Первый автомобиль марки Tatra был выпущен 105 лет назад в чешском городе Копршивнице – на заводе Kopřivnická vozovka, a.s. Дело в том, что в 1918 году легковая машина этого предприятия – модели U успешно прошла испытания в трудных горных условиях – в Высоких Татрах. И потому слово «Tatra» решили использовать в рекламных целях.
Первенцем нового бренда стал автомобиль TL4 грузоподъемностью 4,0 т. Эта модель с мотором в 35 л. с. выпускалась еще с 1916 года. Она хорошо показала себя на военных дорогах и оставалась на производстве до конца 1924 года.
Tatra TL4 (1919 г.)
Максимальная скорость на сплошных резиновых шинах составляла 25 км/ч, а варианте со стальными ободами (были и такие) – 15 км/ч. На машине был установлен 140-литровый бак. Расход топлива составлял 40 л на 100 км.
Весной 1923 года на Пражском автосалоне была представлена революционная легковая модель Tatra 11 – детище талантливого конструктора Ганса Ледвинки. Ее основные новаторские черты позаимствовал и первый послевоенный грузовик марки Tatra – однотонная модель Tatra 13.
Tatra 13 (1925 г.)
Вместо традиционной лонжеронной рамы она имела продольную трубу, отлично работающую на скручивание. А подвеска всех колес была независимой – на качающихся полуосях и поперечных полуэллиптических рессорах.
Tatra 92 (1937 г.)
Такую схему применяли и на всех последующих грузовиках Tatra в течение многих лет. В 20-30-е гг. появился целый ряд легких грузовиков с колесной формулой 4х2 и 6х4. В числе последних – известные двухтонные армейские машины Tatra 82 (1935 г.) и Tatra 92 (1937 г.).
Tatra 85/91 (1936 г.)
Подобная рама-труба и независимая подвеска применялись и на тяжелых грузовиках Tatra 20-х – 30-х гг. Среди них нужно назвать Tatra 85/91 (1936 г.) – первенец марки, получивший дизельный двигатель – 6-цилиндровый агрегат в 7,3 л, мощностью 85 л. с. Примечательно, что машина имела компоновку с кабиной над двигателем.
Tatra 111 (1943 г.)
Особо нужно сказать о знаменитом автомобиле Tatra 111 (6х6) грузоподъемностью до 10 т. Данная машина продержалась на производство два десятилетия – с 1943 по 1962 год. Это был первый в мире грузовик тяжелого класса, получивший дизель воздушного охлаждения. Агрегат V12 (14,8 л) развивал в разных вариантах 180 – 210 л. с. Максимальная скорость превышала 60 км/ч. Всего было выпущено 33 960 таких машин.
Tatra 138 (1958 – 73 гг.) и Tatra 148 (1969 – 83 гг.)
Наследниками их были капотные грузовики Tatra 138 (1958 – 73 гг.) и Tatra 148 (1969 – 83 гг.). Внешне они отличались от предшественника оригинальным, модным тогда дизайном. Грузоподъемность их составляла соответственно 12 и 15 т. Дизельные «воздушники» V8 развивали до 220 л. с.
Нужно сказать, что названные грузовики, начиная с Tatra 111, ввозились и к нам в страну. Всего в 1956 – 77 гг. их импорт составил 25 тыс. машин, главным образом строительных амосвалов. А позже, в 80-е гг. к ним добавилось и некоторое количество бескапотных грузовиков Tatra 815.
Tatra 815
На наших дорогах можно было встретить и тяжелые машины уникального семейства Tatra 813, в которое входили двух-, трех- и четырехосные полноприводные автомобили. Самый крупный из них – Kolos (8х8) имел двигатель V12 (17,6 л) в 250 л. с. и 20-ступенчатую трансмиссию. Он мог работать в составе автопоезда полной массой 100 т и развивал до 80 км/ч.
Tatra 813 Kolos (8х8)