже играть в игры.
Forza Horizon 5 работает с незначительными задержками, но ездить можно. На самом деле такая функция пригодится на презентациях, ведь так телефон может заменить пульт удаленного управления. Преподаватели в университетах оценили бы.
На этом возможности Bluetooth не заканчиваются. Более 20 лет назад телефоны Sony Ericsson умели управлять игрушечной машинкой SE CAR 100, которая была совместима с устройствами компании того времени. Важнейшим аспектом работы этого аксессуара были низкие задержки, что обеспечивало комфортное управление.
Еще один пример можно привести из собственного опыта при работе с Lego Mindstorm. Этот умный конструктор также поддерживает управление по Bluetooth, но не все телефоны хорошо работали с программой. В то время, когда Nokia 6230i и Samsung X700 не могли подключиться к Mindstorm, фото флагман Sony Ericsson K750i без проблем работал.
При необходимости владелец Sony Ericsson мог подключить телефон к ноутбуку в качестве модема, используя Bluetooth. В плане беспроводных подключений для этих телефонов не существовало никаких преград — они умели буквально все. Вот какие профили Bluetooth поддерживало большинство моделей с платформой A100:
- A2DP-Source
- AVCTP
- AVDTP
- AVRCP-Target
- BIP-ImagePush
- BNEP
- DUN-GW
- FT-Server
- GAP
- GAVDP
- Generic Object Exchange
- Headset-AG
- HFP (1.5) AG
- HID-Dev-Keyboard-HID
- HID-Dev-Pointing HID
- OBEX
- OPP-Client
- OPP-Server
- PAN-AP
- SDP
- Serial-DevA
- Serial-DevB
- Sync-Server
Умели ли это все делать телефоны других производителей? Нет, не умели. Можно ли было такое реализовать на смартфонах Symbian/Windows? Да, но не на всех. Кроме того, что нужно было найти программу с соответствующим функционалом, важным фактором оставалась аппаратная реализация Bluetooth и других компонентов.
До этого преградой становилась совместимость программного обеспечения смартфонов Windows Mobile с аппаратной составляющей и огромные проблемы с сертификацией программ на Symbian (кто имел Symbian 9.x, тот поймет насколько это серьезно). В Sony Ericsson пользователь получал не просто рабочее ПО, а еще и прямо из коробки, уже установленное и готовое к работе одним нажатием кнопки.
После платформы A100/A200 условная Symbian Series 60 v9.x казалась неудобным комбайном, который все время нужно настраивать и копаться в его программной среде для того, чтобы заставить работать то, что уже и так работает в любом Sony Ericsson без лишних манипуляций.
Собственно понятность и простота отличали «простые» телефоны SE от «продвинутых» смартфонов Nokia, которые не предлагали ничего принципиально лучшего. Высокий порог вхождения погубил Windows Mobile, а Symbian пыталась стать чем-то «народным» и стала так сильно (ну почти то же самое, что S40), что подавляющее большинство населения не видело преимуществ этой системы над Java телефонами Sony Ericsson.
Единственное, чего критически не хватало для платформы A100 — встроенный просмотрщик документов MS Office, который был в Samsung D600 2005 года, а также смартфонах на любой операционной системе. Windows Mobile Pro смартфоны умели не только просматривать *doc, *xls документы, но и редактировать их или создавать с нуля.
Также телефоны SE получали обновления «воздухом», как современные смартфоны. Проверить версию прошивки можно в настройках, где обновляем ее без использования компьютера. Корпорация Nokia с их «непревзойденными» смартфонами не могла предложить ничего подобного. Конкуренты Sony Ericsson были далеки до внедрения подобного функционала еще долгое время.
Напоследок поговорим о многозадачности. Именно это понятие применяется обычно к смартфонам, ведь впервые с одновременной работой нескольких программ пользователей познакомили КПК и разного рода коммуникаторы высокого класса. Впоследствии оно перелезло на более простые смартфоны, но не только. Телефоны Sony Ericsson умели открывать много программ одновременно, как и лучшие Symbian флагманы.
Такой функционал со временем появится в Nokia Series 40 и телефонах Samsung, но для этого понадобится не менее 3-4 лет. Любой телефон Sony Ericsson с поздней версией A100 или A200 давал возможность сворачивать Java приложения и переключаться между ними. Как показывает практика, среднестатистический телефон 2006 года с A100 способен был держать до 10 Java программ в оперативной памяти.
Более продвинутые A200, особенно последние модели, без проблем запускали 20+ приложений без их перезагрузки. Игры держались в ОЗУ и не вылетали, хотя общая производительность телефона могла снизиться. Такому могут позавидовать даже современные Android флагманы с их ужасным RAM-менеджментом.
В этом всплывающем меню также есть дополнительные вкладки, где можно настроить быстрый запуск, добавляя любые программы, пункты главного меню, игры и тому подобное. Интересна программа «Phone Status», которая показывает модель телефона, уровень аккумулятора в % (тогда это умели далеко не все производители) и уровень наполненности памяти.
