Шаг к независимости от власти.
Ныне действующий закон об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека был принят еще в декабре 1997 года.
Первым омбудсманом была избрана Нина Карпачева, которую потом еще переизбирали четыре раза подряд.
С 2012 года ее сменила Валерия Лутковская, с 2018-го на этом посту - Людмила Денисова, а с 2022-го - Дмитрий Лубинец.
Денисова не отбыла в этой должности отведенный ей для работы срок в пять лет - Верховная Рада досрочно уволила ее на закрытом заседании в конце мая 2022 года.
Относительно этого скандального увольнения у правозащитных организаций были вопросы.
В частности, общественная сеть "Опора" анализировала и объясняла, почему такой шаг парламента нарушил законодательство.
Обратили внимание на это и в ООН.
"Сегодняшнее увольнение Уполномоченной Верховной Рады Украины по правам человека Людмилы Денисовой по недавно принятому закону противоречит международным стандартам и подрывает независимость этого важного правозащитного института в Украине.
Мы считаем, что сейчас, как никогда, для Украины важно иметь независимый и сильный институт, который сможет беспристрастно расследовать нарушения прав человека и поддерживать пострадавших в поиске справедливости и возмещения вреда.
Международные стандарты требуют, чтобы законодательство, регулирующее такие институции, содержало независимый и объективный процесс увольнения с четко определенными основаниями", - так отреагировала на это увольнение Мониторинговая миссия ООН по правам человека.
Эта организация также призвала украинские власти немедленно принять меры для обеспечения независимости Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и соблюдать международные стандарты в законодательстве и на практике.
Разработка изменений в Закон "Об Уполномоченном Верховной Рады по правам человека" была одним из публичных обещаний вскоре назначенного омбудсмана Дмитрия Лубинца.
Предложенные недавно Офисом Уполномоченного предложения предусматривают:.
- приведение законодательства в соответствие с рекомендациями Совета Европы и ENNHRI (Европейской сети национальных правозащитных институций);.
- усиление гарантий независимости институции уполномоченного;.
- обновление процедуры выдвижения на должность уполномоченного, изменение организационной структуры Секретариата, расширение мандата в условиях военного положения;.
- новый подход к рассмотрению обращений граждан;.
- введение должностей заместителей уполномоченного по направлениям и представителей уполномоченного в регионах;.
- усовершенствование реализации функций НПМ (Национального превентивного механизма).
"Сейчас можем считать это обещание (Лубинца - ред.) выполненным, и хорошо, что это произошло на второй год его работы, а не в конце каденции, когда парламент снова будет выбирать нового Уполномоченного.
Таким образом, есть возможность не менять правила игры накануне, а хорошо к этому подготовиться",- отмечает глава Центра прав человека ZMINA Татьяна Печончик.
Права и ограничения.
В целом разработанные Офисом Омбудсмана изменения, по мнению Печончик, соответствуют тем рекомендациям, которые много лет предлагали правозащитные организации.
В частности, речь идет о введении конкурсной процедуры избрания уполномоченного, участия в ней общественных организаций, снижении возрастного ценза для кандидатов на должность омбудсмана с 40 до 35 лет, устранении коллизии в законодательстве относительно тайной и открытой процедуры голосования.
Сказано также, что кандидат должен иметь высшее образование, соответствующий профессиональный опыт, в том числе и в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина на протяжении не менее десяти лет, высокие моральные качества и не менее пяти лет до избрания проживать в Украине.
Вместе с тем уполномоченным не может быть человек с непогашенной и не снятой судимостью, кроме реабилитированных, а также должность не может занять гражданин другого государства.
Среди предложений правозащитников, учтенных в подготовленных изменениях, также указывается предоставление уполномоченному возможности выносить предписания госструктурам для того, чтобы эффективнее защищать интересы граждан и запретить избираться людям, которые в течение последних пяти лет работали в силовых структурах.
Среди изменений в профильное законодательство в отношении омбудсмана предлагают еще внести запрет одному и тому же человеку занимать должность уполномоченного больше, чем дважды, чтобы уникальный пример Карпачевой, которая пять сроков была омбудсманом, остался для истории.
Также указано, что уполномоченный не может быть членом политической партии, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие должности в государственных органах и органах местного самоуправления, выполнять другую оплачиваемую или неоплачиваемую работу в государственных органах, органах местного самоуправления, объединениях граждан, предприятиях, учреждениях, организациях, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
Если хотя бы одно из вышеупомянутых оснований существует, то избранному омбудсману дадут 15 дней на то, чтобы это исправить.
Иначе он не сможет принести присягу.
А если нарушит срок, то парламент должен его уволить.
Авторы изменений также предлагают, чтобы перед увольнением уполномоченный имел право выступить с трибуны Верховной Рады на пленарном заседании для обнародования своей позиции.
Что касается дополнительной деятельности омбудсмана, то она может быть, но только преподавательская, научная и творческая.
Сказано также, что новый законопроект, ныне находящийся в стадии обсуждения, усиливает гарантии независимости институции, в частности, защищает финансовую устойчивость Офиса омбудсмана, предполагая, что его финансирование на каждый новый год не может быть уменьшено по сравнению с предыдущим, усиливается влияние уполномоченного на уровне парламента и правительства, когда речь идет о документах, касающихся прав человека.
Ожидается, что в течение двух недель будет обнародован текст законопроекта для общественного обсуждения, а после внесения предложений и поправок его зарегистрируют в парламенте.
"Надеемся, что Верховная Рада поддержит предложенные изменения в 24 нормативно-правовых актах: кодексы и законы Украины, без изменений к которым внедрение новых подходов невозможно.
Это долгожданные изменения, которые соответствуют Парижским принципам и особенно уместны в контексте движения в ЕС", - подытожила Татьяна Печончик.
Галина Гирак.