Вселенский патриарх Варфоломей I призвал христиан восточного и западного обрядов отмечать Светлое Христово Воскресение – Пасху - в один день. Это уже не первое обращение патриарха по поводу единой даты - дискуссия о единой Пасхе для католиков и православных длится как минимум десять лет в новой истории и более полутора тысячи лет – с Никейского собора в 325 году, где дата празднования и была установлена. Коротко про – об истории пасхального вопроса.
Что важнее – дата или событие?
В следующем году даты православной и католической Пасхи совпадут – 20 апреля. В этом нет ничего уникального: за последние годы Пасхи совпадали в 2014-м (20 апреля) и в 2017-м (16 апреля), а затем совпадение дат намечено на уже упомянутый 2025 год, 2028-й (16 апреля), 2031-й (13 апреля) и т.д.
Во все остальные годы католическая и православная Пасхи разведены во времени, и разница между ними может составлять больше месяца. Например, в этом году католики уже отметили Воскресение Христово 31 марта, а православные сделают это аж 5 мая (аналогичные даты были в 2013 году).
- Это скандал - праздновать отдельно уникальное событие единого Воскресения единого Господа, - сказал в недавней проповеди Патриарх Варфоломей I. - Мы молим Господа славы, чтобы предстоящее празднование Пасхи в следующем году было не просто случайным событием, а, скорее, началом единой даты ее празднования как восточным, так и западным христианством.
Скандал не скандал, но что-то несуразное в этом есть, хотя, конечно, все уже привыкли – сколько лет, например, Рождество Христа праздновали дважды в год? А Папа Римский даже пошутил на эту тему:
- Христиане могут сказать друг другу: «Когда Христос воскрес из мертвых? Мой Христос воскрес сегодня, а твой - на следующей неделе».
В конце концов, важно само событие, а не дата. Просто даты тут – не просто камни преткновения, а целые валуны неприступности. И разобраться в этом несведущему в религиозных делах человеку непросто. Да что там – на Никейском соборе, где собрались церковные авторитеты, обсуждение даты Пасхи шло два месяца. В 2025 году церковь отметит 1700-летие созыва Первого Вселенского синода в Никее, к этой дате и хотят приурочить единый день празднования Пасхи.
Отвязались от Песаха
Различие между датами Пасхи в восточной и западной традициях связано с разницей в вычислении весеннего равноденствия. Из школьной программы мы помним, что этот день всегда один – 21 марта (очень редко – 20-е). В церковной науке день весеннего равноденствия вычисляется не астрономически, а совершенно по иным формулам, выведенным исходя из 19-летнего лунного цикла, дат полнолуния и равноденствия и прочих церковных и библейских указаний.
Но во времена Никейского собора (в 325 году) этот день все еще выпадал на 21 марта. И Собор постановил, что Пасха должна всегда праздноваться после дня весеннего равноденствия. До этого христианская Пасха была привязана к празднованию аналогичного иудейского дня – Песах. Но часто Песах выпадал на тот самый день равноденствия, поэтому от привязки к этому дню быстро отказались.
Было решено отмечать Светлый праздник в первое воскресенье после наступления полнолуния, которое выпадает на период после весеннего равноденствия. И при этом отмечать надобно всегда позже Пасхи еврейской. Если случается совпадение, то правила предписывали перейти к полнолунию следующего месяца. Этот момент собравшиеся на Соборе называли самым важным, и даже пошли на то, чтобы главный христианский праздник был передвижным по календарю.
Постановление о дате празднования Пасхи не сохранилось, но упоминается в 1-м Послании отцов Собора к Церкви Александрийской:
- Все восточные братья, прежде праздновавшие Пасху вместе с иудеями, отныне будут праздновать ее согласно с римлянами, с нами и со всеми, которые издревле хранят ее по-нашему.
Было бы замечательно
В V веке все христиане, как на Востоке, так и на Западе, праздновали Пасху в один день. Продолжалось это единство до XVI века, пока не случился раскол восточных и западных христиан «благодаря» новому календарю, предложенному Папой Римским Григорием XIII. Его отвергла православная церковь, поскольку сдвиг вперед на десять дней ломал все графики Пасхалий (расчетов дат Пасхи). Естественно, после календарной реформы последовала и реформа пасхальная.
В итоге получилось то, что мы видим сейчас: католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской, что строго запрещается церковными канонами, принятыми еще на Никейском соборе. Восточная же церковь сохранила прежний, юлианский календарь, и даже попытка в 1923 году перевести ее на новоюлианский календарь не увенчалась особым успехом.
При этом григорианский календарь принят большей частью мира в качестве стандартного календаря, который более точно учитывает даты и времена года. Поэтому вопрос, по какому календарю будет отмечаться единая Пасха, в случае принятия такого решения, не стоит. По григорианскому.
Понятно, что часть мировых церквей восточного направления не примут новый календарь и новую единую Пасху, отмечая ее по старым канонам.
С Варфоломеем согласен и Папа Римский Франциск, который почти каждый год призывает христиан всех конфессий объединиться в вопросе празднования Пасхи.
- Как было бы замечательно, если бы это (общая Пасха в 2025 году. – Авт.) стало конкретным началом всегда совместного празднования Пасхи! Сегодня задача богословов - распространять новые и удивительные проблески вечного Света Христа в доме Церкви и во тьме мира, - сказал Папа на встрече с богословами в декабре прошлого года.
С 1 сентября 2023 года Украинская греко-католическая церковь перешла на новый стиль для неподвижных праздников с сохранением действующей Пасхалии. Православная церковь Украины также предоставила возможность отдельным приходам и монастырям переходить на новый стиль для неподвижных праздников. Доброе намерение ввести новый пасхальный календарь есть – заверяют и Папа Римский, и Вселенский патриарх.