Ни один телефон тех времен от Samsung, Nokia, LG, Motorola, Fly, Alcatel, Phillips не мог показать того, что умели Sony Ericsson. Только смартфоны давали такой уровень возможностей, но при условии установки сторонних программ. Это в свою очередь создавало барьер между человеком и техникой, который часто был слишком большим, чтобы реализовать все возможности умного телефона. Именно из-за высокого порога вхождения тогдашние смартфоны Symbian Series 60 использовались не по назначению, а точнее без установки *sis приложений.
Cyber Shot в каждую семью
Компания Sony Ericsson обычно не пыталась экономить на чем-то, чтобы дать лучшее соотношение технических характеристик к стоимости. Прежде всего это касается качества изготовления всех компонентов, а особенно камер. Именно благодаря Cyber Shot пользователи познакомились с качественным мобильным фото.
Большинство телефонов того времени имели фиксированный фокус и не могли нормально сфотографировать текст или любой объект вблизи. Например, Nokia X7 2011 года выпуска не имел автофокуса и выдавал размазанные снимки, как и хитовые бюджетники Samsung S5230 Star.
Не меньшую роль играла вспышка, которая нивелировала низкую светочувствительность. Почти все камерофоны Sony Ericsson имели автофокус, вспышку и защитную шторку камеры, что стало их визитной карточкой. Samsung Galaxy S1 2010 года выпуска не имел вспышки и сравнительно слабую камеру, которая проигрывала по уровню детализации Sony Ericsson K790i 2006 года выпуска.
Кнопочные Java телефоны Sony Ericsson со вспышкой и автофокусом: K750, D750, W800, W900, W810, K790, K800, W700, K550, K810, K850, K770, C702, C905, W902, C902, C510, G705, W705, W715, C901, C903, W995, Yari, Elm, Hazel.
А что там у конкурентов? Кнопочные телефоны/смартфоны Samsung со вспышкой и автофокусом: D900, U600, U700, i550, G600, G800, G810, U900, i8510, S7330, S7220, S7350, S9402, i7110, S5550. Список вдвое меньше, хотя в общем различных моделей Samsung выпускал до трех раз больше.
У классических Nokia также не густо с комбинацией вспышка + автофокус: N90, N93, N73, N95, N82, N78, N79, N96, N85, N86, 6500 Slide, E66, E71, 6700, 6720, 6710, E52, 6700 Slide, 6600i Slide, E75, E90. Это при том, что большинство из этих моделей были как минимум на 50% дороже аналогичных Sony Ericsson.
Сравним несколько фото на Sony Ericsson K770i и Samsung S5350. Корейский телефон примерно одного класса, моложе японского на три года, у обоих 3.2 МП камера, но качество съемки принципиально отличается.
Samsung S5350:
Sony Ericsson K770i:
В дневных условиях снимки неплохие в обоих вариантах, но вспышка дает огромное преимущество ночью. Автофокус делает свое дело, поэтому имеем вполне нечитабельный текст у Samsung и высокую контрастность у Sony Ericsson. Конечно, справедливо было бы сравнивать с условным Nokia N82, но это принципиально более высокая ценовая категория.
Компания делала акцент на мобильном фото, ведь в телефонах была установлена программа-инструкция, где пользователь получал полезные советы и подсказки. На самом деле утилита довольно полезная и не исключено, что воспитала много людей, которые ценят и умеют делать красивые снимки.
На клавиатуре Sony Ericsson K770i нанесены специальные пиктограммы, которые подсвечиваются в режиме камеры. Так владелец видит функции горячего доступа сразу, не копаясь в настройках. Очень удобно и практично, особенно на фоне камер в Nokia N-Series.
Главным недостатком камер Sony Ericsson было качество видео. Большинство топовых камерофонов SE писали действительно ужасные видеоролики с низким разрешением и невысокой частотой кадров. Например, SE K770i записывает видео 177х144 пикселей.
Когда телефон понимает своего владельца
Почти все телефоны того времени имели мизерный объем встроенной памяти, часто не более 100 МБ, поэтому использование карт памяти было буквально обязательным для любителей фото, музыки или огромного количества игр.
Редко какой Sony Ericsson не имел комплектную карту Memory Stick или Memory Stick Micro. Например, к K770i шла карта на 256 МБ, к недорогим музыкальным моделям W800 клали по 512 МБ, позже по 1-2 ГБ, а флагман SE W902 получил 8 ГБ в комплекте.
Такую практику имели и некоторые серии Nokia, особенно музыкальные, но на этом все. Большинство производителей жалели доставить карточку, потому что хотели снизить себестоимость телефона экономя на всем. Обычный человек, не технически продвинутый пользователь, не захочет подбирать карточку нужного формата, а хочет сразу чтобы телефон работал как положено, то есть все нужное уже в коробке.
