Новая эра глобального перевооружения набирает обороты, и она будет означать огромные расходы и непростые решения для западных правительств, которые и так борются с пошатнувшимися государственными финансами. И это несмотря на то, что в прошлом году мировые расходы на оборону достигли рекордных $2,2 трлн, пишет Bloomberg.
Увеличение расходов на оборону
Согласно материалу издания, страны Европейского союза только начали задумываться о том, чего потребует безопасность XXI века в условиях агрессивной России, наседающей на их восточные границы, нестабильного Ближнего Востока и расширения китайской армии, перетягивающей на себя внимание Вашингтона в Тихоокеанском регионе.
Политические лидеры приветствуют прогресс в достижении целей НАТО, согласно которым члены Альянса должны выделять на оборону 2% своего валового внутреннего продукта. Однако чиновники, занимающиеся вопросами безопасности, говорят, что для выполнения планов альянса военные бюджеты, возможно, придется поднять до уровня расходов времен холодной войны — до 4%.
Если США и их союзники по Группе семи достигнут такого уровня, это будет равносильно более чем $10 трлн дополнительных обязательств в течение следующего десятилетия, согласно расчетам Bloomberg Economics.
— Дивиденды мира после холодной войны подходят к концу. Это, вероятно, окажет преобразующее воздействие на оборонные компании, государственные финансы и финансовые рынки, — говорит Дженнифер Уэлч, главный аналитик Bloomberg Economics по геоэкономике.
Жестокая реальность для США и их союзников заключается в том, что усиленное давление Владимира Путина против Украины означает, что им необходимо резко усилить оборону в Восточной Европе одновременно с созданием противовеса Китаю — в то время как эта страна наращивает сотрудничество с Москвой.
Китайский правитель Си Цзиньпин недвусмысленно заявляет о своем стремлении поставить Тайвань под контроль Пекина, если потребуется, силой, и все активнее заявляет о территориальных претензиях Китая в других регионах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Эти двойные угрозы заставляют западных лидеров — и их избирателей — решать проблемы, связанные с налогами, социальным обеспечением и государственными займами, которые назревали годами, по мере того как они приходят к пониманию компромиссов, которые принесет возвращение соперничества великих держав, пишет издание.
— Я не предвижу бюджетного кризиса, вызванного увеличением расходов на оборону. Но меня беспокоит кризис национальной безопасности, вызванный неспособностью защитить свою страну, — говорит Саймон Джонсон из Массачусетского технологического института, который ранее был главным экономистом Международного валютного фонда.
Новая парадигма для стран НАТО
Как пишет издание, согласно анализу Bloomberg Economics, “растущее бремя подготовки к войне создаст новую финансовую парадигму” для большинства членов НАТО.
Даже простое соблюдение установленного Альянсом минимума в 2% годового ВВП на военные расходы затормозит большую часть постпандемической консолидации долга ЕС. Достижение уровня в 4% заставит более слабые государства блока сделать болезненный выбор между еще более глубоким уровнем заимствований, значительным сокращением других частей бюджета или повышением налогов.
Франция, Италия и Испания будут особенно уязвимы, если дополнительные расходы будут финансироваться через рынки облигаций, а государственный долг Рима подскочит до 179% от объема производства к 2034 году с 144% в этом году.
Даже США, которые уже выделяют на оборону 3,3 % своего годового ВВП, в следующем десятилетии увидят рост заимствований до 131 % с 99 %, если доведут свой военный бюджет до 4 %.
Как отмечает издание, последствия могут проявиться, когда МВФ опубликует обновленные прогнозы по долгам на следующей неделе на своем весеннем заседании. Его чиновники уже посоветовали странам постепенно начинать восстанавливать бюджетные резервы на фоне роста, который в ближайшие полдесятилетия, вероятно, будет слабее, чем до пандемии Covid-19.
Фото: Getty Images
Расходы на оборону растут не только у Европы и США
Хотя войны РФ против Украины и конфликт в Газе привлекли внимание к Европе и Ближнему Востоку, резкое увеличение военных бюджетов — глобальное явление, пишет Bloomberg.
В 2024 году расходы на оборону Китая вырастут на 7,2 % — больше, чем за последние пять лет. Малайзия возглавляет прогнозы ежегодного роста расходов 22 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличив их на 10,2 %, а общая сумма расходов в этом году составит $4,2 млрд, согласно анализу оборонной компании Janes. За ним следует Филиппины с ростом на 8,5 % и $6,6 млрд.
В США администрация президента Джо Байдена запросит увеличение на 1% для военного бюджета, который уже сейчас превосходит военный бюджет любой другой страны, и Мэтью Кройниг из Атлантического совета говорит, что его необходимо удвоить в процентном отношении к ВВП.
— США еще не достигли того уровня, на котором они должны быть, — сказал он.
Bloomberg задается вопросом, как в будущем вновь милитаризованный мир сможет примирить такие обязательства с ограниченными налоговыми поступлениями и все возрастающими потребностями в социальном обеспечении и здравоохранении.
— Именно с учетом этого обстоятельства и перспективы второго срока (в роли президента США, — Ред.) скептически настроенного к НАТО Дональда Трампа 27 лидеров ЕС в конце марта начали трудные дискуссии о том, как финансировать масштабную модернизацию своего оборонного сектора и при этом сохранить помощь Киеву. Февральские комментарии Трампа, посеявшие сомнения по поводу помощи США Европе в случае войны, придали этим переговорам дополнительную остроту, — отмечает издание.
По оценке Bloomberg, несмотря на такие опасения, члены НАТО вряд ли согласятся на твердое обязательство тратить на оборону до 4% ВВП в ближайшее время. В прошлом году они согласились усилить свое обязательство тратить не менее 2 %, но даже это вызвало бурные споры.
Для инвесторов наиболее привлекательным вариантом было бы расширение выпуска совместно обеспеченных еврооблигаций, которые финансировали бы план восстановления ЕС после пандемии. Такая структура позволила бы воспользоваться спросом на европейские ценные бумаги с рейтингом ААА и оградить отдельные страны от растущего бремени.
Фоном для подобных дискуссий служит и план НАТО по проведению одной из самых масштабных модернизаций своей обороны с момента окончания холодной войны.
Альянс намерен привести в повышенную готовность около 300 тыс. военнослужащих, а его члены смогут увеличить численность восьми многонациональных боевых групп на своем восточном фланге, каждая из которых в настоящее время насчитывает около 1 тыс. военнослужащих, до размеров бригады численностью до 5,5 тыс. человек.
— Необходимо срочно увеличить численность, — говорит Оана Лунгеску, аналитик лондонского аналитического центра RUSI и бывший пресс-секретарь НАТО.
По ее словам, Альянсу необходимо заполнить застарелые пробелы, такие как противовоздушная оборона, пополнить запасы оружия и боеприпасов, а также продолжать инвестировать в новые технологии, чтобы сохранить свое преимущество над Россией.
Украине также потребуется постоянная поддержка, поскольку она переживает третий год войны с Россией, указывает Bloomberg.
Саймон Джонсон из Массачусетского технологического института резюмирует тем, что хотя все это может повлечь за собой расходы, которые западные политические лидеры едва начали подсчитывать, это, “вероятно, все же лучше, чем альтернатива”.
Он напомнил, что западным странам надо “сопоставить это с тем, что произойдет, если вы не потратите деньги“, а также с тем, “что это будет означать для вашей страны, вашей экономики и инвесторов”.