Но это все мелочи (за деньги покупателя) по сравнению с тем, как реализована поддержка карт памяти на программном уровне. Чтобы понять всю суть и боль пользователей других производителей, сделаем небольшое объяснение понятия «по умолчанию». Google платит миллиарды долларов за то, чтобы их поиск был по умолчанию в устройствах Apple, потому что подавляющее большинство пользователей не будут менять поисковую систему, а некоторые не изменят начальную страницу и т. Д.
Именно этот подход еще давно понимали в компании Sony Ericsson, поэтому по умолчанию все игры, приложения, фото, видео и другие файлы хранятся на карте памяти без ручного вмешательства человека. Встроенного объема ПЗУ не хватало активным пользователям на любом телефоне, но далеко не все модели умели ставить приложения на карту памяти.
Например, в SE K770i встроенной памяти всего 16 МБ. При установке игры она автоматически сохраняется на карточке, откуда уже можно вручную переносить на телефон. В смартфонах Nokia также можно установить приложение на внешний носитель информации, но по умолчанию пользователю предлагают именно встроенную память. Встречались и такие программы, которые отказывались работать на картах памяти.
Ситуация на Windows Mobile еще хуже. Кроме изменения стандартного хранилища, владелец смартфона сталкивался с проблемой кэширования. Многие программы, установленные на SD карту, оставляли кэш во встроенной памяти устройства, из-за чего небольшой объем ПЗУ на Samsung i200, i320, i600, i780, B7350 забивался даже у продвинутых пользователей через месяц-два использования.
Установить тысячу Java приложений на телефон с картой памяти 8 ГБ? Нет проблем, это же Sony Ericsson, можно загружать сколько угодно, ни одно из них не проникнет во внутреннюю память без разрешения владельца. Инженеры уже позаботились, чтобы владелец нажимал лишь одну кнопку при инсталляции *jar файла, без открытия ненужных всплывающих меню с изменением места сохранения.
Выводы
Без сомнений, телефоны Sony Ericsson часто превосходили по возможностям всех конкурентов и не проигрывали технически лучшим смартфонам тех времен. Платформа SE A100 предлагала невиданный функционал с полноценной многозадачностью и невероятно большим перечнем встроенных программ. Добавляем к этому лучшую на рынке Java машину и получаем ультимативную (и значительно более удобную) замену смартфонам.
Еще одной особенностью Sony Ericsson были их камеры с автофокусом и вспышкой. Почти половина моделей производителя имели эти привилегии, чего не сказать о технике конкурентов. Недешевые, качественные, сбалансированные аппаратно и программно телефоны, которые давали возможности на уровне смартфонов того времени. Самое главное, что они были удобными, понятными и простыми для рядового пользователя.
Крах кнопочных телефонов был неизбежен, но компания Sony Ericsson до последнего поддерживала это направление. С другой стороны, после выхода SE K790 началась стагнация без серьезных улучшений. Усовершенствования платформы A200 относительно A100 были минорными, а Apple iPhone в 2007 году заставил всех производителей пересмотреть планы на будущие релизы.
Конкуренты развивались быстрее, мгновенно адаптируясь под новые реалии рынка, которые навязала крупнейшая технокорпорация современности, поэтому вымирание легендарных Java телефонов Sony Ericsson было неизбежным. Большое «яблоко» и «зеленый робот» беспощадно уничтожили все платформы, в том числе SE A200. Люди больше не хотели нажимать клавиши, люди хотели потреблять вертикальный контент на большом дисплее, пролистывая ленту пальцами.
Несмотря на это, до эпохи массового засилья iOS/Android кнопочные телефоны Sony Ericsson достойно себя показывали в плане функционала и технических возможностей. Они уверенно побеждали конкурентов, на несколько лет опережая их, особенно в программной части. Не зря шведско-японские мобильные телефоны завоевали звание образцовых в своем классе и вошли в историю как победители.
Золотые медали компании от редакции ITC:
- Sony Ericsson K300i — лучший бюджетный камерофон с поддержкой MP4 2004 года;
- Sony Ericsson K750i — лучший камерофон и лучший телефон 2005 года;
- Sony Ericsson K790i — лучший камерофон и лучший телефон 2006 года;
- Sony Ericsson A100/A200 — лучшая мобильная Java платформа за все время существования J2ME;
Стоит отметить следующие особенности:
- Лучшая поддержка Bluetooth протоколов;
- Самый лучший музыкальный проигрыватель Walkman;
- Самая лучшая поддержка и самая высокая производительность Java 2ME;
- Самый лучший набор предустановленных программ;
Не менее достойны внимания:
- Sony Ericsson Satio — лучший камерофон и лучший Symbian смартфон 2009 года;
- Sony Ericsson Elm — лучший кнопочный моноблок высокого класса 2009 года;
- Sony Ericsson Cedar — лучший кнопочный телефон бюджетного класса 2010 года;
- Sony Ericsson Xperia Play — лучший игровой Android смартфон 2011 года и лучший игровой смартфон за все время;